Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Эрнест Слепцов

Независимый эксперт

Вхождение Индии в число ведущих стран в военном отношении, а также программы перевооружения Пакистана и Китая, привели к изменению военной доктрины страны. Ядерная доктрина Индии была изменена вследствие модернизации и роста ракетно-ядерного потенциала КНР: «Особенно важная долгосрочная задача для Индии — противостояние стратегическому вызову Китая в регионе посредством создания эффективного потенциала надежного военного “сдерживания” (а не “разубеждения”, как раньше) против использования систем ракетно-ядерного оружия с китайской стороны». Таким образом, фиксируется переход от доктрины оборонного нейтралитета к доктрине паритета, что также сказалось и на космической политике Индии. До марта 2019 г. индийское правительство утверждало об экономическом и научном характере космической программы. В середине 2000-х гг. начался формироваться паттерн милитаризации космической политики. Прежде она была направлена на получение метеорологической и картографической информации, обеспечение связью, экономическое развитие, а также на реализацию пилотируемых полетов и исследования дальнего космоса. В 2019 г. произошел перелом — впервые были институционализированы контуры полноценной военно-космической политики.

В статье проанализированы основные направления развития военных аспектов космической политики Индии и перспективы ее развития, как в части организации, так и технического оснащения. Несмотря на попытки качественно усилить работу по этому направлению, Индия наталкивается на несовершенство институтов и технологическую отсталость.

Индия испытывает большие трудности в создании радиолокационных и радиоэлектронных систем. Таким образом, перед индийским военно-техническим сообществом стоит задача преодолеть трудности в этой области. Индия способна создавать современные системы космической связи, ДЗЗ и навигации. Но данные системы все же уступают своим американским аналогам и находятся, скорее, на уровне китайских.

Также следует отметить, что, несмотря на декларируемый мирный характер космической программы, она становится все более милитаризированной. В Индии создано агентство, являющееся проводником интересов в военном космосе. Для усиления своих позиций в космосе используется территория Вьетнама и Антарктиды.

Индийская военная космическая программа находится в критической точке своего развития, когда важно, во-первых, развивать ряд больших программ, например, поддержку флота, а во-вторых, отвечать на новые вызовы, связанные с космической сферой.

Вхождение Индии в число ведущих стран в военном отношении, а также программы перевооружения Пакистана и Китая, привели к изменению военной доктрины страны. Ядерная доктрина Индии была изменена вследствие модернизации и роста ракетно-ядерного потенциала КНР [5]: «Особенно важная долгосрочная задача для Индии — противостояние стратегическому вызову Китая в регионе посредством создания эффективного потенциала надежного военного “сдерживания” (а не “разубеждения”, как раньше) против использования систем ракетно-ядерного оружия с китайской стороны». Таким образом, фиксируется переход от доктрины оборонного нейтралитета к доктрине паритета, что также сказалось и на космической политике Индии. До марта 2019 г. индийское правительство утверждало об экономическом и научном характере космической программы. В середине 2000-х гг. начался формироваться паттерн милитаризации космической политики. Прежде она была направлена на получение метеорологической и картографической информации, обеспечение связью, экономическое развитие, а также на реализацию пилотируемых полетов и исследования дальнего космоса. В 2019 г. произошел перелом — впервые были институционализированы контуры полноценной военно-космической политики.

Алексей Куприянов:
Самый дальний фронтир

В статье проанализированы основные направления развития военных аспектов космической политики Индии и перспективы ее развития, как в части организации, так и технического оснащения. Несмотря на попытки качественно усилить работу по этому направлению, политика наталкивается на несовершенство институтов и технологическую отсталость.

Причины изменения космической политики

Вызовы в военной области оказали влияние на космическую политику Индии. Среди таких вызовов можно отметить следующие:

  1. Проведение удачных противоспутниковых тестов Китая, которые представляют собой демонстрацию ракетных технологий по уничтожению космических аппаратов. Это подтолкнуло Индию к активизации работы в этой сфере. Так, в 2012 г. Индия провела собственные испытания противоспутникового оружия. Для эффективного использования данного вида вооружения требуется эффективная радиотехническая служба разведки и системы предупреждения о ракетном нападении.
  2. Усиление военного потенциала Китая. Для КНР присутствие в Индийском океане — стратегическая задача, выражающаяся в создании базы в Джибути, а также в Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш и Мьянме. ВМФ Китая, в будущем вооруженный современными противокорабельными ракетами и крылатыми ракетами морского базирования (с дальностью до 3000 км), создает потенциальную опасность поражения территории Индии без попадания в поле зрения систем наблюдения [1]. Одним из вариантов противодействия угрозам национальной безопасности Индии является модернизация ее ВМФ, включающая в себя перевооружение (в т.ч. и ядерными спецбоеприпасами). Один из видов вооружения, которому уделяется повышенное внимание — это противокорабельные крылатые ракеты «Брамос» (Brahmos), а также разрабатываемые ракеты «Нирбхай» (Nirbhay), требующие использования средств навигации, разведки и целеуказания.
  3. Слабое обеспечение индийских вооруженных сил средствами разведки и навигации во время Каргильского конфликта 1999 г. Этот конфликт выявил проблемы индийских вооруженных сил в части обеспечения сведениями технической разведки, картографии и навигации. Была создана комиссия по расследованию причин провала разведки Индии в конфликте. В ходе ее работы были сделаны выводы о необходимости совершенствования технических видов разведки, а именно — оптико-электронной и радиолокационной разведки. В ходе конфликта у индийских военных возникли проблемы с данными GPS, после чего, с 2006 г., начались работы по созданию собственной спутниковой навигационной системы.
  4. Рост военного потенциала Пакистана. Одним из вариантов тактики ВМФ Пакистана [2] является блокирование движения танкеров с Аравийского полуострова. Для реализации стратегии производится увеличение флота за счет подводных лодок типа «Халид» и произведенных в Китае «тип 41 Юань», а также произведенных в КНР фрегатов типа «F-22P».

Указанные выше вопросы требуют от Индии новых подходов к военно-космической политике:

  1. Изменение роли космического направления как в организационном плане, так и в бюджетном;
  2. Усиление роли военно-морского флота влечет за собой качественное и количественное изменение средств космической поддержки флота: навигационные, телекоммуникационные космические аппараты (КА) и КА дистанционного зондирования Земли;
  3. Обеспечение потребности в средствах предупреждения о ракетном нападении.

Организационные изменения

Алексей Фененко, Василий Веселов:
Перспективы военной космонавтики

До 2019 г. организацией, осуществлявшей космическую политику в Индии, был Департамент космических исследований (Department of Space), в который входила ISRO (Indian space research organization) — Индийская космическая исследовательская организация. До 2019 г. она занималась военными программами. Сегодня в компетенцию ISRO входит разработка, изготовление и эксплуатация космических аппаратов, ракет-носителей и космической инфраструктуры. Эта организация декларирует программу гражданского освоения космического пространства, а также осуществляет военные разработки [3].

Еще одним исполнителем космической политики является DRDO (Defence research and development organization) — Организация оборонных исследований и разработок, которая публично отрицает участие в военных разработках. В настоящее время цели организации — координация и разработка новых образцов вооружений и военной техники, в том числе микро и наноспутников, а также системы связи, построенной на космическом аппарате связи GSAT-6. Свидетельством работы в области космоса является проектирование первого военного космического аппарата CCI-Sat в подведомственной DRDO лаборатории DRLR (Defense Electronic Research Laboratory) — Исследовательская лаборатория оборонной электроники.

В 2005 г. Министерством обороны было принято решение создать систему военной технической разведки (Military Surveillance and Reconnaissance System), состоящую из двухкомпонентной системы разведки (всепогодной и круглосуточной радиолокационной и оптико-электронной разведки в зоне Индийского океана), НКУ, и НКПОР целевой информации, а также планировалось создание радиолокационных и оптико-электронных космических аппаратов.

В феврале 2015 г. была воссоздана Индийская космическая комиссия (Indian Space Commision), состоящая из 10 экспертов. В нее входят три представителя научного сообщества, председатель ISRO, представитель министерства финансов, два представителя правительства, главный секретарь премьер-министра, секретарь министра иностранных дел и советник по национальной безопасности. Комиссия подчиняется премьер-министру и должна представлять ему программу развития в области космоса. Таким образом, индийская промышленность выходит на новый для себя рынок.

Координацией использования космической группировки занимается созданное в 2008 г. Объединенное космическое бюро (Integrated Defence Cell) в Объединенном штабе обороны (HQ Integrated Defence Staff). Бюро не выполняет задач заказа и управления космической группировкой, аналогичные соответствующим структурам в РФ и США. Таким образом, исходя из логики развития, следующим шагом для развития военной космической программы должно стать создание отдельного космического командования, что подтверждается словами командующего ВВС Индии Шаши Тиаги. В течение 10 лет данный вопрос обсуждался на всех уровнях власти, что достаточно характерно для Индии.

В мае 2019 г. было принято решение о создании Defence Space Agency, занимающегося вопросами организации военной деятельности в космосе. Также в июне 2019 г. были проведены первые учения уже нового командования IndSpaceEx, антикитайская направленность которых была ясна из риторики о сдерживании.

Важно отметить, что Defense Space Agency совместно со своей исследовательской организацией будет проводить испытания противоспутникового оружия на новых физических принципах, таких как космические аппараты-инспекторы и лазерное оружие.

По мнению индийского правительства, для решения проблем в области радиоэлектроники, состоящих в неспособности местной промышленности разрабатывать современные военные средства, требуется изменение политики в области лицензирования, а также смена главы DRDO.

Алексей Куприянов:
Индия в эпоху кибервойн

По результатам реформ 1992 г. было сохранено лицензирование разработки и производства радиоэлектронного оборудования. Но, начиная с июля 2014 г., правительство разрешило безлицензионное производство следующих изделий: вычислительные системы, авионика, программное обеспечение, системы боевого управления, инженерные и проектные услуги, кабели, разведывательное оборудование, услуги обучения на тренажерах, бронежилеты и бронирование техники, погодные радары и системы отображения информации — для этих категорий военной техники необходимо разрешение правительства. При этом для производства космических аппаратов необходима лицензия. Индия нацелена привлекать иностранных партнеров к производству на своей территории тех видов военной продукции, в отношении которых была произведена либерализация в полном соответствии с правительственной политикой импортозамещения.

Основные направления разработки космических средств

Развитие индийской космической системы идет в двух направлениях: 1) увеличение и модернизация космической группировки аппаратов военного и двойного назначения; 2) развитие наземной группировки. Важнейшая задача развития космической группировки — создание космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, связи и навигации. Также представляет интерес создание радиотехнических разведывательных космических аппаратов и космических аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении. Развитие наземного комплекса подразумевает создание систем управления, телеметрии и передачи целевой информации.

Линейка аппаратов дистанционного зондирования земли в оптическом диапазоне представлена картографическими аппаратами системы Cartosat, имеющими пространственное разрешение в панхроматическом режиме около 0,8 м, и полосу захвата 9,6 км. По неофициальным сведениям, эти аппараты созданы по заказу Министерства обороны Индии. Таким образом, они являются аппаратами двойного назначения.

Также в качестве картографических аппаратов с 2018 г. запущена серия Cartosat-3, имеющая разрешение в панхроматическом режиме 0,25 м, в мультиспектральном режиме 1 м, и в инфракрасном режиме 5 м. Полоса захвата составляет в панхроматическом режиме 4 км. Таким образом, можно утверждать, что указанный космический аппарат по своим характеристикам — военный. Его использование в гражданских целях (картография) — нерационально.

Особенность построения дальней радиолокационной (РЛ) и радиотехнической разведки (РТР) Индии состоит в использовании самолетов ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления). В связи с ограничениями, накладываемыми на использование авиационных систем, особую роль приобретают космические радиолокационные и радиотехнические системы.

В рамках создания космических аппаратов радиолокационной разведки Индия создала и запустила в 2008 г. аппарат RISAT-2. Аппарат RISAT-2 был создан в сотрудничестве с Израилем и имеет детальное разрешение сканирования не более 50 см, с возможностью фокусировки на движущейся цели. Привлекают внимание два следующих факта: аппарат создан в сотрудничестве с иностранным государством, что показывает некоторые проблемы в области создании радиоэлектронных систем, а также, по сообщениям индийских СМИ, «для слежения за границами в круглосуточном режиме и помощи правительству в антитеррористических и контрдиверсионных операциях». Таким образом, аппарат имеет военное назначение.

Особый интерес представляет собой создание первого космического аппарата CCI-SAT (Communication centric intelligence satellite) — ориентированный на связь разведывательный аппарат. Аппарат будет иметь радар с синтетической апертурой, что прежде всего говорит о его радиолокационном назначении. Это подтверждает и глава разработчика целевой аппаратуры DRLR Г. Бхупати: «Это будет лучше, чем RISAT-2». Также вызывает интерес возможность аппарата вести радиоэлектронную разведку, эта возможность подкрепляется сведениями о том, что аппарат будет входить в систему антиспутникового вооружения Индии. Этот факт свидетельствует о том, что предназначение этого аппарата — радиолокационная, радиоэлектронная и радиотехническая разведка. Согласно планам 2010 г., аппарат должен был быть запущен в 2014 г. Но поскольку сведения в открытых источниках (каталог NORAD) об этом аппарате не представлены, то можно судить о том, что в ходе разработки возникли большие сложности, аналогичные представленным выше.

В качестве же первого военного космического аппарата можно отметить Microsat-R, запуск которого был осуществлен в январе 2019 г., и который является целью для испытаний противоспутникового оружия.

В части навигационных космических аппаратов Индия создала собственную группировку IRNSS, покрытие которой составляет акватория Индийского океана и Индии. Данная система достроена и обеспечивает точность, заданную техническим заданием (до 2 м).

Особый интерес представляет создание космических аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении. В настоящий момент Индия не способна создать данный тип космических аппаратов, но стремится к этому. Появление на этом рынке специфического экспортного предложения России способно изменить отношение к этому типу систем в Индии.

Для работы с космической группировкой в 2012 г. была построена контрольно-измерительная станция на постоянной антарктической станции «Бхарати». Связь со станцией поддерживается с помощью космической связи. Таким образом, индийская наземная космическая группировка позволяет достичь примерно 30-минутной оперативности между выдачей на борт космического аппарата задания для целевого применения и передачей на Землю целевой информации. Также для увеличения возможностей контроля по долготе в рамках научно-технического сотрудничества была построена контрольно-измерительная станция во Вьетнаме. Таким образом, это позволяет Индии контролировать обстановку в Индийском и Тихом океане более эффективно.

Индия испытывает большие трудности в создании радиолокационных и радиоэлектронных систем. Таким образом, перед индийским военно-техническим сообществом стоит задача преодолеть трудности в этой области. Индия способна создавать современные системы космической связи, ДЗЗ и навигации. Но данные системы все же уступают своим американским аналогам и находятся, скорее, на уровне китайских.

Также следует отметить, что, несмотря на декларируемый мирный характер космической программы, она становится все более милитаризированной. В Индии создано агентство, являющееся проводником интересов в военном космосе. Для усиления своих позиций в космосе используется территория Вьетнама и Антарктиды.

Индийская военная космическая программа находится в критической точке своего развития, когда важно, во-первых, развивать ряд больших программ, например, поддержку флота, а во-вторых, отвечать на новые вызовы, связанные с космической сферой.

1. Ganesh R.N. Maritime Ambitions of China. Editor: S. Gopal, Nabeel A. Mancheri, In Rise of China: Indian Perspectives. New Delhi. Lancer Publication, 2013

2. Шилин А.А. Стратегический баланс в Южной Азии. – М.: Научная книга, 2004. стр. 261

3. Прокопенкова И.О. Ракетно-космическая промышленность Китая, Индии, Японии (военно-экономические аспекты): автореф. дис. канд. эконом. наук. ИМЭМО РАН, Москва, 2009


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся