Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 74, Рейтинг: 4.96)
 (74 голоса)
Поделиться статьей
Арег Галстян

К.и.н., американист, эксперт РСМД

Решение президента Дональда Трампа перенести посольство Соединенных Штатов из Тель-Авива в Иерусалим породило активные дискуссии в информационно-аналитическом сообществе. В российской экспертной среде этот шаг преимущественно рассматривается в контексте большой геополитической игры Вашингтона на Ближнем Востоке, направленной против Ирана. Однако из поля зрения отечественных экспертов зачастую выпадает внутриполитический контекст принятия внешнеполитических решений. При тщательном рассмотрении иерусалимского кейса становится очевидно, что именно внутренние факторы сыграли здесь ключевую роль. Говоря об американо-израильских отношениях, важно обратить пристальное внимание на крупное, богатое и влиятельное евангелистское лобби, которое является основным проводником интересов Государства Израиль в США.

Плотная политическая связь между Евангелистской Америкой и Израилем была установлена в период премьерства Менахема Бегина (1977–1983). Сегодня евангелисты являются одной из крупнейших электоральных групп президента Д. Трампа и республиканской партии, потеря этой группы может негативно сказаться на грядущих ноябрьских промежуточных выборах в Конгресс и президентской кампании 2020 г.

Решение президента Дональда Трампа перенести посольство Соединенных Штатов из Тель-Авива в Иерусалим породило активные дискуссии в информационно-аналитическом сообществе. В российской экспертной среде этот шаг преимущественно рассматривается в контексте большой геополитической игры Вашингтона на Ближнем Востоке, направленной против Ирана. Однако из поля зрения отечественных экспертов зачастую выпадает внутриполитический контекст принятия внешнеполитических решений. При тщательном рассмотрении иерусалимского кейса становится очевидно, что именно внутренние факторы сыграли здесь ключевую роль. Говоря об американо-израильских отношениях, важно обратить пристальное внимание на крупное, богатое и влиятельное евангелистское лобби, которое является основным проводником интересов Государства Израиль в США.

Виталий Наумкин:
«Двойной тулуп» Трампа

Корни израильской исключительности

Плотная политическая связь между Евангелистской Америкой и Израилем была установлена в период премьерства Менахема Бегина (1977–1983). Белый дом находился под контролем демократической администрации Джимми Картера, которая стремилась поддерживать сбалансированную политику на Ближнем Востоке. Сам президент Дж. Картер пытался не придавать отношениям с Израилем статус исключительности, видя в основе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. о создании двух государств для двух народов [1]. Однако не все члены администрации разделяли эту позицию. Вице-президент Уолтер Мондейл имел чрезвычайно сильное влияние как на самого президента, так и на большинство министров, включая госсекретаря Сайруса Вэнса.

Будучи приверженцем Методистской церкви, У. Мондейл верил, что поддержка Израиля является священным долгом американца-христианина [1]. Действительно, корни евангелистской позиции в отношении Израиля и еврейского народа исходят из религиозного философского начала американской государственности. Согласно ранней версии христианской эсхатологии, Иисус вернется и установит свое тысячелетнее Царство. Однако к XVIII в. в Англии возникла новая модель эсхатологии, в которой подчеркивалась важность воссоздания земли Израиля в конце времен. В ее основе лежали три принципа британского христианства: набожность английского пуританства; концепция Британии как «нового Израиля», а также герменевтика, которая интерпретировала библейские пророческие тексты в буквальном смысле как предсказания будущего. Основателем этого движения был влиятельный политик и адвокат Генри Финч, написавший в 1621 г. трактат, в котором содержались призывы к британцам поддержать еврейское поселение в Палестине, чтобы исполнить библейское пророчество [2].

Великая французская буржуазная революция и Война за независимость американских колоний запустили процесс становления новых богословских течений, признающих важность появления Израиля как бесспорную волю Господа. Особенно активно развивалось движение «миллеритов», которые сегодня известны как «адвентисты седьмого дня». В тот период британский священник Джон Дарби популяризировал и систематизировал уже существовавшие эсхатологические концепты, одновременно развивая новую школу мышления, которая называлась «футуристический премилленаризм» [3]. Дж. Дарби проповедовал, что библейские сказания из Священных Писаний должны толковаться в пророческом смысле. Он также был убежден в исключительности роли народа Израиля как основного инструмента реализации велений Бога на земле. Согласно учению Дж. Дарби, христиане должны защищать Израиль и его народ без всяких сомнений, ибо эта миссия возложена на них Всевышним.

Эта школа предсказывает время большой скорби, кульминацией которой станет финальное сражение сил добра и зла в долине к северо-западу от Иерусалима. Историк Тимоти Вебер в своей монографии «На пути к Армагеддону. Как евангелисты стали лучшими друзьями Израиля» пишет, что для последователей учения Дж. Дарби человеческая жизнь — это перманентная борьба небесных сил с дьяволом, который установил свою власть на земле [4]. Премиллениальный диспенсационализм стал доминирующим методом библейской интерпретации и серьезно повлиял на будущих евангельских лидеров по всему миру. Один из учеников Дж. Дарби — Уильям Блэкстоун — открыл эту школу для миллионов американцев через свой бестселлер «Jesus Is Coming», изданный в 1881 г. Именно У. Блэкстоун считается отцом-основателем философии американского христианского сионизма и его первым влиятельным политическим лоббистом. В 1891 г. он призвал наиболее состоятельные американские семьи — Морганов, Рокфеллеров и Скринберов — оказать давление на президента Бенджамина Харрисона с целью создания еврейского государства в Палестине [5].

Американская внешнеполитическая традиция «гамильтонизма», твердившая об особой исторической, культурной и религиозной связи Америки и Англии, также использовалась последователями Дж. Дарби. В Британии проводником этих мыслей был влиятельный лорд Шафтсбери, активно лоббировавший идею создания Израиля. Его авторству часто приписывают лозунг «Земля без народа для народа без земли», который был взят на вооружение лидерами сионистского движения Теодором Герцелем и Максом Нордау. Шафтсбери также оказал сильное воздействие на двух ключевых британских политиков эпохи Первой мировой войны — лорда Артура Бальфура (министра иностранных дел) и Дэвида Ллойд Джорджа (премьер-министра).

В известной Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 г., направленной лидеру еврейской общины лорду Ротшильду, отмечалось, что правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели [6]. Таким образом, при существенной помощи евангелистов уже к концу Первой мировой в широких американских и британских властных коридорах шло активное обсуждение проблемы формирования израильского государства.

Зарождение про-израильского лобби в США

Вторая мировая война, ставшая трагедией для европейского еврейства, интерпретировалась евангелистами как победа сил зла над добром. Последователи Дарби говорили, что Бог требовал создать Израиль, и игнорирование Его воли привело к ужасным последствиям для всего человечества. В Америке и Великобритании шел сбор средств, которые поступали в фонды, лоббировавшие повестку создания еврейского государства. Положительное решение Генеральной Ассамблеи в 1947 г. вдохновило евангелистский мир на более активную деятельность в этом направлении. Восстановление власти еврейского народа на Святой земле было воспринято как знак того, что часы библейского пророчества все еще тикают, и мир быстро приближается к последним временам скорби и возвращению Иисуса Христа. Основная борьба должна была развернуться на Ближнем Востоке, а Израиль воспринимался как ключевая сила добра во главе с Америкой против проекта Антихриста в лице Советского Союза.

Определенные псалмы читались как предсказания надвигающегося нападения советских войск на Израиль. Предполагалось, что в этом нашествии примут участие десять членов, среди которых отмечались и европейские страны. Евагелистское лобби требовало от президента Гарри Трумэна срочного признания независимость Израиля и оказания ему всесторонней помощи. Изначальные сомнения демократа были связаны с опасениями госсекретаря Джорджа Маршалла, который утверждал, что признание Израиля усложнит отношения США с многомиллионным арабским миром и затруднит получение доступа к ближневосточной нефти. Кларк Клиффорд — советник Г. Трумэна — считал, что поддержка Израиля поможет привлечь голоса и финансы еврейской общины Нью-Йорка для победы на следующих президентских выборах. Третьей стороной были евангелисты, голоса которых также имели большое значение, особенно для победы в южных штатах.

Г. Трумэн подписал указ о признании независимости Израиля, но его администрация параллельно вела переговоры с арабскими странами, что позже было воспринято евангелистской Америкой как предательство. Избравшись на второй срок, президент стал прагматичным и более осторожным в вопросах внешней политики на Ближнем Востоке — говорил о том, что нет альтернативы решению ООН по формуле «два государства для двух народов»[7]. Христианские сионисты были разочарованы в Демократической партии и стали искать союзников среди республиканцев. Однако главный фаворит партии — генерал Дуайт Эйзенхауэр — еще в 1948 г. выступил против признания Израиля и своей основной задачей в регионе видел борьбу с коммунистической экспансией путем объединения нейтральных арабских стран (Багдадский пакт).

Израиль был объектом ненависти арабского мира, поэтому отношения с еврейским государством носили неоднозначный характер. При этом укрепление его позиций исходили из американских интересов, основанных на принципе баланса сил в регионе. Неудивительно, что именно в эпоху Эйзенхауэра США предоставили Тель-Авиву существенную военно-техническую и гумманитарную поддержку. Однако когда Израиль выходил из-под контроля (Синайская кампания 1956 г.), республиканская администрация включала механизмы давления — вплоть до угроз применения серьезных санкций. Евангелистам было крайне сложно давить на политиков-реалистов, которые использовали любой идеологический концепт как инструмент, но не более того.

Захват израильскими вооруженными силами Иерусалима после агрессии со стороны арабских стран во время Шестидневной войны 1967 г. вдохнул в евангелистов новую веру. Нельсон Бэлл — наиболее влиятельный пастор и главный редактор журнала «Christianity Today» писал, что факт возвращения Иерусалима в руки евреев спустя 2000 лет наполняет учеников Библии волнением и новым приливом веры в точность и достоверность пророчества [8]. Победу немногочисленных израильских сил над превосходящей арабской коалицией «дарбинисты» объясняли прямым вмешательством Бога на стороне сил добра. Христианские фонды направляли большие средства на написание книг, создание художественных и документальных фильмов, постановки спектаклей для популяризации лозунга: «Я американец, я христианин, я за Израиль» [9].

В середине 1970-х гг. стали четко выделяться новые тенденции, ускорившие рост влияния христианских сионистов. Во-первых, евангелистское движение превратилось в наиболее быстрорастущую ветвь христианства в Америке. Во-вторых, начался процесс столкновения интересов протестантов и католиков. Фундаментальные евангелисты стали основной силой, способной остановить рост католического влияния, начавшийся после победы ирландца-католика Джона Кеннеди на президентских выборах 1960 г. В-третьих, лоббирование интересов Израиля вышло на высокий институциональный уровень благодаря активной поддержке, оказанной евангелистами Американо-Израильскому комитету по общественным делам (АИКОД). В рамках организации были открыты новые департаменты для расширения диалога с христианскими сионистами, а Государство Израиль стало рассматривать евангелистов как целевую аудиторию для развития туризма.

Фактор партии «Ликуд»

Вышеуказанные тенденции позволили трансформировать религиозно-идеологический капитал в реальное политическое влияние. Важную роль в этом процессе сыграл израильский премьер-министр Менахем Бегин, избранный в 1977 г. Его партия «Ликуд», в которой преобладали ястребы, консерваторы и военные, установила тесные отношения с христианскими фундаменталистами в США. Евангелисты поддержали право еврейского народа селиться в любом месте в Эрец-Исраэль, ибо эта земля дана им самим Господом [9]. Стратегия партии заключалась в том, чтобы среди широких масс консервативных христиан увеличить поддержку негативной позиции Израиля по отношению к предложенной ООН мирной конференции на Ближнем Востоке. В течение нескольких недель шла активная политическая, информационная и лоббистская работа, в процессе которой пасторы призывали евангелистов подтвердить свою веру в библейское пророчество и божественное право Израиля на землю. Евангелисты намекали Дж. Картеру, что он может потерять голоса многих христиан, если не продемонстрирует солидарность с Израилем.

Игнорирование позиции христианских сионистов привело к резкому падению рейтинга Дж. Картера среди евангелистов, которые впервые после Г. Трумэна доверились демократу. На следующих выборах они поддержали республиканца Рональда Рейгана. К тому времени «Ликуд» уже имела значительную поддержку законодателей-евангелистов в Конгрессе и Белом доме. До первого вторжения в Ливан вся про-израильская лоббистская машина работала в направлении получения предварительной поддержки от Вашингтона. Под кураторством министра обороны (2001–2006 гг.) Ариэля Шарона Израилю и его сторонникам в Соединенных Штатах удалось получить согласие госсекретаря Александра Хейга. М. Бегин сумел установить уникальные отношения с Рейганом и многими лидерами христианских фундаменталистов, включая крайне влиятельного проповедника Джерри Фалуэлла.

Уровень значения Дж. Фалуэлла для Республиканской партии был настолько высок, что во время ударов Израиля по атомной станции Ирака М. Бегин сначала позвонил пастору-проповеднику и лишь потом самому президенту Рейгану. В разговорах с Дж. Фалуэллом М. Бегин просил объяснить христианской общественности причины бомбежки, которые кроются в важности защиты Святой земли от посягательств сил зла. Дж. Фалуэллу также приписывают особую заслугу в том, что глава сенатского комитета по международным делам Джесси Хелмс стал одним из самых ярых защитников интересов Израиля. Сам Р. Рейган был убежденным христианским сионистом и считал, что на брифингах о политике США на Ближнем Востоке должны обязательно присутствовать члены АИКОД и других про-израильских лобби-групп. В одной из бесед с Томасом Дином — исполнительным директором АИКОД — Р. Рейган заявил, что он регулярно возвращается мыслями к древним пророкам из Ветхого Завета и знамениям, предсказывающим Армагеддон, и задается вопросом, увидит ли его поколение исполнение библейского пророчества.

С тех пор «Ликуд» и ее лоббистские группы в Вашингтоне получили бесценного союзника в лице Республиканской партии. Особенно это можно было наблюдать в период президентства Джорджа Буша-младшего (2000–2008 гг.). Победа демократа Барака Обамы на время заморозила статус исключительности Израиля во внешней политике США. Однако приход к власти Д. Трампа, который симпатизирует христианско-сионистской идеологии, позволил израильскому премьеру Беньямину Нетаньяху и его партии «Ликуд» начать серьезный и масштабный лоббистский процесс по двум ключевым вопросам: переносу посольства США из Тель-Авива в Западный Иерусалим и выходу Соединенных Штатов из «ядерной сделки» с Ираном.

***

Таким образом, оба вопроса имеют для Д. Трампа и республиканцев больше внутреннее, нежели внешнеполитическое значение. Евангелисты являются одной из крупнейших электоральных групп президента и партии, потеря которой может негативно сказаться на грядущих ноябрьских промежуточных выборах в Конгресс и президентской кампании 2020 г. Они считают это жестом признания Америкой (Града Бога на холме) восстановления исключительного права богоизбранного народа на Святой город и еще одним сигналом о скором осуществлении библейского пророчества. Важен и фактор финансовой вовлеченности отдельных про-израильских доноров вроде Шелдона Адельсона и Пола Сингера, а также крупных фондов и организаций («Объединенные христиане за Израиль», «АИКОД», «Американцы за безопасность») в избирательные кампании политиков-республиканцев на федеральном и локальном уровнях.

Во время промежуточных выборов в Конгресс 2014 г. фонды Ш. Адельсона выделили «Великой старой партии» 50 млн долл., что позволило «слонам» получить большинство мест в обеих палатах Конгресса. На президентских выборах 2016 г. он поддержал Дональда Трампа, заявив, что в качестве президента этот кандидат будет «благоприятен для Израиля». В поддержку Д. Трампа и Республиканской партии из фонда Мириам Адельсон были переведены рекордные 83 млн долл. Позже Ш. Адельсон дополнительно направил 5 млн долл. в инаугурационный фонд Д. Трампа. Новый президент не мог не принять во внимание подобные пожертвования. Отказ выполнить предвыборные обещания в поддержку Израиля мог лишить и его, и партию финансовой подпорки для грядущих ноябрьских выборов в Конгресс и президентской гонки 2020 г.         

1. Daniel Strieff. Jimmy Carter and the Middle East: The Politics of Presidential Diplomacy. AIAA; 1st ed. 2015 edition.

2. Douglas J. Culver. Albion and Ariel: British Puritanism and the Birth of Political Zionism. New York: Peter Lang, 1995.

3. J. N. Darby. The Darby Bible: The Holy Scriptures: A New Translation from the Original Languages by J. N. Darby. Cross Reach Bible Collection Book 12.   

4. Timothy P. Weber. On the Road to Armageddon: How Evangelicals Became Israel's Best Friend.  Baker Academic, 2004.

5. Paul Charles Merkley. The Politics of Christian Zionism, 1891-1948. London: Frank Cass, 1998, P.

6. On November 2, 1917, Foreign Secretary Arthur James Balfour writes an important letter to Britain’s most illustrious Jewish citizen, Baron Lionel Walter Rothschild, expressing the British government’s support for a Jewish homeland in Palestine. The letter would eventually become known as the Balfour Declaration.

7. Ronald Radosh. A Safe Haven: Harry S. Truman and the Founding of Israel. Harper; 1 edition, 2009.

8. Eric R. Crouse. American Christian Support for Israel: Standing with the Chosen People, 1948–1975. Lexington Books; Reprint edition, 2016.

9. David Brog, John Hagee. The Blessings of Blessing Israel / Blessing Israel: Christians United for Israel. CUFI, 2010.

10. Daniel Gordis. Menachem Begin: The Battle for Israel's Soul. Gildan Media, LLC, 2008.


Оценить статью
(Голосов: 74, Рейтинг: 4.96)
 (74 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся