Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.56)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Аъзам Мурадов

Магистр факультета международных отношений МГИМО МИД России

Встреча между президентом России Владимиром Путиным и его американским коллегой Дональдом Трампом состоялась 16 июля в столице Финляндии Хельсинки. Первая встреча Путина с Трампом прошла год назад в Гамбурге на полях G20, затем им довелось кратко пообщаться во Вьетнаме в ноябре 2017 года на саммите АТЭС. Особенность данной встречи состоит в том, что это первая полноформатная встреча президентов двух стран без привязки к саммитам. И не случайно, что местом проведения российско-американского саммита был выбран Хельсинки, город с многовековой историей, уже однажды сыгравший ключевую роль в становлении диалога между двумя сверхдержавами.

Финляндия является одной из немногих европейских стран, нейтрально настроенных по отношению как к России, так и к США, а окончательный выбор Хельсинки в качестве места российско-американского саммита могло определить символическое значение города для отношений двух стран, ведь именно здесь в 1975 году был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Встреча между президентом России Владимиром Путиным и его американским коллегой Дональдом Трампом состоялась 16 июля в столице Финляндии Хельсинки. Первая встреча Путина с Трампом прошла год назад в Гамбурге на полях G20, затем им довелось кратко пообщаться во Вьетнаме в ноябре 2017 года на саммите АТЭС. Особенность данной встречи состоит в том, что это первая полноформатная встреча президентов двух стран без привязки к саммитам. И не случайно, что местом проведения российско-американского саммита был выбран Хельсинки, город с многовековой историей, уже однажды сыгравший ключевую роль в становлении диалога между двумя сверхдержавами.

Финляндия является одной из немногих европейских стран, нейтрально настроенных по отношению как к России, так и к США, а окончательный выбор Хельсинки в качестве места российско-американского саммита могло определить символическое значение города для отношений двух стран, ведь именно здесь в 1975 году был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогда представители Советского Союза, Соединенных Штатов и 33 других стран собрались в столице Финляндии, чтобы помочь разрядить растущую напряженность в международно-правовой, военно-политической, экономической и гуманитарной областях. Несмотря на то, что Хельсинкский заключительный акт не являлся международным договором и не требовал ратификации парламентскими учреждениями, он все же сыграл решающую роль в улучшении отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами, а также оказал долгосрочное воздействие на архитектуру рамок европейской безопасности.

Десмонд Браун, Вольфганг Ишингер, Игорь Иванов, Сэм Нанн:
Саммит в Хельсинки: возможные меры по снижению ядерных рисков

Становление политики нейтралитета в Финляндии началось еще задолго до подписания Хельсинских соглашений. 1955 год, положивший начало первому периоду разрядки, во многих отношениях был поворотным с точки зрения международного положения Финляндии. СССР, согласившись возвратить Финляндии территорию Порккала-Удд (что, как считал президент Паасикиви, создало предпосылки для финляндского нейтралитета), без всяких возражений отнесся к вступлению Финляндии в созданный тремя годами раньше Северный совет. В рамках пакета решений, принятых в декабре 1955 года, Финляндии удалось также стать членом ООН. Вступая в Северный совет, Финляндия сделала оговорку, что не будет участвовать в рассмотрении военно-политических вопросов, а также вопросов, требующих определения позиций в отношении противоречий между великими державами.

Реализация политики нейтралитета стала также и задачей преемника и давнего товарища Паасикиви — новоизбранного президента Урхо Кекконена. Он хорошо осознавал возложенную на него ответственность, и путем проведения многочисленных визитов в различные страны ему удалось добиться установления понимания политики нейтралитета Финляндии со стороны иностранных государств. Важнейшими из этих встреч являлись официальные визиты Кекконена в Великобританию, Францию и Соединенные Штаты, проведенные им в 1961-1962 годах. Именно в этот период западные державы признали курс политики нейтралитета Финляндии. А спустя некоторое время страны-победительницы Второй мировой войны, как западные, так и восточные, заявили о своем доверии в отношении финского нейтралитета. В 1963 они согласились пересмотреть заключенный с Финляндией мирный договор таким образом, что Финляндия получала право владеть оборонительными ракетными вооружениями. Признанием для Финляндии также явилось то, что в последующем году ООН обратилась к ней с просьбой предоставить войска для проведения согласованной Советом Безопасности миротворческой операции на Кипре. Но на международном уровне наибольшее внимание вызывало то, что в начале 1960-х, несмотря на возникшие трудности, Финляндии представилась возможность стать ассоциированным членом ЕАСТ путем заключения различных торговых соглашений. В Финляндии надеялись, что ассоциированное членство в ЕАСТ окажет столь же благоприятное воздействие на правые круги, противостоявшие Кекконену, как и проведенные им официальные визиты, в частности в Великобританию и США. В коммюнике, принятых по итогам визитов, подчеркивалось, что в этих соглашениях “признали” политику нейтралитета, проводимую Финляндией. Признание на Западе политики финляндского нейтралитета вменялось в заслугу именно Кекконену, хотя, например, Вашингтон квалифицировал Финляндию как нейтральное государство еще в середине 1950-х годов. В ходе визита в США Кекконен выступил в Нью-Йорке 19 октября 1961 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью, которая была исторической уже хотя бы потому, что глава финляндского государства никогда ранее не выступал во всемирной организации. Весомым было и само содержание речи Кекконена: «Наша политика нейтралитета, как мы неоднократно заявляли, нацелена на то, чтобы вывести Финляндию за пределы внешнеполитических спекуляций. Мы благодарны за то признание, которое везде получило наше стремление к независимости, жизненная сила нашей демократии и наша любовь к миру».

В течение 60-х годов нейтральная позиция Финляндии поэтапно укреплялась — это наблюдалось во всех сферах внешней политики страны и среди всего прочего проявлялось в активизации ее деятельности в ООН. Отличительными чертами политики Финляндии в ООН являлись миролюбие, бесстрастность, примирительность и деловитость, что, безусловно, повышало репутацию страны на международной арене. Именно к этому стремился Урхо Кекконен. Финляндия постепенно достигла авторитетной позиции в международной организации и была избрана в ее многие важнейшие органы.

История имеет свойство повторяться, а если быть точнее — двигаться по спирали. 16 июля в Хельсинки прошел саммит между президентом России Владимиром Путиным и президентом США Дональдом Трампом. Но в отличие от саммита 1975 года, объединившего мировых лидеров с четкими целями сотрудничества, никто не знал, чего ожидать на этот раз, ведь отношения Москвы и Вашингтона сейчас находятся на самом низком уровне со времен холодной войны. Несмотря на то, что оба лидера понимают, что эта встреча необходима не только для двух стран, но и для всего мира, вероятнее всего, по итогам саммита кардинальных изменений в отношениях стран ожидать не стоит. Но сегодня даже небольшие шаги для снятия напряженности в российско-американских отношениях соответствовали бы интересам всех сторон.

Фактор нейтралитета Финляндии имеет очень важное значение в данной встрече, поскольку при конфронтационном характере отношений двух стран проведение саммита в РФ или США исключено по политическим причинам. По этим же причинам невозможно проведение саммита в странах – союзниках России и США, например, в Беларуси или Казахстане, Германии или Франции, поскольку в данном случае очень важно соблюсти абсолютный политико-дипломатический паритет. Финляндия хоть и ограничена в своих внешнеполитических действиях рамками членства в ЕС и его общей позицией, она все же считается нейтральной и более-менее благожелательно относится как к России, так и к Соединенным Штатам. Несмотря на тесное стратегическое сотрудничество Финляндии с НАТО, а также позицию многих политиков в нынешнем правоцентристском правительстве, вступать в военно-политический блок страна пока тоже не имеет планов. По данным исследования, 59% опрошенных финнов по-прежнему выступают против членства страны в НАТО. В этом и заключается вся ценность Финляндии как нейтральной площадки для проведения саммита столь крупного масштаба.

Стоит также отметить, что на выбор места встречи повлияли и ряд других практических факторов. В дни, предшествующие встрече, Трамп уже был в Европе — сначала он нанес визит в Великобританию, а затем принял участие в саммите НАТО в Брюсселе. С точки зрения логистики, Трампу будет более удобнее встретиться с Путиным на европейском континенте. Статус Финляндии, не входящей в НАТО, также дает Трампу шанс сделать символический жест, который имеет значительный вес в международных отношениях: он покинул территорию НАТО, чтобы встретиться с Путиным, шаг, который подчеркнет его недавнюю критику в адрес лидеров Альянса.

Финны осознают, что, проводя такого рода саммиты, они также укрепляют свою собственную безопасность. Финляндия пользуется доверием обеих сторон, именно это сделало Хельсинки разумным выбором. Следует отдать должное организационному мастерству Финляндии в проведении встреч на высоком уровне, многолетний послужной список этой страны сделал ее привлекательной как для Москвы, так и для Вашингтона.

Сегодня весь мир в ожидании результатов встречи двух глав мировых держав, и остается надеяться, что «дух Хельсинки» поспособствует тому, чтобы данная встреча также вошла в мировую историю как точка остановки в формулировании негативной повестки в отношениях двух стран и восстановления российско-американского диалога.

Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.56)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся