Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Эркелей Уханова

К.и.н., ассистент кафедры теории и истории международных отношений Факультета международных отношений СПбГУ

Обновлением своей космической программы Япония занялась с распространением такой тенденции в сфере коммерческого космоса, как «новый космос» (NewSpace). Одна из бросающихся в глаза особенностей — господдержка и сопровождение проекта на всех этапах его реализации от идеи до готового продукта. Поддержку получают предприятия малого и среднего бизнеса, венчурные компании и университеты (которые в большинстве своем являются частными). Можно выделить также направления, которые считаются приоритетными: производство спутников (в особенности малых и микроспутников) и пусковые услуги. Количественному росту участников космической отрасли способствуют специальные программы по сокращению налоговых сборов с инвестиций и отмене потребительского налога на экспорт пусковых услуг.

Несмотря на достижения, в японской космической индустрии сохраняются проблемы. Обратная сторона активного государственного участия — высокая зависимость от того же государства: примерно 90% рынка космических услуг Японии сейчас приходится на госзаказы. Поэтому развитие внутреннего спроса на коммерческие услуги и выход на зарубежные рынки совершенно необходимы для развития ее космической отрасли. Задел для этого, как представляется, есть: японские компании вполне способны предложить конкурентные цены на свои услуги, так как могут сами осуществлять полный цикл от проектирования до вывода на орбиту тех же спутников.

Япония декларирует ориентацию на позиции главного регионального поставщика услуг по строительству спутников и пусковых услуг, и такие заказы имеются. Плюс программы по обучению персонала и техподдержке космических программ в странах, где они только начинают развиваться. Вообще, чем объемнее глобальный рынок, тем больше возможностей в нем для себя видят японские компании (как крупные игроки, так и небольшие стартапы). Японские спутники пользуются спросом в Турции, Австралии, Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Филиппинах, Вьетнаме и некоторых странах Африки, а контракты на пусковые услуги заключены, например, с ОАЭ.

Однако, несмотря на проблемы (куда же без них) и неопределенность посткоронавирусного мира, шансы на то, что планы японского правительства по увеличению объемов космической промышленности за счет привлечения частников будут выполнены, внушают оптимизм.

Частная космонавтика Японии: на позициях «догоняющего»

Подобную оценку состояния космических достижений Японии довольно часто можно было услышать от самих японских экспертов, причем это отмечалось не только по отношению к частному сектору. Действительно, долгое время наблюдался диссонанс: Япония, привычно всеми относимая к наиболее развитым в научно-технологическом плане государствам, имела относительно слаборазвитую космическую отрасль. Объяснение же этому довольно простое: практически с самого начала космических исследований эта страна практиковала исключительно «мирные» способы освоения космического пространства. Понятие «мирные» здесь трактовалось как «невоенные», то есть, никоим образом не касающиеся военной сферы, включая оборону. Такое положение было законодательно закреплено в 1969 г. и полностью соответствовало духу Конституции японского государства и общей логике развития его внешней и оборонной политики.

Между тем в развитии собственных космических программ были заинтересованы такие компании-гиганты, как Mitsubishi Heavy Industries, Toshiba, NEC. Они не хотели упускать выгоды от участия во все расширяющемся глобальном рынке космических услуг. Наиболее простой и наглядный пример успешной коммерциализации военного компонента космической программы — система GPS. В результате сложилась ситуация, когда у японского бизнеса были и желание, и ресурсы участвовать в космической деятельности, но не было возможности по-настоящему развернуться, поскольку единственным доступным вариантом было производство спутников по государственному заказу.

Симбиоз государственного и частного как стратегия

Перемены наступили в середине 2000-х гг., когда феномен «NewSpace» уже стал глобальной тенденцией, закрепив малые и средние предприятия в качестве двигателей космической активности наряду с государственными игроками. Придя к осознанию необходимости формирования правовой базы для развития частной космонавтики, японцы в 2008 г. обновили свой основной космический закон, прописав в нем обязательство государства помогать частным компаниям в деле освоения и использования космического пространства. Инструментами такой поддержки должны были стать упрощение налоговых и финансовых требований для стимулирования частных капиталовложений в космическую индустрию. Плюс государство могло заказывать у частных компаний различные исследовательские и экспериментальные работы и передавать собственные разработки в частные руки. Все это в совокупности должно было вывести японскую космическую индустрию на качественно новый уровень, повышая ее конкурентоспособность не только для внутреннего, но и для внешнего потребителя.

Еще одной важной вехой стало закрепление в законе новой трактовки понятия «мирного» космоса: теперь запрет распространялся не на военные разработки в целом, а только на наступательные. Министерство обороны получило право заказывать собственные спутники у тех же Mitsubishi Electric Corporation или Kawasaki Heavy Industries Aerospace Company, например, для использования в целях противоракетной обороны, не маскируя их под «спутники для сбора информации».

К настоящему моменту можно констатировать, что японское государство старается всячески поощрять развитие частного сектора и какие-то, определенные условия для его роста удалось создать. Делается это в том числе и через Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). Еще в 2007 г. агентство передало Mitsubishi Heavy Industries эксклюзивное право на производство и запуски главной японской ракеты-носителя H-IIA. В 2008 г. был впервые произведен коммерческий запуск спутника связи для JSAT Corporation, а спустя еще год исполнен первый зарубежный заказ по выводу на орбиту южнокорейского многоцелевого спутника KOMPSAT-3.

В 2018 г. под «зонтом» JAXA было создано созвездие малых и крупных проектов под названием J-SPARC (JAXA Space Innovation through Partnership and Co-creation). Цель программы — реализация проектов с участием частного капитала в таких областях, как расширение сферы деятельности человека в космосе, космические развлечения, решение некоторых «земных» проблем. Для получения поддержки JAXA необходимо пройти конкурсный отбор. Победители получают доступ к ресурсам агентства (оборудование, экспертная и техническая поддержка). Сейчас в списке партнеров-частников — Astroscale, SKY Perfect JSAT Corporation, Bascule Inc., ANA Holdings, Space One, GITAI, Interstellar Technologies Inc. и др. (в сумме около двухсот). Всего в разработке имеется около двадцати проектов. Нельзя не упомянуть и о проектах HAYABUSA и HAYABUSA2 (японцы, кажется, нашли свою астро-нишу — полеты к астероидам), в которых также участвовали десятки частных компаний.

Все для стартапов

Демократизация космоса — очевидный тренд. В начале 2010-х гг. во всей Японии количество космических стартапов можно было пересчитать по пальцам одной руки, а сейчас их в десять раз больше. Здесь, опять же, приходится говорить об участии государства, которым была разработана комплексная программа по поддержке космических стартапов. Прежде всего необходимо упомянуть об интернет-платформе S-NET (создана в 2016 г.), которая дает возможность любому интересующемуся космическим бизнесом гражданину или компании предложить свою идею и получить экспертный отзыв. Еще одна цель — построить космическое бизнес-сообщество (вспоминаем о тяге японцев к коллективному), для этого S-NET организует различные мероприятия и открытые мастер-классы. Для повышения народного интереса к космической индустрии в 2018 г. кабинет министров и METI (Министерство экономики, торговли и промышленности) заключили с Japan Space Systems (PR и коммерциализация космических технологий) и Remote Sensing Technology Center of Japan (R&D и PR технологий дистанционного зондирования) соглашения о продвижении проектов S-NET. А именно, в направлении регионализации: строительство в регионах Японии консультационных центров, инициативы по созданию новых компаний в регионах, мероприятия в формате business-matching и вообще всеобщий космический ликбез.

Для еще более широкого охвата населения японские власти воплотили в жизнь инициативу S-Booster (с 2017 г.). По сути это — инструмент для поиска свежих взглядов и идей путем конкурсного отбора с дальнейшей реализацией: частное лицо или компания представляет свой проект в виде бизнес-плана или бизнес-идеи, которые могут быть реализованы в течение трех или десяти лет соответственно. Это может быть заявка, предлагающая новый взгляд на решение старой проблемы или новый способ применения космических технологий, которая проходит конкурсный отбор и в случае высокой оценки получает возможность быть реализованной. Конечная цель — коммерческое воплощение, которая может иметь вид венчурного предприятия. Запрос на такую поддержку в обществе оказался высоким, на конкурс поступают десятки заявок.

Уже существующие стартапы могут найти инвесторов на интернет-площадке S-Matching (2018 г.), которой управляют JAXA и NEDO (Организация развития новой энергетики и промышленных технологий). Здесь собраны не только те, кто готов побороться за финансирование, но и те, кто готов это финансирование предложить, включая частных инвесторов. Таким образом, создаются новые связи и новые проекты. Кроме того, японский космический стартап может получить финансирование от правительства в виде risk money. До 2023 г. на эти цели выделены 100 млрд иен, предоставляемые через Японский банк развития и Innovation Network Corporation of Japan.

Можем резюмировать, что «новый космос» пришел в Японию, опять же, с некоторым опозданием. Однако, как представляется, поиск новых идей на уровне grassroots приносит свои плоды. Одна из бросающихся в глаза особенностей — господдержка и сопровождение проекта на всех этапах его реализации от идеи до готового продукта. Поддержку получают предприятия малого и среднего бизнеса, венчурные компании и университеты (которые в большинстве своем являются частными). Можно выделить также направления, которые считаются приоритетными: производство спутников (в особенности малых и микроспутников) и пусковые услуги. Количественному росту участников космической отрасли способствуют специальные программы по сокращению налоговых сборов с инвестиций и отмене потребительского налога на экспорт пусковых услуг. Кроме того, упрощены налогообложение в сфере R&D, порядок страхования рисков и лицензирования разных видов космической деятельности.

Несмотря на достижения, в японской космической индустрии сохраняются проблемы. Обратная сторона активного государственного участия — высокая зависимость от того же государства: примерно 90% рынка космических услуг Японии сейчас приходится на госзаказы. Поэтому развитие внутреннего спроса на коммерческие услуги и выход на зарубежные рынки совершенно необходимы для развития ее космической отрасли. Задел для этого, как представляется, есть: японские компании вполне способны предложить конкурентные цены на свои услуги, так как могут сами осуществлять полный цикл от проектирования до вывода на орбиту тех же спутников.

Что касается зарубежных рынков, Япония декларирует ориентацию на позиции главного регионального поставщика тех же услуг по строительству спутников и пусковых услуг, и такие заказы имеются. Плюс программы по обучению персонала и техподдержке космических программ в странах, где они только начинают развиваться. Вообще, чем объемнее глобальный рынок, тем больше возможностей в нем для себя видят японские компании (как крупные игроки, так и небольшие стартапы). Японские спутники пользуются спросом в Турции, Австралии, Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Филиппинах, Вьетнаме и некоторых странах Африки, а контракты на пусковые услуги заключены, например, с ОАЭ.

Однако, несмотря на проблемы (куда же без них) и неопределенность посткоронавирусного мира, шансы на то, что планы японского правительства по увеличению объемов космической промышленности за счет привлечения частников будут выполнены, внушают оптимизм.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся