Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Нежданов

Магистр международных отношений, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, ассистент кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета, эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России, эксперт РСМД

Пятое поколение руководителей КНР, возглавляемое Си Цзиньпином, обращает особое внимание на развитие СМИ, массовой культуры, работу «мозговых центров». Такое внимание к индустрии культуры и распространению информации со стороны руководства КНР является важной частью внутриполитической борьбы. С одной стороны, причиной внимания к СМИ, культуре, а также «мозговым центрам» является то, что в период передачи власти пятому поколению руководителей Си Цзиньпин оказался фактически отрезанным от влияния на медиа и информационные ресурсы страны. Учитывается и роль угроз государственному строю, исходящих от неравенства в китайском обществе, а также роста числа инакомыслящих студентов. Наиболее ярко протест современного китайского студенчества был выражен выступлением китайской студентки в Университете Мэриленд. С другой стороны, индустрия культуры в самом широком контексте (начиная от СМИ и социальных сетей, заканчивая «мозговыми центрами» и мессенджерами) становится важным фактором внутрипартийной борьбы в КПК, которая ярче всего проявляется через антикоррупционную кампанию.

Важной вехой в установлении более жесткого контроля над информационной сферой КНР стал анонсированный в мае 2017 г. пятилетний план реформ индустрии культуры. Важно отметить, что в целом XIII пятилетний план предполагает проведение действий по развитию как социалистической культуры, так и упор на этическом прогрессе в обществе. Пребывая у власти, пятое поколение руководителей заметно ужесточило цензуру, что ярко проявилось при анонсе плана реформ индустрии культуры, а также официального мнения о здоровом развитии «мозговых центров». В целом можно наблюдать стремление руководства КНР возвратить в Китай традиционные идеи и ценности, воплощая «Китайскую мечту». В итоге внутренняя культурная политика КНР начинает влиять на культурный и интеллектуальный контент всего мира через международные проекты и обмен информацией, а также по причине того, что Китай стал важным рынком сбыта для западных корпораций.

Массовая культура поколения 1990-х гг.

Июль 2017 г. стал важным рубежом в сфере массовой культуры КНР. Два наиболее популярных ресурса по просмотру и скачиванию иностранных сериалов — портал «Bilibili», количество китайских пользователей которого составляет около 150 млн человек, а также портал «AcFun»удалили со своих сайтов наиболее популярные сериалы западного производства. Важно заметить, что по статистическим данным аудитория обоих сайтов более чем на 90% состоит из молодых людей, рожденных после 1990 г. При этом на порталах в основном были удалены сериалы производства США, Соединенного Королевства, Южной Кореи и Таиланда. Официальным предлогом подобных действий стало решение китайских властей бороться с пиратством для защиты прав владельцев интеллектуальной собственности. Однако удаление популярного контента сопровождалась комментариями китайских СМИ о том, что идеологическая работа является одним из главных приоритетов Китая на современном этапе, а также о рекомендуемом репертуаре официальных медиа на время проведения празднования 90-летия НОАК и XIX съезда КПК.

Проблема молодого поколения в потреблении продуктов массовой культуры в КНР не исчерпывается лишь удалением популярных, но идеологически вредных сериалов. Начиная с 2016 г., руководство КНР уделяет значительное внимание идеологическому воспитанию молодежи. Так, Си Цзиньпин уже высказывался о необходимости усиления идеологической работы в учреждениях высшего образования. Среди прочего Председатель КНР отметил необходимость корректировки политической ориентации молодежи, а также упор на преподавание марксизма.

Сегодня КПК постепенно лишается лояльности молодого поколения граждан КНР. Важно заметить, что популярность западной культуры в Китае наибольшим образом распространена среди людей, родившихся в 1980-е и 1990-е гг. В исследованиях отмечается, что среди этих людей особой популярностью пользуется персонаж, которого можно условно назвать «challenger», то есть человек, который в одиночку противостоит несправедливости и злу и в итоге сокрушает своих противников во имя того, чтобы просто быть самим собой. Показательно, что ценности и идеи, обсуждаемые в западных сериалах и полнометражных фильмах, постепенно становятся частью картины мира молодежи. Так, согласно исследованиям, большинство студентов в КНР считают полезным введение элементов либеральной демократии в политическую систему своей страны.

Правительство КНР, понимая новое качество запросов молодежи, начало продвижение в онлайн СМИ и на популярных ресурсах собственной «цепляющей» пропаганды, а также комментариев, правильно интерпретирующих события. Показательно, что КНР, создавая онлайн пропаганду для молодежи, стремится копировать западный стиль, создавая клипы с европейцами как, например, «Сказки на ночь», представленными информационным порталом China Daily, либо используя образы западных певцов, как появившийся Дэвид Боуи в клипе о 13 пятилетнем плане. Идеей клипов такого уровня является желание возродить веру в возможности КПК улучшать жизни в Китае, обращение к национализму и социалистическим ценностям. Один из наиболее жестких клипов на националистическую тему был создан рэп группой «CD Rev» и посвящен теме цветных революций и роли в них США. Показательно, что на YouTube в названии этого клипа использован американский вариант написания слова «цвет» color вместо британского colour, что в определенной мере сигнализирует о предполагаемом получателе сообщения.

Не менее важным фактором в создании медиа контента для молодежи являются посты в социальных сетях. Согласно исследованию, проведенному Гарвардским университетом, в КНР активно работают люди, нанятые для продвижения идей КПК в Интернете, которых часто называют либо «интернет-комментаторами», либо иронично «Умаодан» или «Партия 50 центов» (по причине того, что по слухам за один комментарий платят 5 цзяо или около 4,5 - 5 рублей). В сумме по подсчетам исследователей «Умаодан» выкладывают в Сеть около 448 миллионов комментариев в год. При этом комментаторы проявляют особую активность в периоды, когда общественное мнение онлайн может обрушить значительную критику на КПК. Так, по приведенной статистике 2013 - 2014 гг. видно, что «Умаодан» были особенно активны во время фестиваля Цинмин (день поминовения усопших), при разъяснении правительством идеи «Китайской мечты», во время протестных акций, а также на протяжении работы 3 пленума 18 созыва ЦК КПК.

Таким образом, правительство КНР стремится, чтобы поколения 1980-х - 1990-х гг. включились в официальный контекст культуры, продвигаемой КПК. В пятилетнем плане реформ индустрии культуры было указано, что КПК следует самостоятельно следить за корректностью публикуемой в Интернете информации. Возможным механизмом такого рода слежки вполне возможно является проект развития искусственного интеллекта, а также ужесточение правил регистрации на различных интернет площадках.

Искусственный интеллект и регистрация в социальных сетях — способ увидеть все

В июле 2017 г. Московский центр Карнеги и интернет-издание China media project практически одновременно опубликовали материалы, описывающие развитие в КНР технологии искусственного интеллекта, а также совершенствования сбора и обработки «больших данных». Целью развития технологий сбора «больших данных» была названа необходимость общественного контроля. Однако помимо общественного контроля такая система может быть полезна в двух других сферах — контроле за потреблением «нежелательного» контента в Интернете, а также возможности продвижения и навязывания товаров и услуг.

КНР сделала важный шаг к тому, чтобы заставить пользователей регистрироваться в Интернете под настоящими именами, что, бесспорно, сокращает возможности производства либо потребления «нежелательного» контента. В индустрии онлайн игр, а также практически на всех площадках китайских социальных сетей была введена политика, призывающая регистрироваться под настоящим именем. Определенным фактором верификации имени в социальных сетях стал номер телефона регистрирующегося лица. С 30 июня 2017 г. начало действовать постановление, указывающее, что SIM карты мобильных телефонов могут быть зарегистрированы лишь на настоящее имя владельца, что означает полное соответствие номера телефона и имени.

Маркером новой политики стала ситуация с социальной сетью вопросов и ответов «Zhihu», пользователями которой являются до 250 миллионов человек в месяц. Официальные лица сайта Zhihu заявили о том, что на сайте недопустима публикация слухов, искаженной информации. Заметим, что руководство социальной сети выразило готовность передавать персональную информацию авторов «нежелательного контента» правоохранительным органам КНР.

В этой связи искусственный интеллект или алгоритмы сбора и анализа «больщих данных» становится важной составляющей ужесточяющегося контроля за населением со стороны государства.

Стремясь аккумулировать лучшие знания, накопленные по тематике искусственного интеллекта и «больших данных» в КНР прошел первый всемирный конгресс, посещенный проблеме искусственного интеллекта. Всего обсуждение по проблеме искусственного интеллекта были сосредоточены в четырех сферах: выстраивание работы искусственного интеллекта, применение технологий искусственного интеллекта, разработка правил для управления рисками, а также международное сотрудничество по данной проблеме.

Ведущими разработчиками в этой сфере в КНР являются компании Baidu, Tencent Holding, Ailbaba Group. Причем эти компании не только имеют материальную возможность привлекать лучших талантов из Силиконовой долины, уже сегодня они обладают персональной информацией практически каждого пользователя Интернета в КНР, так как использование самой популярной в Китае поисковой машины, мессенджера, включающего платежную систему WeChatPay, и торговой площадки Таобао, обладающую платежной системой Alipay — ежедневный ритуал каждого пользователя Поднебесной.

Развитие отрасли оказывает влияние на жизнь не только граждан КНР, но и жителей всего мира. Так, Baidu выступила с инициативой создания открытой платформы, аккумулирующей знания по сбору и обработке «больших данных», а коллектив исследователей, трудящихся над китайскими проектами максимально интернационален. Так, например, над системой автономного вождения помимо 13 китайских компаний работают такие гиганты, как «Форд», «Даймлер», а также еще 35 крупных корпораций, включая онлайн сервисы заказа такси.

Развитие этой сферы уже вызвало первую международную негативную реакцию. Так, в США сенатор Корнин, представляющий Республиканскую партию, выступил с законопроектом о необходимости тщательного изучения инвестиций в сферу искусственного интеллекта, поступающие из КНР. Сенатор заметил, что искусственный интеллект и развивающиеся технологии могут навредить национальным интересам США. Важно, что в определенной степени вызовом для КНР в данной сфере становится необходимость работы с частными компаниями, поскольку, согласно статистике, большинство специалистов, наработок и капитала в области искусственного интеллекта связаны именно с частным сектором мировой экономики. При этом инициатива сенатора Корнина возможно станет серьезной помехой в развитии китайского плана развития искусственного интеллекта. Дело в том, что КНР, по разным оценкам, объединяет 43% всех мировых опытных ученых, занимающихся вопросами искусственного интеллекта. Часть из них живет в США и работает в лабораториях Baidu и Tencent в Силиконовой долине.

На сегодняшний день КНР выпустила План развития нового поколения искусственного интеллекта. Так, к 2020 г. КНР должна достигнуть прогресса в разработке искусственного интеллекта, а также в использовании «больших данных». К 2025 г. развитие должно продвинутся настолько, что искусственный интеллект станет применим везде от производств до медицины и даже до вопросов национальной обороны. Наконец, к 2030 г. КНР поставила цель стать мировым лидирующим центром по использованию и инновациям в сфере искусственного интеллекта.

Отметим несколько нюансов плана. Во-первых, в плане существует определенный зазор между 2020 г., когда будет сделан прорыв в работе с большими данными, и 2025 г., когда планируется закончить разработку норм и законов, регулирующих эту сферу. Во-вторых, к 2030 г. КНР планирует выработать законодательные, политические и этические рамки для использования искусственного интеллекта, который с самого начала является международным проектом КНР. Таким образом, КНР станет одним из основных создателей международных норм для искусственного интеллекта, что наложит на новые нормы значительный отпечаток китайского понимания права, политики и общественной жизни. Наконец, необходимо учитывать, что развитие подобного рода технологий позволяет их обладателям создавать общественное мнение или манипулировать им. Таким образом, КНР, продвигаясь по пути развития искусственного интеллекта и обработки «больших данных» сможет создавать видимость поддержки тех либо иных движений, либо событий в мире, используя алгоритмы выдачи ссылок в поисковых машинах или формирования новостных лент социальных сетей.

В целом интеграция систем хранения информации, «облаков», номеров мобильного телефона, социальных сетей, гражданской и военной сферы, а также рынков создает систему нового качества, где все факторы значительно переплетаются, а значит общество становится гораздо более прозрачным. Отметим, что «прозрачность» общества на данном этапе становится не только вызовом перед КНР. Учитывая сопричастность международного объединения интеллектуалов и участие западных компаний в разработке китайских систем, отдельные виды разработок будут широко использоваться в мире.

Стратегия КНР и роль западных корпораций в формировании нового курса

Помимо создания системы искусственного интеллекта, который, возможно, будет играть роль круглосуточного наблюдателя, Китай создает полностью контролируемый сегмент информационной и культурной жизни. Причем важную роль в достижении целей правительства КНР играют западные компании.

В июле 2017 г. СМИ сообщали о том, что в КНР планируется полный запрет на использование VPN. Иначе говоря, в стране станет запрещено пользоваться приложениями, которые бы помогали преодолевать «Золотой щит», ограждающий китайский сегмент Интернета от остального мира. Факт того, что использование VPN было довольно популярно, иллюстрирует то, что запрещенный в КНР Facebook, согласно статистике Global Web Index, использовали около 9% пользователей Интернета. Однако, ссылаясь на Министерство индустрии и информационных технологий КНР, было отмечено, что управление использованием VPN не должно сказываться на деятельности как местного и международного бизнеса, так и простых пользователей. Позднее China Telecom заявила, что использование VPN в Китае для иностранных фирм будет возможно лишь для связи с головными офисами за рубежом. Наконец добавим, что, скорее всего, продавцы компьютеров и гаджетов последуют политике КНР с целью сохранения и расширения позиций на рынке. Так, корпорация «Apple» заявила о том, что она убирает приложения VPN из китайского сегмента онлайн магазина приложение AppStore. Таким образом «Apple» стала первой западной компьютерной компанией фактически поддержавшей новые правила режима цензуры в КНР. Такое поведение «Apple» тем не менее идет в лоне политики компании, которая рассматривает Китай как важный рынок сбыта для своей продукции.

Можно предположить, что, учитывая растущую цензуру в Китае, западные компании, производящие информационный контент, будут принимать новые правила игры и создавать продукт, который бы проходил ужесточающуюся китайскую цензуру.

«Китайской мечтой» американского кинематографа является китайский медиа рынок. До 2017 г. центральным документом о кинопрокате американских фильмов в КНР был меморандум о взаимопонимании, который был заключен еще в 2012 г. Однако важной частью этого документа является то, что США и КНР договорились в 2017 г. «участвовать в консультациях» по увеличению количества американских фильмов в КНР и увеличения доли США с проката фильмов в КНР, учитывая рост числа прокатчиков в самом Китае. Таким образом, несмотря на растущую цензуру в КНР, США становится невыгодно выступать с критикой, поскольку 2017 г. — это год возможностей для Голливуда войти в Китай с гораздо большим представительством.

Китайская специфика голливудских фильмов начала появляться в кинематографе довольно давно. Главной целью сценаристов было понравиться китайскому зрителю. Основными маркерами такой китайской специфики в Голливуде стало появление китайских актеров и актрис в фильмах (Джеки Чан, Джет Ли, Юнь-Фат Чоу, Чжан Цзыи, Ли Гун, Люси Алексис Лью); заимствование «китайской» истории («Мулан» или «Кунг-фу панда»), развитие событий в Китае или Чайна-тауне («Миссия невыполнима III», «2012», «Карате пацан», «Час пик»), развитие истории вокруг кунг-фу («Карате пацан»). Интересно заметить, что эти истории начинают быть интересны в Китае не в последнюю очередь благодаря китайскому элементу в их сценарии.

Ценности и истории, о которых рассказывает кинематограф, так или иначе не могут не быть адаптированы для глобального показа, поскольку Голливуд создает продукт для многонационального рынка. Однако есть предположение, что ради присутствия на китайском рынке Голливуд постарается адаптировать свои сценарии с целью проходить китайскую государственную цензуру и получать возможности проката в КНР.

Меняющаяся культурно-информационная сфера Китая

Бесспорно, современный Китай находится в состоянии поиска возможного применения новых технологий, которые необходимы ему как для закрепления за собой статуса страны передовых разработок, так и для эксперимента по сбору, накоплению и обработке «больших данных». Происходит усиление контроля за потреблением «нежелательного» контента. Интересно, что основными потребителями выступают молодые люди, находящиеся либо в начале своей карьерной лестницы, либо только заканчивающие университеты. Тем не менее их объединяет определенная включенность в дискурс западной массовой культуры, а также взросление и личностное становление в 2000-е гг., когда экономика КНР росла беспрецедентными темпами при уменьшающейся роли коммунистической идеологии в повседневной жизни.

Новые разработки, учитывая растущую необходимость верификации личности онлайн и оффлайн, находятся в лоне пятилетнего плана по реформам индустрии культуры. Вместе с этим уходят определенные сомнения по поводу возможного общественного противодействия по воплощению плана при помощи VPN, поскольку в борьбе за китайский рынок обладатели магазинов приложений начинают блокировать возможность покупки VPN приложений из китайского сегмента рынка. Наконец заметим и обстоятельства, ставящие Голливуд в ситуацию самокритики ради более широкого доступа на китайский рынок проката.

Сегодня происходит углубление политики Си Цзиньпина на укрепление дисциплины в Китае. Причем, если в период 2013 – 2017 гг. проблема дисциплины была поставлена внутри КПК, но с начала реализации XIII пятилетнего плана (2016 – 2020 гг.) вопросы морали, этики и нравственности были обращены в сторону китайского общества.

В целом можно сказать, что официальный Пекин стал довольно продвинут в использовании новых технологий, а также продвижении своей позиции онлайн, он даже может задавать повестку дня не вызывая подозрений по поводу того, что информация была сфабрикована. Сегодня можно уверенно сказать, что период относительной либерализации 1990-х - 2000-х гг. китайской сферы культуры в самом широком контексте завершен. Однако остаются открытыми вопросы касательно новой роли китайской культурной сферы в меняющемся мире, а также насколько она будут влиять на общемировой онлайн и оффлайн контент в перспективе.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся