Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Валерия Ахмадуллина

Магистр Факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Тесные контакты Саудовской Аравии и Японии исторически определялись нефтяной отраслью. Укрепил сотрудничество в этой области нефтяной кризис 1973 г., а также катастрофа на АЭС Фукусима-1, поставившая Японию в еще более зависимое положение от ближневосточных партнеров. В последние годы наблюдается смещение интересов Саудовской Аравии от Европы в сторону азиатских партнеров, среди которых значимое место занимает Япония. Королевство наращивает объемы торговли с Востоком, устанавливая с Азией все более тесные торгово-экономические отношения. Саудовская Аравия является мировым лидером по экспорту нефти, в то время как Япония — один из основных потребителей. По словам бывшего директора Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танаки, доверие к Саудовской Аравии, как к одному из главных торговых партнеров Японии, не подлежит сомнению.

Перспективы развития саудовско-японских отношений в нефтяном секторе сложно оценить однозначно, учитывая общую неустойчивость мировых рынков в условиях пандемии. С уверенностью можно сказать лишь то, что оба государства стремятся к поддержанию сотрудничества, что объясняется взаимозависимостью экономик. Принятые программы по диверсификации саудовской экономики, а также усилия Японии по развитию собственной энергетики, пострадавшей 10 лет назад, пока смотрят далеко в будущее, в то время как нефтяная отрасль остается и в ближайшей перспективе будет оставаться фактором, формирующим отношения между двумя странами.

Тесные контакты Саудовской Аравии и Японии исторически определялись нефтяной отраслью. Укрепил сотрудничество в этой области нефтяной кризис 1973 г., а также катастрофа на АЭС Фукусима-1, поставившая Японию в еще более зависимое положение от ближневосточных партнеров. В последние годы наблюдается смещение интересов Саудовской Аравии от Европы в сторону азиатских партнеров, среди которых значимое место занимает Япония. Королевство наращивает объемы торговли с Востоком, устанавливая с Азией все более тесные торгово-экономические отношения. Саудовская Аравия является мировым лидером по экспорту нефти, в то время как Япония — один из основных потребителей. По словам бывшего директора Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танаки, доверие к Саудовской Аравии, как к одному из главных торговых партнеров Японии, не подлежит сомнению.

Нефтью единой

Между странами заключен ряд соглашений по торгово-экономическому и технологическому сотрудничеству. Так, нефтяная компания «Saudi Aramco» занимает второе место среди крупнейших держателей акций крупнейшей японской нефтяной компании «Idemitsu Kosan Co.».

Огромный импульс к расширению экономического сотрудничества двух стран дает принятая в 2017 г. программа «Совместное саудовско-японское видение 2030», а также его обновленная версия, принятая странами в 2019 г. Видение направлено на постепенное сокращение зависимости экономики от экспорта нефти, в то время как Япония готова сделать значительный вклад в развитие экономического потенциала Королевства. Однако несмотря на стремление Саудовской Аравии к постепенной диверсификации экономики, нефтяной фактор по-прежнему остается главным в формировании отношений между государствами. Так, в рамках Видения действует Соглашение о коммерческом хранении сырой нефти на Окинаве. Согласно ему, Saudi Aramco арендует у Японской национальной корпорации нефти, газа и металлов (JOGMEC) танкеры для хранения сырой нефти на Окинаве в обмен на приоритетные поставки в Японию в случае чрезвычайной ситуации. Сделка дает преимущества обеим сторонам. Ближнему Востоку — более легкий доступ к рынкам Восточной Азии, странам Азии — энергетическую подушку безопасности в условиях постоянных геополитических рисков. Для Японии наличие таких гарантий особенно выгодно, учитывая довольно нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке. К примеру, недавняя атака беспилотников на хранилища Saudi Aramco, вызвавшая необходимость сокращения добычи нефти на 50%, создала риск сокращения и нефтяных поставок в Японию.

Перипетии развития отношений

Несмотря на данную Нобуо Танакой положительную оценку партнерства, Япония ощущает чрезмерную зависимость от нефтяных поставок, около 90% которых приходятся на Ближний Восток. В этой связи она ищет альтернативные источники энергоресурсов, придавая большое значение развитию сотрудничества с другими нефтяными экспортерами. Одним из конкурентов Саудовской Аравии становится Россия, с которой у Японии действует соглашение о совместной разработке нефтяных месторождений в Восточной Сибири. Преимуществом такого соглашения представляется тот факт, что транспортировка нефти из России в Японию занимает всего два дня при значительно более низкой стоимости сырья. Такой расклад не устраивает Китай, который также борется за сибирскую нефть. Кроме того, уже сам факт диверсификации поставок энергоресурсов дает Японии возможность проведения более выгодных переговоров по ценам на саудовскую нефть. Другим проектом, подтверждающим довольно успешное сотрудничество российских и японских нефтегазовых компаний, является Сахалин-1, куда вовлечены Роснефть и японский консорциум «SODECO». Японская нефтегазовая корпорация «JOGMEC» также заинтересована в приобретении пакета акций российского проекта «Восток Ойл». Все это, безусловно, дает саудовской нефтяной компании повод для беспокойства.

Балансировать Япония пытается, закупая и иранскую нефть. Так, в 2016 г. был инициирован проект по совместной разработке иранского месторождения в Азадегане. Однако наложенные на Иран американские санкции заставили Японию выйти из проекта, чье место было тут же занято Китаем. Кроме того, закрытие Ираном Ормузского пролива в ответ на санкции угрожало перекрыть главный транспортный коридор, через который в Японию осуществляются поставки. Так, международное влияние, оказываемое на Иран по вопросам ядерной программы, не позволяет Японии полным образом вовлекаться в развитие совместных проектов, тем самым вновь обращая ее в сторону саудовской нефти.

Следующим вызовом для Саудовской Аравии может стать более дешевая сланцевая нефть, производимая США, запрет на продажу которой был снят в 2015 г. С этого момента Вашингтон активно наращивает объемы экспортируемой нефти, составляя конкуренцию ближневосточным нефтяным компаниям. С одной стороны, производимая сланцевая нефть позволяет компенсировать сокращение добычи со стороны ОПЕК, с другой — создает конкуренцию ближневосточным нефтяным компаниям, в первую очередь, Saudi Aramco, заставляя бороться за долю на азиатском рынке. Так случилось в 2018 г., когда Саудовской Аравии пришлось снижать цены на легкие сорта нефти, поставляемые в Азию, и повышать стоимость нефти, экспортируемой в США, страны Европы и Средиземноморье. Некоторые японские компании и сейчас нацелены на американскую сланцевую нефть. В 2010 г. компания «Itochu Corporation» стала первой японской компанией, принявшей участие в проекте по добыче сланцевой нефти в США. С приходом к власти новой администрации Дж. Байдена ситуация может снова измениться в пользу Саудовской Аравии в связи с тем, что новый американский президент нацелен на развитие «зеленой энергетики» и уже вводит запреты на разработку новых месторождений сланцевой нефти.

Китай является главным мировым импортером нефти и важнейшим экономическим партнером Саудовской Аравии. Несмотря на пандемию, спрос на нефть в Китае растет, а объем импорта из стран Арабского Востока за год увеличился на 1,6%, что объясняется увеличением числа нефтеперерабатывающих заводов в стране и желанием Китая увеличить нефтяные запасы. Интересы Китая, однако, выходят за рамки нефтеторговли, включая и развитие инвестиционных проектов. Так, саудовская экономика занимает важное место в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь», предлагая широкий спектр возможностей для инвестиционного сотрудничества как в сфере энергетики и технологий, так и развития инфраструктуры. Япония также намерена углублять сотрудничество в сфере инвестиций, опираясь на «Совместное саудовско-японское видение 2030», что, по некоторым оценкам, может в конечном итоге привести не только к экономическому соперничеству Японии и Китая за саудовские рынки, но и к борьбе за распространение политического влияния в регионе. Саудовская Аравия, однако, главным образом заинтересована в сохранении спроса на национальную нефть и внутреннем экономическом развитии, в связи с чем поддержание доброжелательных отношений с обеими странами для Королевства остается приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Другим фактором, влияющим на сотрудничество Японии и КСА в сфере энергетики, стала «нефтяная война» 2020 г. ОПЕК, главной целью которой является поддержание стабильного уровня цен на черное золото, столкнулась с нежеланием партнеров сокращать добычу. Растущее предложение привело к сильнейшему падению цен на нефть. Соглашение о сокращении добычи было подписано в апреле 2020 г., однако сбалансирование ситуации на мировом рынке по-прежнему остается непростой задачей. Ситуация усложняется пандемией, которая значительно снизила необходимость в потреблении энергии по всему миру в связи с замедлением транспортного сообщения и мировой торговли. По сообщениям Международного энергетического агентства, общемировой спрос на нефть в первом квартале 2020 г. снизился на 5,6 млн барр. в сутки, в течение 2020 г. в среднем падая на 25% в неделю в странах, подвергшихся полной изоляции, и на 18% в неделю в частично изолированных государствах. Сочетание этих факторов, в результате которых, с одной стороны, растет предложение, с другой — падает спрос, создают для нефтяной индустрии кризис беспрецедентных масштабов. На этом фоне на 25% снизился общий объем поставок нефти в Японию, а величина импорта саудовской нефти в Японию на май 2020 г. снизилась на 5,5% по сравнению с предыдущим годом.

Есть ли у них будущее?

По состоянию на начало 2021 г., ситуация стабилизируется. Это связано с соблюдением условий Соглашения по добыче нефти, распространением вакцины от коронавируса, а также постепенным повышением спроса на энергоресурсы. Все это задает положительную динамику посткризисного восстановления. Спрос растет и за счет холодов, ударивших как по Азии, так и по Соединенным Штатам. По этой причине в феврале Саудовская Аравия повысила цены на нефть для азиатских потребителей. Однако, несмотря на существующие вызовы, а также попытки избавиться от нефтезависимости, поддержание стабильных связей остается для Японии и Саудовской Аравии приоритетом. В марте Королевство запланировало повышение цен на нефтяные поставки в Европу и США с целью уменьшения доли экспорта в этом направлении. Вынужденная на фоне добровольного сокращения добычи выбирать между потребителями, Саудовская Аравия предпочитает сохранить объемы азиатского экспорта.

Перспективы развития саудовско-японских отношений в нефтяном секторе сложно оценить однозначно, учитывая общую неустойчивость мировых рынков в условиях пандемии. С уверенностью можно сказать лишь то, что оба государства стремятся к поддержанию сотрудничества, что объясняется взаимозависимостью экономик. Принятые программы по диверсификации саудовской экономики, а также усилия Японии по развитию собственной энергетики, пострадавшей 10 лет назад, пока смотрят далеко в будущее, в то время как нефтяная отрасль остается и в ближайшей перспективе будет оставаться фактором, формирующим отношения между двумя странами.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся