Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.63)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Роман Майка

Независимый аналитик, эксперт РСМД

В ноябре 2017 телеканал RT America был зарегистрирован в Минюсте США в качестве иностранного агента. В контексте обострения двусторонних отношений между Россией и США, а также громких заявлений со стороны официальных лиц обеих сторон данное решение американских властей выглядит как еще один элемент в антироссийской кампании. Если для двусторонних отношений данное решение уже нанесло ущерб, вызвав ответную реакцию со стороны России, то каким образом решение американских властей отразится на работе телеканале в целом и повлияет ли данный прецедент на общемировую практику контроля за деятельностью иностранных медиа?

В ноябре 2017 г. телеканал RT America был зарегистрирован в Минюсте США в качестве иностранного агента. В контексте обострения двусторонних отношений между Россией и США, а также громких заявлений со стороны официальных лиц обеих сторон данное решение американских властей выглядит как еще один элемент в антироссийской кампании. Если для двусторонних отношений данное решение уже нанесло ущерб, вызвав ответную реакцию со стороны России, то каким образом решение американских властей отразится на работе телеканала в целом и повлияет ли данный прецедент на общемировую практику контроля за деятельностью иностранных медиа?

Предпосылки

Практически сразу после запуска в 2010 г. телеканал RT America заклеймили «главным пропагандистом и рупором Кремля». Изначально телеканал возложил на себя достаточно тяжелую миссию. Работать с американской аудиторией, которая во многом еще консервативна по отношению к России и её советскому прошлому, — задача действительно не из легких. Однако канал все же сумел занять определенную нишу и уже через четыре года смог похвастаться более чем двухмиллионной аудиторией ежедневно, а в ноябре 2015 г. онлайн-контент RT получали 9,1 миллиона человек. Безусловно, до таких гигантов, как Fox News, CNN или американское подразделение BBC еще далеко, но для иностранного телеканала, к тому же с названием Russia Today, цифры весомые. Американская пресса с интересом отнеслась к новому явлению, периодически то обвиняя телеканал в завышении рейтингов (1; 2), то называя его «идеальным информационным оружием Кремля».

Впервые идея о том, что RT следует зарегистрировать в качестве иностранного агента, прозвучала еще в 2015 г., однако данный дискурс в дальнейшем не получил продолжения, вплоть до начала активной фазы президентской кампании Трампа. Новая волна антироссийской истерии вылилась в доклад, подготовленный американским аналитическим центром Atlantic Council (председателем которого является Джон Хантсман, действующий посол США в России), «Agent of Influence: Should Russia’s RT Register as a Foreign Agent». Авторы доклада приходят к выводу, что RT продвигает интересы России и использует все коммуникационные каналы с целью повлиять на внутреннюю и внешнюю политику США, и в связи с этим телеканалу необходимо зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Доклад вызвал широкий резонанс в научной и журналистской среде и в результате этого Генеральная прокуратура США потребовала от телеканала подать документы на регистрацию в качестве иностранного агента в Министерство юстиции.

Согласно докладу Atlantic Council, телеканал активно участвовал в президентской кампании 2016 года, однобоко освещая события. «RT использовал часть своего влияния на то, чтобы очернить репутацию Хиллари Клинтон, акцентируясь лишь на негативных сторонах ее президентской кампании, таких как утечка писем, обвинения в коррупции, плохом здоровье и связях с исламистами, в то время как ныне избранный президент Дональд Трамп получал одобрительные комментарии». Тем не менее, согласно изданию New York Times, нельзя сказать, что RT освещал предвыборную кампанию лишь поддерживая Трампа. Крис Хеджес, ведущий программы RT и бывший корреспондент New York Times, заявлял, что Трамп «склонен ко лжи и манипуляциям», а Эд Шульц спрашивал у гостей своего шоу на RT: «Кто способен остановить Дональда Трампа?».

Законодательная база, или FARA в действии

В США действует закон «О регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA), под действие которого попал телеканал RT. FARA был создан в 1938 г. с целью противодействия немецкой пропаганде, а впоследствии — советским ТАСС, «Известиям» и газете «Правда». Закон требует, чтобы все частные лица и компании, работающие на зарубежные государства, заявили общественности о себе и о целях своей деятельности. Акт направлен на то, чтобы американский народ не вводили в заблуждение тем, что информация, распространяемая иностранными агентами, происходит от незаинтересованного источника. Также FARA подразумевает, что иностранный агент вовлечен в политическую активность. Регистрация в качестве иностранного агента обяжет телеканал использовать плашку «distributed by an agent on behalf of the foreign principal» во время телевещания, на официальном сайте и в социальных сетях, а также отправлять в правительство США двухгодичные отчеты, раскрывающие любые средства, получаемые со стороны иностранного государства.

Насколько распространена подобная практика в США?

Согласно квартальному отчету FARA на начало 2017 года, лишь несколько СМИ попали под действие закона, среди них: China Daily (Примечание: на сайте China Daily не указано о том, что они являются иностранными агентами), японское NHK Costomedia и корейское Korean Broadcasting System. China Daily имеет ежедневный тираж более 200 тысяч, но при этом не имеет аналогичной сети телевещания. Таким образом, RT пока что является единственным иностранным телеканалом с развитой сетью телевещания, который зарегистрировался в качестве иностранного агента.

Свобода слова и Конституция

В США очень трепетно относятся к любым попыткам ограничения свободы слова, поэтому вопрос, является ли это нарушением Первой Поправки Конституции, встает даже у самой русофобной аудитории. Авторы доклада «Agent of Influence» объясняют это тем, что RT является скорее лоббистским инструментом российского правительства, чем медиа, и к тому же регистрация в качестве иностранного агента никак не отразится на работе телеканала. Руководствуясь именно данной логикой, что телекомпания зарегистрирована в качестве иностранного агента, исполнительный комитет корреспондентов радио- и телевидения при Конгрессе США аннулировал аккредитацию журналистов телеканала RT.

Медиакомпании недовольны

Несмотря на официальную точку зрения о том, что иностранный агент — это всего лишь номинальный акт, который никак не повлияет на работу телеканала, крупнейшие американские холдинги также приняли оборонительную позицию. Глава холдинга Alphabet (в состав которого входит Google) заявил, что интернет-гиганту необходимо противостоять потоку дезинформации, поэтому теперь поисковая система будет искусственно понижать степень релевантности материалов RT и Sputnik. Twitter же просто запретит указанным российским медиа размещать рекламу на своей платформе, указывая на вмешательство во внутренние выборы. Решение выглядит не совсем логичным, учитывая тот факт, что Twitter предлагал RT 15% от общей доли рекламы во время выборов в США.

Все равны, но некоторые равнее

Если рассматривать другие иностранные телекомпании, которые ведут свою деятельность на территории США, получается, что BBC America, Al Jazeera и Deutsche Welle (телеканал Al Jazeera America прекратил вещание в связи низкими рейтингами в 2016 г.) не попали под закон о регистрации в качестве иностранных агентов, несмотря на государственное финансирование. Таким образом, даже если рассматривать данную тенденцию под углом ухудшения российско-американских отношений, подобная атака на СМИ (включая ответную реакцию со стороны России) вполне может создать опасный прецедент, который впоследствии может сказаться на общей практике ограничения деятельности иностранных медиа. Государствам необходимо аккуратно подходить к вопросам регулирования деятельности зарубежных СМИ, особенно в эпоху, когда это может лишь усугубить и без того сложные отношения. Отсутствие элемента демонизации в медиа, ясное донесение точки зрения, правильный акцент на аудиторию действительно способен в будущем построить мост взаимопонимания между странами. И чем быстрее придет осознание этого, тем скорее стороны получат взаимовыгодные дивиденды.

Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.63)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся