Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Пивоваренко

К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Института диаспоры и интеграции, автор телеграм-канала «Далматинская фактория»

См. Модернизация транспортной системы Сербии. Часть 1. Авиация

 

В условиях упадка регионального железнодорожного и авиационного сообщения, начавшегося в 1991 г., основным каналом коммуникации остается шоссе. Автобус — самый популярный и недорогой вид транспорта в Сербии. Билет на автобус стоит несколько дешевле билета на поезд, а поездка между крупными городами занимает в среднем на один-два часа меньше ввиду плачевного состояния железной дороги и ходящих по ней составов.

 

Основополагающая магистраль Сербии — так называемый «Коридор X», соединяющий центральную и южную Европу через территорию Сербии. Главная ветка коридора проходит по маршруту Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Салоники. Центральный сегмент — Сербия и Белград (шоссе E-75).

 

vlife.ba

Восстановленный Мост Свободый, Нови-Сад

 

Значение этого сегмента заключается и в ландшафте. Территория центральной и южной Сербии носит преимущественно равнинный характер, и транспорт может развивать максимальную скорость (в отличие от горной и ущелистой Боснии и Герцеговины, через которую проходит Коридор V). Кроме того, через Сербию проходит соединение с Коридорами IV и IX, ведущими в сторону Стамбула, к портам Болгарии, Румынии и Греции соответственно. Таким образом, Коридор X имеет ключевое значение с точки зрения доступа сразу к четырем морям (Адриатическому с южного берега, Ионическому, Эгейскому, Черному).

 

В контексте ухудшения отношений Россия–НАТО и решений Варшавского саммита об усилении военного потенциала стран Юго-Восточной Европы[i] строительство Коридора X нельзя рассматривать только в гражданском отношении. В основе любой тыловой коммуникации всегда лежит хорошее дорожное сообщение. Географическое положение Сербии нельзя назвать второстепенным, а соглашение, подписанное между Сербией и НАТО 12 февраля 2016 г. (NSPO), касается как раз логистической поддержки. Отметим, что вскоре после появления американской военной базы в Косово была проложена новая магистраль Тирана —  Приштина — Скопье. 

 

Модернизация Коридора X в Сербии включает 4 компонента. Два проекта, «Север» и «Юг», относятся к строительству основной магистрали Будапешт — Белград и Белград — Скопье. Еще два компонента направлены на выстраивание горизонтальных связей. Проект «Восток» представляет собой строительство 87-километровой магистрали от Ниша в сторону болгарской границы. Другой проект нацелен на завершение начатого в 1990 г. строительства кольцевой дороги вокруг Белграда. Это позволит соединить крупный нефтехимический центр Панчево и бывший военный аэродром Батайница, где к 2019 г. планируется построить большой транспортный хаб.

 

Для самой Сербии не меньшее, а может, и большее значение имеет развитие дорог регионального (внутристранового), муниципального и местного значения. В отличие от «большого» шоссе север–юг, эти дороги не так важны для трансъевропейских коммуникаций. Но они весьма значимы для Сербии в плане повышения экономической эффективности и сохранения единого пространства. При этом под эти проекты по очевидным причинам тяжелее найти ресурсы. Возможный выход в этих условиях — привязка локальных проектов к основополагающим и поиск иностранных инвесторов. В результате часть работ выполняют иностранные подрядчики Shandong Hi-speed Group и Azvirt, что также говорит об интересе к проекту транзитной магистрали с китайской и азербайджанской стороны.

 

Такой дорогой для Сербии является шоссе E-763 Белград-Бар (530 км.), известное в Сербии как Коридор XI. Черногорский город Бар — самый большой порт в Черногории и главный выход для сербской торговли в Адриатическое море. При этом порт Бар слишком велик для небольшой черногорской экономики, а его развитие возможно только при кооперации с Сербией как точкой доступа в другие страны. Таким образом, экономический интерес подталкивает Сербию и Черногорию к сотрудничеству, что является аргументом против их конфронтации в политическом отношении.

 

minval.az

Участок Коридора XI

 

Трасса представляет собой грандиозный проект: на 269-километровом участке возводится 6 туннелей, 129 мостов, 74 системы водостока, 7 эстакад, 4 виадука, 4 развязки, 3 станции отдыха. Примечательно, что начальной точкой участка считается не Белград, а город Вршац на восточной границе, расположенный в 74,5 км от крупного румынского центра Тимишоара. На пути в Черногорию шоссе пройдет не через находящиеся по направлению крупные центры (Валево, Лазаревац, Аранджеловац), а через малонаселенные пункты, имеющие в среднем население менее 10 тыс. человек. Некоторые участки дороги строятся в чистом поле. Что касается крупных центров, то планируется соединение Коридоров X и XI посредством новой магистрали на месте шоссе М-5 (Чичевац — Кралево — Чачак). Очевидно, при строительстве проекта приоритет отдается скорости передвижения. Есть надежды, что новая трасса станет драйвером экономического роста для центральной Сербии, где проживает 500 тыс. населения, несколько промышленных и туристических центров, а также свободная экономическая зона в г. Крушевац.

 

Со стороны моря черногорский Бар не является конечной станцией. Предполагается налаживание коммуникации с крупным итальянским портом Бари, что интересно в контексте новых перспектив Трансадриатического газопровода, открывшегося летом 2016 г. Сербия, позиционирующая себя в качестве главного пострадавшего от отмены «Южного потока» в 2014 г., заинтересована в альтернативах так же, как и Черногория. Возможно, в словах А. Вучича о «снижении зависимости от российского газа», сказанных в 2015 году, заключается надежда на строительство газотранспортного ответвления на сербо-черногорском направлении.

 


[i] См.: Варшавский саммит НАТО. Итоговое коммюнике. ст. 23, 37, 41, 57, 78, 89, 107-110.

 

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся