Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.38)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Ерофеева

Студентка МГИМО МИД России

2 августа 2017 г. Дональд Трамп подписал новый закон о санкциях в отношении Ирана, России и Северной Кореи под общим названием «Противодействие врагам Америки посредством закона о санкциях». Именно России посвящена основная, самая большая часть закона, озаглавленная следующим образом: «Санкции в отношении Российской Федерации, борьбы с терроризмом и незаконным финансированием». Да, именно так — терроризм и Россия объединены в законе в одну главу.

За витиеватыми бюрократическими формулировками и настойчивыми оправданиями санкций политикой России в отношении Украины и Сирии, а также кибератаками явно просматривается то, что санкции направлены в первую очередь против российской экономики и энергетики.

2 августа 2017 г. Дональд Трамп подписал новый закон о санкциях в отношении Ирана, России и Северной Кореи под общим названием «Противодействие врагам Америки посредством закона о санкциях». Именно России посвящена основная, самая большая часть закона, озаглавленная следующим образом: «Санкции в отношении Российской Федерации, борьбы с терроризмом и незаконным финансированием». Да, именно так — терроризм и Россия объединены в законе в одну главу.

За витиеватыми бюрократическими формулировками и настойчивыми оправданиями санкций политикой России в отношении Украины и Сирии, а также кибератаками явно просматривается то, что санкции направлены в первую очередь против российской экономики и энергетики.

В чём ограничили Д. Трампа

Раздел документа, посвящённый России, начинается с того, что президент США не может смягчать санкции в отношении РФ без согласия Конгресса. Все предыдущие санкции в отношении России вводились и могли быть отменены по указу президента США. По новым же правилам Трамп должен подробно обосновать перед Конгрессом необходимость отмены тех или иных ограничений, а у законодателей будет 30 дней (в период летних каникул — 60 дней), чтобы рассмотреть обращение Трампа, говорится в тексте Параграфа (SEC) 216 данного закона. Причём процедура обращения президента с подобной просьбой в Конгресс намеренно составлена столь унизительно, что сразу становится ясно, насколько Конгресс не доверяет Трампу в вопросах взаимоотношений с Россией. Примечательно и то, что данное условие касается только России — в отношении Северной Кореи и Ирана президент США по-прежнему может принимать решения самостоятельно.

Сам закон об антироссийских санкциях можно систематизировать по четырём основным претензиям американцев в адрес России: это энергетический и финансовый секторы российской экономики, кибератаки на президентские выборы в США в ноябре 2016, политика РФ в отношении Крыма и Украины, политика России в Сирии.

Энергетика

Суть претензии: Россия подрывает энергетическую безопасность Европейского союза, препятствует развитию газового рынка в Центральной и Восточной Европе, в частности на Украине. Особую «опасность» несёт российский газопровод «Северный поток-2» (NordStream-2). Россия использует свои сильные позиции в энергетическом секторе с целью манипуляции внешней политикой и международными отношениями в Европе и Азии. (SEC 257 «Энергобезопасность Украины».)

Санкция: Закон запрещает сделки и кредитование подпадающих под санкции энергетических компаний на срок более 60 дней (ранее этот срок составлял 90 дней). Среди данных компаний — ведущие российские предприятия: «Газпромнефть», «Транснефть», НОВАТЭК и др. Также законом запрещено поставлять товары, услуги или технологии для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых месторождениях — здесь речь идёт только о новых проектах, на уже существующие подобные санкции не распространяется. Под запрет попадают и проекты, в которых российские компании владеют «существенной долей» — от 33%. (SEC 223.)

Под санкциями могут также оказаться те, кто продаёт, сдаёт в аренду или предоставляет России различные товары, услуги и технологии, связанные с нефте- и газотранспортной инфраструктурой. Согласно документу, инвесторы могут попасть под санкции, если они вкладывают в развитие российских трубопроводов 1 млн долл. единовременно или 5 млн долл. в год. (SEC 232 «Санкции в отношении развития трубопроводов в Российской Федерации».)

Действия со стороны США: Согласно закону, министр финансов вправе определить, подлежит ли физическое или юридическое лицо из РФ наложению санкций, при этом уточняется, что эти лица могут быть заняты в железнодорожном, металлургическом или горнодобывающем секторе российской экономики. Более того, согласно поправкам, внесённым в «Акт о поддержке свободы Украины» (Ukraine Freedom Support Act), который является частью закона об антироссийских санкциях, президент США не просто может (may), а теперь уже должен (shall) ввести не менее трёх видов санкций из пункта (SEC) 235* в отношении компании или лица, которые инвестируют в «специальные» нефтяные проекты в РФ [касающиеся того же глубоководья, Арктики и сланцевых месторождений — прим. авт.]. (SEC 225.)

В отношении тех, кто инвестирует в развитие газовой инфраструктуры России, президент США вместе с «союзниками Соединённых Штатов» может наложить от 5 санкций из параграфа (SEC) 235*.

Хотелось бы обратить внимание на то, что данный закон особенно подчёркивает стремление США противодействовать строительству газопровода «Северный поток-2», предполагающий транспортировку российского природного газа в обход Украины, Польши и стран Балтии — по дну Балтийского моря. Причём о «Северном потоке-2» говорится в параграфе, посвящённом энергетической безопасности Украины (SEC 259, пункт 9). Правда уже 10 пункт данного параграфа сообщает о том, что в приоритете политики США — экспорт американских природных ресурсов с целью создания рабочих мест для американцев, оказания помощи союзникам и партнёрам США и укрепления внешней политики США. (SEC 259, пункт 10.) И Украина здесь выглядит не более чем прикрытием.

Финансы

Суть претензии: Финансы в данном случае скорее выступают не как претензия, а как сфера, по которой США бьют и за кибератаки, и за Крым, и за Сирию, и за строительство «Северного потока-2».

Санкция: Экономические санкции, описанные в законопроекте, можно разделить на два вида: уточнение мер, обозначенных в предыдущих санкционных документах, и введение новых мер. В тексте закона серьёзно ужесточаются ограничения для американских банков по финансированию попавших под санкции российских банков и компаний: максимальные сроки предоставления кредитов для них сокращаются с 30 и 90 дней до 14 и 60 дней соответственно. (SEC 223, пункты b и c соответственно.)

Законопроект предусматривает запрет на участие в приватизационных сделках с российским госимуществом, если объём инвестиций при таких сделках превышает 10 млн долл. в год и способствует незаконному обогащению российских чиновников, их приближенных или родных. (SEC 233 «Санкции в отношении инвестиций или содействия приватизации государственных активов РФ».)

Финансовые санкции будут применены и в отношении лиц, которые заключат контракт с ФСБ или оборонными предприятиями РФ, включая ГРУ Генштаба Вооружённых сил РФ. Причём это коснётся не только самих официальных представителей данных ведомств, но и лиц, которые действуют от их имени и в интересах этих ведомств. (SEC 231 «Вынесение санкций в отношении лиц, участвующих в сделках с разведывательной или оборонной промышленностью Правительства Российской Федерации», пункт а.)

Действия со стороны США: В тексте закона говорится, что министр финансов США может ввести новые финансовые санкции в отношении компаний в российском железнодорожном и горнодобывающем сегментах, а также металлургии, только если они принадлежат государству. (SEC 223, пункт а.)

Говоря об «инвестиционных санкциях», документ определяет, что президент США может наложить их, если некое лицо инвестирует в РФ 10 млн долл. после вступления в силу законопроекта. Даже если при этом данное лицо разобьёт инвестиции на 5 траншей, минимальный из которых не должен быть ниже 1 млн долл. (SEC 223, пункт а.)

В отношении лиц, связанных с разведкой и ФСБ России, президент США также может наложить от 5 санкций из параграфа (SEC) 235*.

Кибератаки

Суть претензии: США обвиняют Россию во вмешательстве в президентские выборы в Соединённых Штатах в ноябре 2016 г., в результате которых к власти пришёл республиканец Дональд Трамп.

Санкция: Закон предписывает Д. Трампу наложить санкции на представителей РФ, которые занимаются подрывом киберезопасности граждан, демократических институтов и правительства США, а также на тех, кто оказывает «хакерам» материальную, финансовую, технологическую помощь и спонсорство и предоставляет товары и услуги (за исключением финансовых услуг). Среди санкций за «кибератаки» — замораживание финансовых активов, запрет на любые транзакции, касающиеся собственности, если она находится на территории США, а также переход этой собственности во владение США. (SEC 224 пункт b.) Кроме того, это выдворение с территории США с аннулированием визы либо отказ в выдаче визы.

Действия со стороны США: В отношении лиц, связанных с кибератаками, президент США также может наложить от 5 санкций из параграфа (SEC) 235* за предоставление «русским хакерам» финансовых услуг.

В целом для противодействия российскому влиянию Соединённые Штаты предлагают выделить 250 млн долларов в 2018-2019 гг. (SEC 254, пункт а.) Данные средства предназначены для защиты ключевой для США инфраструктуры от кибератак в странах НАТО и ЕС, а также для борьбы с коррупцией, противодействию российской пропаганды и «дезинформации» и т. д.

Сирия

Суть претензии: США обвиняют Россию в помощи Башару Асаду в разработке оружия массового поражения и оказании всесторонней поддержки недемократическому сирийскому правительству.

Санкция: Ограничительные меры будут наложены на тех, кто предоставляет Сирии значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку, вносит существенный вклад в боеспособность сирийского правительства, помогает ему приобретать или разрабатывать химическое, биологическое или ядерное оружие, баллистические или крылатые ракеты и другое вооружение. Закон предусматривает санкции против российских финансовых учреждений и сотрудников, которые помогают сирийскому государству получать или разрабатывать оружие массового поражения, ракетный потенциал или иное оружие. (SEC. 234. «Санкции в отношении передачи оружия и связанных с ними материальных средств в Сирии».)


Действия со стороны США: Попавшие под «сирийские санкции» лица будут выдворены с территории США, их активы заморожены, действующие американские визы аннулированы, а въезд в США закрыт.
При этом заморозка активов находится в компетенции президента, отказ в визе — в ведении госсекретаря США. Глава Министерства национальной безопасности США занимается депортацией попавших под санкции лиц.

Украина и Крым

В поисках выхода

Санкции ведущих стран мира. Инфографика РСМД
Суть претензии: Конгресс США утверждает, что Россия несёт ответственность за продолжающиеся на Восточной Украине боевые действия (SEC. 252 «Мнение Конгресса»), нарушает Минские соглашения» (SEC. 251 «Выводы»), а также американские законодатели обвиняют Россию в «аннексии» Крыма и призывают никогда её не признавать.

Санкция: Главное изменение в данном законе касательно Украины состоит в том, что ранее предписанное право президента налагать санкции исправлено на жёсткую «обязанность». Для обеспечения энергетической безопасности на Украине документ выдвигает перечень мер, которые необходимо осуществить Соединённым Штатам. Это продвижение новых технологий и методов работы в нефтегазовой отрасли Украины, современные геофизические методы разведки полезных ископаемых, приватизация государственных энергетических компаний.

Действия со стороны США: Данную политику должен проводить госсекретарь США в тесном сотрудничестве с министром энергетической промышленности США, а также с Агентством по международному развитию и, по странной иронии судьбы, лишь в последнюю очередь с правительством Украины. (SEC 257 «Энергобезопасность Украины».)

*SEC 235

Среди самих санкций данного параграфа, на который ссылается весь документ, можно выделить следующие:

Президент США может предписать Экспортно-импортному банку США не предоставлять кредиты, страховки, связанные с экспортом каких-либо товаров или услуг лицам, попадающим под санкции (SEC 235, пункт 1).

Президент может отдать распоряжение правительству не выдавать никаких специализированных лицензий и разрешений на экспорт каких-либо товаров и услуг лицам, попадающим под санкции (SEC 235, пункт 2).

Президент может запретить финансовым институтам США предоставлять попавшим под санкции лицам кредиты и выдавать займы на сумму, превышающую 10 млн долл. на период 12 месяцев, если эти средства не предназначены для гуманитарной помощи. (SEC 235, пункт 3.)

США могут использовать своё право голоса в каком-либо международном финансовом институте, чтобы проголосовать против выдачи займа человеку, находящемуся под санкциями. (SEC 235, пункт 4).

Санкции в отношении финансовых институтов:

Запрещены закупки у финансовых институтов, попавших под санкции (SEC 235, пункт 6), установлен запрет на банковские транзакции с ними (SEC 235, пункт 8), нельзя инвестировать в акции данных компаний (SEC 235, пункт 10).

США вправе отказать во въезде или аннулировать визу сотруднику, директору предприятия или акционеру, у которого находится контрольный пакет акций предприятия, попадающего под санкции (SEC 235, пункт 11).

О чём ещё говорит закон

Помимо основных направлений претензий США по отношению к России можно выделить и «традиционные» — претензии к «свободе слова и СМИ в России». Так, например, Конгресс утверждает, что российские медиа, которые финансируются и контролируются правительством Российской Федерации и вещают в России и за её пределами, регулярно распространяют антизападную дезинформацию. Кроме того, по мнению конгрессменов, российское руководство занимается идеально выглядящей с юридической точки зрения коррупционной практикой для подкупа лиц в европейских и евразийских странах — опять-таки с целью подрыва доверия к американским демократическим институтам и пропаганды нелиберальных взглядов.

«Российские оккупанты», по мнению американских законодателей, присутствуют не только в Крыму и на Украине, но и в Южной Осетии и Абхазии.

Более того, США ставят в упрёк России нарушение договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и невыполнении обязательств об открытом небе.

Важно отметить, что в документе есть один занятный параграф под номером 237 (SEC 237). Он касается НАСА и аэрокосмических проектов США. Данный пункт утверждает, что если какие-либо российские проекты касаются непосредственно космической отрасли Соединённых Штатов и деятельности НАСА, то под санкции они не попадают. Таким образом, для космической промышленности делается особое исключение. То есть лазейка в законе всё же есть. Но действительно ли ею возможно воспользоваться?

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.38)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся