Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Айдыс Даваакай

Магистр Дипломатической Академии МИД России

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) представляется одним из наиболее грандиозных геополитических проектов в истории человечества. Его маршруты проходят и охватывают большую часть евразийского материка, и в следствие того, что идеи и видение этой инициативы достаточно широки, данный проект эволюционировал в широкомасштабную концепцию, которая имеет потенциал для того, чтобы в будущем кардинально изменить геополитическую обстановку в мире.

Большую заинтересованность в данном проекте выражает Турецкая Республика. Это прослеживается прежде всего в том, что президент страны Р.Т. Эрдоган принял участие в I форуме ОПОП. Роль Турции в китайской инициативе прослеживается, прежде всего, в том, что она является одним из ключевых транзитных путей между Востоком и Западом, что вылилось в создание проекта «Срединный коридор», который призван стать одной из составных частей проекта «Один пояс, один путь».

В отношениях между двумя странами существует целый ряд проблемных моментов. Однако те задачи, которые стоят перед их руководствами, побуждают их к выстраиванию прагматичного сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Турция стремится развить свою экономику, а также диверсифицировать внешнюю политику; в то время как КНР заинтересована в углублении сотрудничества с Турецкой Республикой, поскольку это не только один из кратчайших транспортных путей в Европу, но и потенциальный проводник ее интересов внутри НАТО, с помощью которого можно будет отвергать наиболее неприемлемые для неё решения. Таким образом, можно предполагать, что сотрудничество двух стран будет углубляться, а значение Турции для США и Китая — только усиливаться в их противостоянии.

Один пояс, один путь

Современный мир находится на пороге больших перемен. Однополярная система международных отношений, во главе с США, переживает тяжелые времена — возникают новые центры притяжения на мировой арене, среди которых особое место занимает Китай. Сегодня последний претендует на место мирового лидера, и решительной заявкой на это стало объявление в 2013 г. об инициативе «Один пояс, один путь».

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) представляется одним из наиболее грандиозных геополитических проектов в истории человечества. Его маршруты проходят и охватывают большую часть евразийского материка, и в следствие того, что идеи и видение этой инициативы достаточно широки, данный проект эволюционировал в широкомасштабную концепцию, которая имеет потенциал для того, чтобы в будущем кардинально изменить геополитическую обстановку в мире.

Что касается актуальности данной инициативы, то тут необходимо упомянуть тот факт, что в 2019 г. II форум «Один пояс, один путь» посетили представители примерно 150 стран, причём в нем приняли участие главы 37 стран мира. 124 страны и 29 международных организаций подписали соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы. Таким образом, общая площадь территории участников проекта превышает 57 млн кв. км, население составляет приблизительно 4,2 млрд человек, а объем их совокупного ВВП составляет примерно 22 трлн долл. (66% всего мирового ВВП).

Данный проект приобрёл большую популярность как альтернатива западным финансовым структурам, большую роль в которых играли США и их союзники. К тому же при предоставлении финансовой помощи на развитие проекта в любой из стран Китай смотрит, в первую очередь, на его экономическую выгоду и не делает акцент на проблемы внутри государства, что выгодно отличает его от США. Для последних немаловажную роль играют вопросы с правами и свободами человека или, по крайней мере, проведение политики выгодной Вашингтону. В результате данная инициатива даёт шанс на развитие странам, заинтересованным в проведении автономной внешней политики, в том числе и Турции.

Григорий Лукьянов, Нубара Кулиева, Артемий Миронов:
Политика Турции в ЦА: обоснованы ли амбиции?

Турция и «срединный коридор»

Большую заинтересованность в данном проекте выражает Турецкая Республика. Это прослеживается прежде всего в том, что президент страны Р.Т. Эрдоган принял участие в I форуме ОПОП. Роль Турции в китайской инициативе прослеживается, прежде всего, в том, что она является одним из ключевых транзитных путей между Востоком и Западом, что вылилось в создание проекта «Срединный коридор», который призван стать одной из составных частей проекта «Один пояс, один путь».

Что касается мотивов участия Турции в данной инициативе, то тут стоит сказать о том, что она может дать импульс для развития экономики страны, которая страдает от высокой инфляции и активной внешней политики, требующей вливания значительных объемов ресурсов. К тому же нельзя не отметить, что это позволяет Анкаре диверсифицировать внешнеполитический вектор страны, в особенности после углубления противоречий с западными партнерами (миграционный кризис, расхождения относительно курдского вопроса, нежелание США поставлять вооружение и т.д.). Важен и тот факт, что инвестиции Китая в турецкие инфраструктурные и энергетические проекты, помимо придания стимула к развитию экономики страны, позволяют ей усилить влияние в соседних регионах.

Проблемные моменты

В то же время существуют проблемные моменты в двухсторонних связях. Наиболее очевидным примером этого является уйгурский вопрос — одно из главных препятствий для развития отношений с Китаем, поскольку Турция рассматривает себя в качестве лидера тюркских народов, и там проживает значительное число представителей этого народа. Актуальность данного вопроса не утихла даже после того, как руководством двух стран был подписан договор об экстрадиции в 2017 г., поскольку парламент Турции не ратифицировал его. Ещё одной проблемой представляется тот факт, что торгово-экономические отношения стран асимметричны — Турция импортирует из Китая гораздо больше, чем экспортирует туда, что усиливает её экономическую зависимость.

Помимо маршрута, проходящего по территории Турции, существуют и другие, позволяющие китайским товарам достичь стран Европы. Причём необходимо отметить тот факт, что основная часть товаров перевозится морским путём. Таким образом, Китай хоть и заинтересован в развитии «срединного коридора», тем не менее наличие других маршрутов не позволяет Турции стать одним из ключевых участников проекта.

Существуют риски и для Китая. Помимо разногласий по уйгурскому вопросу, стоит упомянуть ряд других моментов. Несмотря на большую заинтересованность Р.Т. Эрдогана в развитии отношений с Китаем в рамках ОПОП, подобный внешнеполитический вектор Турции не представляется устойчивым. И большое значение для нынешних турецко-китайских отношений будут играть выборы президента в Турции в 2023 г., поскольку рейтинг действующего лидера страны на фоне экономических проблем снижается; и в случае прихода к власти народно-республиканской партии внешняя политика страны может совершить разворот, после чего начнется углубление сотрудничества с Западом, в особенности с США, с которыми у Китая разгорается соперничество на мировой арене. Все это может привести к тому, что Турция возьмет курс на противоборство с Китаем. Это и не позволяет Пекину углубить сотрудничество с Анкарой, как с Тегераном, с которым был подписан договор об инвестициях на общую сумму в 400 млрд долл. и который, в отличие от Турецкой Республики, не имеет возможности балансировать между США и КНР.

Стоит также упомянуть тот факт, что активная внешняя политика Анкары в соседних регионах (военные операции на территории Сирии и Ирака, активная поддержка Азербайджана в ходе 2-й Карабахской войны и т.д.) дестабилизирует обстановку и делают инвестиции весьма рискованными. Пока нет признаков того, что политическое руководство Турции откажется от подобных шагов.

В отношениях между двумя странами существует целый ряд проблемных моментов. Однако те задачи, которые стоят перед их руководствами, побуждают их к выстраиванию прагматичного сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Турция стремится развить свою экономику, а также диверсифицировать внешнюю политику; в то время как КНР заинтересована в углублении сотрудничества с Турецкой Республикой, поскольку это не только один из кратчайших транспортных путей в Европу, но и потенциальный проводник ее интересов внутри НАТО, с помощью которого можно будет отвергать наиболее неприемлемые для неё решения. Таким образом, можно предполагать, что сотрудничество двух стран будет углубляться, а значение Турции для США и Китая — только усиливаться в их противостоянии.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся