Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.58)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Осинина

Магистрант Финансового университета при Правительстве РФ

Дмитрий Машьянов

Магистрант Финансового университета при Правительстве РФ

Михаил Оборин

Магистрант Финансового университета при Правительстве РФ

Иван Пятибратов

Магистрант Финансового университета при Правительстве РФ

Екатерина Урожок

Магистрант Финансового университета при Правительстве РФ

Проблема Корейского полуострова продолжает оставаться нерешенной. Возможно ли урегулирование конфликта между США и КНДР или мир ждет неминуемая катастрофа?

В статье рассматриваются сценарии, при которых

— странами поддерживается статус-кво: эскалации конфликта не происходит, позиции сторон кардинально не меняются;

— возглавляемая США коалиция вследствие очередных пусков ракет Пхеньяном вводит войска на территорию КНДР;

— коалиция наносит удар по Пхеньяну, который отвечает запуском межконтинентальных баллистических ракет с ядерной боеголовкой по Западному побережью США, а также экстренным началом военных действий против Южной Кореи;

— США оказывают давление на КНДР посредством международной изоляции, усиления политических и экономических санкций, что приводит к смене режима в КНДР при активном содействии политической и военной элиты страны;

— происходит подписание КНДР договора о нераспространении ядерного оружия с сохранением ядерной программы и дальнейшее вступление страны на общих правах в ядерный клуб наряду со странами-основателями.

Положение России в данном кризисе второстепенно и неудачно: государству категорически не нужны военные действия в Азии, но при этом отсутствует прямой рычаг влияния на ситуацию. При поддержке инициатив США Россия рискует попасть в «черный список» КНДР, а при поддержке КНДР усугубить свое положение, присоединившись к «оси зла». Чтобы минимизировать риски, России необходимо выступать в качестве активного сторонника мира и дипломатии в рамках данного конфликта.


Основные акторы и их интересы в регионе:

1. КНДР успешно отстаивала свою независимость, пока рядом находился могущественный союзник, однако с крушением последнего её суверенитет оказался под угрозой. Пользуясь тем, что американцы достаточно долго отходили от празднования победы над СССР и выстраивали новый мировой порядок, северокорейские лидеры приняли, возможно, единственно верное решение для сохранения собственного режима — начали наращивать военный потенциал. Отбросив старые пособия по войне в сторону, представители династии Кимов сделали ставку на ракеты с ядерной начинкой: чем еще можно поразить мирового монополиста? Благодаря невероятной целеустремленности северокорейского народа, поставленная цель была достигнута: сегодня Ким Чен Ын одним взмахом руки может доставить большие неприятности как минимум американским военным на о. Гуам и территории Японии, что является для США сдерживающим фактором.

Конечно, Вашингтон и его союзники обложили КНДР санкциями и теперь надеются, что корейцы сдадутся без боя. Но как сказал президент России В. Путин: «в КНДР скорее траву будут есть, чем откажутся от ядерной программы».

2. Республика Корея. Если Пхеньяну за последние 25 лет удалось совершить военно-промышленный скачок, сравнимый по масштабам с индустриализацией в СССР, то Сеул за это время построил на своей территории капиталистический рай. Страна совершенно не готова к развязыванию новой войны, а потому любое действие воинственного соседа вызывает переполох в её правящих кругах. Южнокорейцы предпочли бы, чтобы всего этого конфликта вообще не было, но едва ли они откажутся осваивать территорию оппонента, если с ним что-то случится.

3. США. Северная Корея совершенно ускользнула из-под внимания мирового лидера в 1990-е гг., и теперь Вашингтону нужно как-то разрешить последствия собственной ошибки. Сегодня администрации Трампа меньше всего хочется участвовать в военных конфликтах, но бросить своих союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе она не может. Впрочем, от усиления позиций США в этом самом регионе она тоже не откажется.

4. Китай на сегодняшний день разрывается между двумя вариантами: отвернуться от Ким Чен Ына или продолжать ему оказывать поддержку. И оба варианта для Поднебесной невыгодны. В первом случае американцы станут доминировать в регионе, во втором — возможен вариант, что корейцы промахнутся и ударят по самому Китаю. Поэтому пока страна выступает с позиций нейтралитета и сохранения статус-кво, но выходки северокорейского лидера ей начинают надоедать.

5. Японии просто надоело жить в страхе. Почему испытывают оружие против США, а летает оно постоянно над твоей головой? Даже совершенно не воинственное население Страны восходящего солнца поддерживает меры по наказанию агрессора.

6. Россия не заинтересована в конфликтах у собственной границы. Но подходы в геополитике у В. Путина и Д. Трампа настолько разные, что Москва не может просто встать на сторону Запада в этом вопросе. Именно поэтому руководство России поддерживает мудрую позицию потомков Конфуция и пытается усадить участников конфликта за стол переговоров.

Сценарии развития ситуации

Корейский ракетно-ядерный кризис, развернувшийся в августе 2017 г., — это не новый конфликт, а эхо локального противостояния двух сверхдержав в рамках холодной войны. И хотя формально на сегодняшний день сверхдержава осталась одна и баланс сил изменился, проблема Корейского полуострова продолжает оставаться нерешенной.

На данный момент прослеживаются три стороны конфликта:

1. КНДР (без союзников, но с ракетами);

2. США, Южная Корея, Япония (хотят по разным причинам покончить с режимом в КНДР раз и навсегда);

3. КНР и Россия (занимают позицию дипломатов).

scen1.jpg

Сценарий 1. «Бомба замедленного действия»: сохранение статус-кво

КНДР продолжает наращивать свой военный потенциал, что неизбежно ведет к введению против нее новых санкций, которые поддерживаются США, Японией и Южной Кореей. С целью сохранения дипломатических и экономических отношений с КНДР Китай воздерживается от дополнительных санкций, в то время как Россия занимая позицию медиатора, поддерживает заявления Китая, но присоединяется к санкциям.

Таким образом, для КНДР санкции становятся постоянным фреймворком, что снижает их эффективность и отрицательно влияет на рост военного потенциала. Коалиция США продолжает дипломатическое и экономическое давление. Китай и Россия занимают миротворческую позицию, выступая против любой эскалации конфликта.

Тем самым поддерживается статус-кво: эскалации конфликта не происходит, позиции сторон кардинально не меняются. Пороховая бочка, сохраняющая возможность реализации любого другого сценария.

scen2.jpg

Сценарий 2. «Господин президент, мои руки в крови»: горячий конфликт

2.1. КНДР в ходе очередных пусков ракет, нарушающих введенные против страны санкции, бьет слишком близко от границ США, Японии или Южной Кореи. В подобной ситуации возможны два сценария.

2.1.1.   Происходит ввод войск возглавляемой США коалиции на территорию КНДР. РФ и Китай протестуют против этого, но активных препятствующих мер не предпринимают, занимая позицию наблюдателей, так как не могут встать на сторону КНДР-агрессора. Подобный ход событий ведет к развязыванию полноценных боевых действий, в ходе которых КНДР терпит поражение, а США, Япония и в особенности Южная Корея получают катастрофический урон.

2.1.2.   США, Япония и Южная Корея бьют по КНДР ракетами без ввода наземных войск. В ответ КНДР предпринимает аналогичные действия. РФ и Китай воздерживаются от поддержки какой-либо из сторон, применяя весь доступный дипломатический ресурс с целью обезопасить свои территории. КНДР терпит поражение, а США, Японии и в особенности Южной Корее наносится катастрофический урон.

Оба эти сценария ведут к изменению баланса сил в Восточной Азии, на первых порах безусловно расширяя влияние США, но и потенциально усиливая влияние коалиции Китая и России, которые вливают инвестиции в восстановление пострадавших территорий. При грамотном использовании ресурсов международных организаций, возможно формирование образа США — агрессора, асимметрично отреагировавшего на учения КНДР и подвергнувшего весь мир опасности. Тем самым РФ и Китай, не участвовавшие в боевых действиях, но активно вкладывающиеся в восстановление экономики региона, могут получить статус миротворцев и новых региональных лидеров, противопоставляя себя агрессивному империалисту Запада.

scen3.jpg

2.2. КНДР наращивает свой военный потенциал и успешно проводит испытание ядерного оружия. Руководство КНДР продолжает угрожать применением ядерного и баллистического оружия против США, а также проводит агрессивную политику в отношении Южной Кореи. В свою очередь, усиливающийся конфликт на Корейском полуострове не может не беспокоить население и политическое руководство Японии.

Продолжается усиление «воинствующей риторики» КНДР и напряжение на Корейском полуострове достигает своего апогея. Ближайшие соседи КНДР — Южная Корея и Япония, заручившись поддержкой США, подготавливают вооруженную операцию по усмирению «неспокойного соседа». В данной ситуации все будет зависеть от того, насколько подготовленной и быстрой окажется проводимая операция коалиции и как долго планы по ее организации будут сохраняться в тайне.

2.2.1. Коалиция наносит удар по Пхеньяну, который отвечает запуском межконтинентальных баллистических ракет с ядерной боеголовкой по Западному побережью США, а также экстренным началом военных действий против Южной Кореи. В ответ США, невзирая на своих союзников, наносит ответный ядерный удар по КНДР, и Корейский полуостров превращается в пепелище. Ядерный удар будет иметь катастрофические последствия для всего Азиатского региона, и будущее мира оказывается в опасности.

scen4.jpg

2.2.2. Коалиция наносит молниеносный удар по Пхеньяну, который, несмотря на свои заявления, оказывается неготовым к началу войны. Блицкриг американо-японо-корейской коалиции приводит к тому, что Китай и Россия не успевают оказать поддержку КНДР и руководство страны отказывается от сопротивления. В дальнейшем происходит раздел территории КНДР в соответствии с мандатами на внешнее управление.

scen5.jpg

2.2.3. Коалиция наносит удар по Пхеньяну, однако Китай и Россия оказывают поддержку северокорейскому режиму, и начитается Вторая Корейская война, которая по своему масштабу будет значительнее войны 1950–1953 гг. В войну будут в той или иной степени вовлечено большинство государств Азиатского региона, а также все ведущие державы. Конфликт может завершиться как победой Южной Кореи и стоящей за ней коалиции, так и КНДР, поддержку которой будут оказывать в первую очередь Китай и Россия. Однако наиболее вероятным представляется мирное урегулирование конфликта после непродолжительной фазы активных боевых действий со стороны воюющих сторон.

scen6.jpg

Сценарий 3. «По заветам Талейрана»: дипломатическое решение вопроса

КНДР продолжает осуществлять разработку ядерной программы, в результате чего вопросы безопасности на Корейском полуострове выходят на первое место уже не на региональном, а на международном уровне. США придерживаются политики санкций и давления на КНР с целью убедить страну в создании экономического вакуума для КНДР. При таком развитии событий КНДР грозит экономический коллапс и распад государственности, что не входит в планы Пекина: он заинтересован в дальнейшем существовании Северной Кореи. Следовательно, наличие ядерной программы у КНДР — сдерживающий фактор против возможных агрессий со стороны ее противников и имеет первостепенное значение для сохранения суверенитета.

Китай как главный актор в регионе берет на себя роль медиатора в урегулировании конфликта, в первую очередь чтобы показать свою значимость и влияние. Итогом длительных двусторонних переговоров Пекина и Пхеньяна становится решение о переговорах при содействии ООН. КНДР понимает, что не имеет никаких причин для атаки иных территорий, иначе будет уничтожена, а северокорейская элита хочет сохранить свою страну и режим, но без сокращения ядерного потенциала. Поэтому страны в результате переговоров приходят к одному решению: подписание КНДР договора о нераспространении ядерного оружия с сохранением ядерной программы и дальнейшее вступление страны на общих правах в ядерный клуб наряду со странами-основателями.

Итогом развития ситуации по данному сценарию становится сохранение позиций стран при дипломатических отношениях и отказе от применения силовых методов.
scen7.jpg

Сценарий 4. «Геополитическая дедовщина»: сдача позиций одной из сторон

Данный сценарий связан с усилением позиций одного из акторов за счет ослабления другого. Данное ослабление может быть связано как с давлением на противоборствующую сторону напрямую (США давят на КНДР), так и с принуждением косвенно, через третье звено (США давят на КНР, КНДР решается экономической поддержки). Оба эти сценария ведут к изменению геополитической карты региона, выделению нового доминиона на Корейском полуострове в лице США. Главным геополитическим оппонентом реализации такого рода сценария является КНР, чей экономический и политический вес позволяет оказывать давление на политику своих ближайших соседей.

Таким образом, США могут достигнуть своей цели по вовлечению Корейского полуострова в орбиту своего влияния двумя путями.

4.1. США оказывают военное и финансовое давление на КНР — главного экономического партнера КНДР — посредством наращивания противоракетной обороны в регионе и давления на китайские финансовые институты. КНР, не желая милитаризации региона и усиления влияния США на полуострове, идет на уступки, организуя экономическую блокаду КНДР. КНДР ввиду коллапса в национальной экономике вынуждена сдаться, теряя свой политический суверенитет. Итогом развития ситуации по данному сценарию становится доминирование США в регионе.

scen8.jpg

4.2. США продолжают оказывать давление на КНДР посредством международной изоляции, усиления политических и экономических санкций. Это приводит к смене режима в КНДР при активном содействии политической и военной элиты страны. Смена режима ведет к выбору дальнейшего вектора развития. Страна находится в точке бифуркации.

4.2.1. Первый вариант развития событий — усиление позиций США в регионе. В таком случае будущее КНДР можно рассматривать в двух вариантах.

4.2.1.1. Переход КНДР под протекторат Южной Кореи, что ведет к созданию «Большой Южной Кореи» — сателлита США.

4.2.1.2. Прямая, а не косвенная, зависимость КНДР от США. На территории страны разворачивают военные базы США, КНДР превращается в центр американского военно-политического давления в регионе.

4.2.2. Второй вариант — после смены режима в КНДР КНР принимает активные действия по введению страны в орбиту своего влияния посредством экономического давления на северокорейскую элиту. В итоге КНДР попадает не только под экономическую, но и политическую зависимость от КНР.

scen9.jpg

Рекомендуемая для России модель поведения в данном конфликте

Стоит отметить, что положение России в данном кризисе второстепенно и неудачно: российскому государству категорически не нужны военный действия в Азии, но при этом отсутствует прямой рычаг влияния на ситуацию. При этом при поддержке инициатив США Россия рискует попасть в «черный список» КНДР, а при поддержке КНДР усугубить свое положение, присоединившись к «оси зла». Чтобы минимизировать риски, России необходимо выступать в качестве активного сторонника мира и дипломатии в рамках данного конфликта, для чего следует:

  • периодически собирать или призывать к сбору пятерку (в силу дипломатического нигилизма КНДР — без нее) стран ·          участниц конфликта для переговоров и обсуждения проблемы. Это позволит более точечно и частно обсуждать аспекты кризиса, а также закрепить за Россией положение главного медиатора;

  • проведение двусторонних переговоров между Россией и участниками конфликта, за исключением КНДР, так как близкие контакты с Северной Кореей потенциально несут репутационные риски для России;

  • постоянное поднятие вопроса мирного урегулирования конфликта на всех международных площадках, где принимает участие Россия;

  • в случае отказа Китая от участия в дальнейших санкциях — совместное неприсоединение к ним, что снимет с России угрозу обострения отношений с Пхеньяном, а также позволит создать оппозицию милитаристским настроения США;

  • в случае попыток военной эскалации конфликта — применять право вето в ООН и призывать к миру.

Подобную позицию можно назвать позицией «активного нейтралитета», который позволит России избежать серьезного урона при любом развитии событий. При этом с большой долей вероятности эту позицию будут одобрять и поддерживать Китай и мировые сообщество, что потенциально обращается в политический капитал для России.


Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.58)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся