Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Нежданов

Магистр международных отношений, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, ассистент кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета, эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России, эксперт РСМД

Желание Си Цзиньпина углубить «мягкую силу» Китая, а также необходимость создания глобальной системы информационной политики, подвластной КНР с целью продвижения собственного видения на мировое развитие и при учете феномена «постправды», а также необходимости продвижения позиции КНР в международных делах как в Восточной Азии, так и в рамках инициативы «пояса и пути» является неотъемлемой частью политической повестки дня в современном Китае.

Так, борьба с «гегемонией» стран Запада и в частности США в глобальных СМИ заключается в заявлениях как официального Пекина, так и крупных китайских компаний, указывающих на неприемлемость спекуляций западных СМИ при освещении событий в Китае. Вместе с этим борьба с «западной гегемонией» в СМИ выражается в том, что с 2013 года внутри Китая КПК старается продвигать и вновь популяризировать «базовые социалистические идеалы», проводя специальную информационную политику в школах, СМИ, а также работая с бизнесменами.

С другой стороны Китай уже предпринял конкретные шаги в преодолении замкнутости глобальной информационной политики. В частности КНР запустила интернет-портал Sixth Tone, продвигая «позитивную пропаганду» Китая в том числе и в популярных глобальных социальных сетях: созданы страницы в Фейсбуке, Твиттере и Инстаграм. Другим «рупором» Китая в глобальный мир стала телекомпания CGTN, представленная во многих социальных сетях с вещанием в том числе на арабском и русском языках.


Желание Си Цзиньпина углубить «мягкую силу» Китая, а также необходимость создания глобальной системы информационной политики, подвластной КНР с целью продвижения собственного видения на мировое развитие и при учете феномена «постправды», а также необходимости продвижения позиции КНР в международных делах как в Восточной Азии, так и в рамках инициативы «пояса и пути» является неотъемлемой частью политической повестки дня в современном Китае.

Так, борьба с «гегемонией» стран Запада и в частности США в глобальных СМИ заключается в заявлениях как официального Пекина, так и крупных китайских компаний, указывающих на неприемлемость спекуляций западных СМИ при освещении событий в Китае. Вместе с этим борьба с «западной гегемонией» в СМИ выражается в том, что с 2013 года внутри Китая КПК старается продвигать и вновь популяризировать «базовые социалистические идеалы», проводя специальную информационную политику в школах, СМИ, а также работая с бизнесменами.

С другой стороны Китай уже предпринял конкретные шаги в преодолении замкнутости глобальной информационной политики. В частности КНР запустила интернет-портал Sixth Tone, продвигая «позитивную пропаганду» Китая в том числе и в популярных глобальных социальных сетях: созданы страницы в Фейсбуке, Твиттере и Инстаграм. Другим «рупором» Китая в глобальный мир стала телекомпания CGTN, представленная во многих социальных сетях с вещанием в том числе на арабском и русском языках.

Однако, судя по всему, все более уверенному в своем международном положении Китаю стало не достаточно существующих каналов для продвижения собственной «позитивной пропаганды». В итоге в начале мая 2017 года ЦК КПК и Государственный совет КНР представили дополнение к XIII пятилетке, заключающееся в пятилетнем плане реформ индустрии культуры.

Реформа индустрии культуры с китайской спецификой: от массовой культуры до крупных брендов и аналитических центров

Согласно анонсированному плану индустрия культуры в КНР должна стать одним из стержней национальной экономики страны к 2020 году. Достижение этой цели видится через обновление индустриальной структуры Китая, создание и выращивание больших брендов, а также стимулирование потребления продуктов культуры и информационной политики. Реализация плана по реформе индустрии культуры объясняется тем, что к 2020 году планируется построение среднезажиточного общества, что связано с продвижением культурного развития страны.

Согласно концепции, заявленной ЦК КПК, КНР необходимо создание системы дискурсов, объединяющих идеи и стратегии страны. Вместе с этим проект включает в себя «построение фронта общественного мнения» онлайн.

Достижение этой цели видится как в государственной поддержке высококлассных аналитических центров, так и в СМИ, онлайн-медиа и массовой культуре, что дает основания рассматривать индустрию культуры довольно широко. Государство будет оказывать поддержку в создании групп предприятий культуры, которые бы обладали высокой конкурентоспособностью и занимали большую долю рынка. Ожидается, что несколько компаний смогут занять долю глобального рынка уже к 2020 году. Кроме культурной составляющей плана, указано, что Китай планирует обновление своей информационной системы.

Культура и коммуникационная сфера, включая Интернет, входят в базовые принципы XIII пятилетки. Согласно обнародованной информации как государственные, так и частные фонды получают возможность инвестировать в указанные сферы. План также подразумевает распространение действия существующих в КНР нормативно-правовых актов на всю сферу культурной и информационной индустрии, включая онлайн медиа. Наконец, план указывает, что современные общественные социальные сети, а также другие сервисы для обмена информацией, должны быть широко развиты к 2020 году, они должны получить лучшую стандартизацию, а также выступать субститутами сервисам, которые уже занимают глобальный рынок.

Развитие сферы информационно-коммуникативных технологий и обмена информацией видится в улучшении коммуникативных возможностей крупнейших новостных интернет-порталов КНР, а также радио, телевидения. Планируется развитие системы авторского права, которое бы защищало правообладателей в Интернете, включая создателей аудио контента.

В рамках XIII пятилетки Китай планирует понизить порог вхождения частного капитала в сектор культуры и информационных технологий, что скажется на развитии негосударственных предприятий. Запланирована поддержка малых, средних и микро предприятий, которые занимаются инновациями в сфере культуры и коммуникаций или специализируются на важных для государства сферах. В итоге КНР планирует создать культурный и информационный китаецентричный рынок, базирующийся на использовании интернет-технологий.

Аналитические центры Китая как проводник идей КПК в мире и часть индустрии культуры

В рамках указанных изменений важное место занимают аналитические центры. В 2016 году Европейский совет по международным отношениям (European Council on Foreign Relations — ЕСМО) опубликовал обширный доклад, объясняющий складывающуюся систему аналитических центров Китая. Доклад ЕСМО указывает на быстрый рост числа аналитических центров в КНР. Авторы сравнивают его с «пандемическим» распространением новых организаций. При этом аналитические центры не получают должного уровня независимости, они, в определенной степени, становятся проводниками государственных идей КНР, находятся в лоне политики, формируемой официальным Пекином.

Идея создания сети «аналитических центров с китайской спецификой» приписывается лично Си Цзиньпину. Их цель видится в распространении вырабатываемых идей, научных работ и проявлении активности в мире, включения китайских центров в международный научный и общественный дискурс.

ЕСМО отмечает, что проблемой центров является их неоднозначный статус, который призван уравновесить их роль одновременно и в критическом анализе китайской политики, и в необходимости её оправдания за рубежом. Аналитические центры КНР находятся в зависимости от государственных фондов, их деятельность направлена на усиление «мягкой силы» КНР в мире. Центры ограждены от дискуссии по проблеме центральной власти в стране, однако видят свой приоритет в построении крепкого общественного мнения по выгодным китайскому правительству проектам. Необходимость аналитических центров Китая представляется в развитии системы государственной пропаганды как внутри КНР, так и за её пределами, эта работа становится легитимацией решений, принятых китайским правительством.

Несмотря на появление значительного числа «мозговых центров» и развитие СМИ в КНР, нельзя говорить об абсолютном плюрализме мнений и позиций. Обнародованный план по реформе предусматривает санкции за распространение «нежелательной информации». Предполагается наказание за распространение в Интернете или СМИ слухов, информации, способной нанести вред, новостей, освещающих тайную информацию или публикацию лжи. Заметим, что в разряд слухов, вредоносной информации и лжи может попасть любая информация, все зависит от точки зрения потребителя. Вместе с этим в начале мая 2017 года новостное агентство Синьхуа отметило, что КНР планирует ужесточить регулирование «мозговых центров». Ссылаясь на документ, опубликованный на официальном портале Правительства КНР, аналитические центры получают подразделение на частные и государственные, причем, если государственные аналитические центры находятся под наблюдением регистрирующего органа — государственной структуры по специальности центра, то частные будут находиться под надзором общественной структуры, что дает возможность государству оказывать давление на частные центры, ссылаясь на общественное мнение.

Ужесточение цензуры для аналитических центров» КНР дополняется ужесточением контроля в Интернете как для пользователей, так и для производителей контента. По материалам источника в «Reuters», предполагается, что КПК будет производить контроль за контентом напрямую. Пятилетний план КНР по реформированию индустрии культуры призывает к улучшению и «идеализации» законов и правил, направленных на деятельность субъектов в глобальной сети. Отмечено, что люди, работающие в онлайн-медиа, обязаны обладать определенными квалификациями, недоступными для остальных служащих СМИ. Основная идея заключается в том, что КНР указывает на обязанность медиа следовать партийной политической линии, продвигать «позитивную пропаганду» Китая. Согласно заявлению такой контроль за онлайн-медиа необходим по причине растущих вызовов безопасности КНР, а также необходимости продвижения китайских взглядов и культуры в мире. Маркерами ожесточающийся политики в отношении онлайн-медиа стало смещение на периферию независимых новостных репортажей и продвижение материалов авторов, одобренных КПК, планы также включали создание массовой и официально одобренной онлайн-энциклопедии, целью которой является конкуренция с Википедией, а также анонсированный новый законопроект о шпионаже.

Вместе с этим определенное ужесточение правил в распространении интернет-контента было проведено 1 июня 2017 года, когда вступил в силу новый закон о кибербезопасности. Существует предположение, что создание этого законодательного акта определенным образом усложнит деятельность зарубежных информационных компаний в Китае, поскольку, он остается довольно малоизвестным и практически неистолкованным нововведением. В итоге в начале июня онлайн-цензура КНР заблокировала десятки развлекательных групп и каналов в китайских социальных сетях, которые не подходили под новое законодательство. Исследователь Адам Сегал из Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета отмечает, что политика Си Цзиньпина в отношении информации в Интернете основана прежде всего на: желании нивелировать опасность информации, которая может сказаться на стабильности и легитимности партии; желании использовать киберпространство как мост политического, экономического и военного влияния Пекина в мире; желании Китая увеличить пространство для собственного политического маневра через преодоление преимуществ США в киберпространстве.

Новые идеи и старые традиции включения китайской культуры в глобальный контекст

Идея дополнения XIII пятилетки планом по реформированию индустрии культуры находится в лоне китайской общественной дискуссии по интернационализации, обновлению и включению китайской культуры в глобальный контекст, начавшейся в 1935 году. Интересно заметить, что до плана 2017 года существовали три документа, опубликованные в 1935, 1958 и 2004 гг., которые представляли собой манифесты, направленные на интеллектуальную дискуссию по вопросам культуры. Отметим, что два первых манифеста (1935 г. и 1958 г.) были изданы партий Гоминьдан. По сути в 2004 году КПК переняла эстафетную палочку культурного марафона китайской мысли. Исследователи китайской политической жизни отмечают, что современная дискуссия о китайской культуре внутри страны, особенно с привлечением в неё образа Конфуция, становится все менее конфуцианской сама по себе, но все более распространяет взгляд без какой бы то ни было критики на китайское прошлое, причем вовлекает в него не только часть интеллектуалов, но значительную часть обывателей. Мода на упоминание «5 000 лет китайской истории» без изъянов приводит к упрощенному взгляду на всю полноту китайской культуры, однако именно такое упрощение наиболее удобно для предложения массовой культуры.

Исследователи китайского «культурного вопроса» отмечают, что манифест 2004 года имеет поразительное сходство с манифестом 1935 года. Замечено, что через оба манифеста проходит идея о неисключительности западной культуры, о её равном положении с культурой Китая. Таким образом и Гоминьдан в 1935 году, и КПК в 2004 и 2017 гг. противопоставляют Китай Западу, отмечают существование особого пути.

Манифест 2004 года идеологически предшествует идеям, заложенным в пятилетнем плане по реформе индустрии культуры. Важной мыслью манифеста является идея развивающейся глобализации. При этом манифест 2004 года по прошествии тринадцати лет предлагает Китаю прекрасную формулу для продвижения своих идей в мире, где набирают обороты идеи национализма и протекционизма. Идеалом обозначено культурное разнообразие, подчеркивается, что данное разнообразие есть основная форма существования цивилизаций на планете, а значит необходим их диалог, но не унификация. Отмечено, что каждая страна имеет право выбирать, сохранять и развивать свою традиционную культуру, отмечен принцип выбора или частичного принятия чужой культуры в случае появления такой опции. Однако, несмотря на значительное внимание к аутентичному, манифест указывает на принятие таких универсальных норм как свобода, демократия, справедливость, права человека, верховенство закона, массовое равенство и национальный суверенитет. Таким образом план по реформе индустрии культуры в Китае обладает более чем восьмидесятилетней предысторией общественной дискуссии внутри Китая, что уже говорит о развитой теоретической и идеологической базе предложенного плана.

Пятилетний план по реформе индустрии культуры: внутренние и внешние потребители

Действие пятилетнего плана по реформе индустрии культуры направлено как во вне, так и внутрь Китая. С одной стороны данная работа проводится для укрепления позиций центральной власти КНР в целом и Си Цзиньпина в частности, с другой стройны — для влияния на имидж Китая за рубежом.

Говоря о внутреннем значении пятилетнего плана по реформе индустрии культуры, важно заметить несколько факторов, влияющих на современное состояние китайской власти. Прежде всего, это необходимость Си Цзиньпина усилить свою личную власть с целью углубления реформ и создания предпосылок для становления новой системы экономического роста в стране. Вместе с этим возможной причиной может быть борьба с политическими конкурентами, которые могут помешать Си Цзиньпину укрепить свое положение и сосредоточить больше власти в своих руках. В целом данная проблема касается специфической расстановки сил в действующей китайской власти, когда Председатель КНР, обладая властью и большими амбициями фактически отрезан от влияния на медиа.

Внешняя роль пятилетнего плана по реформе индустрии культуры видятся в следующем. Во-первых, это создание безоговорочно позитивного образа КНР в странах-партнерах по инициативе «пояса и пути», а также преодоление страха так называемой «китайской угрозы» в общественном мнении этих стран. Во-вторых, необходимость КНР в скором времени привлекать трудовых мигрантов по причине старения населения и необходимости привлечения в КНР талантов. Наконец, создание глобальных социальных и информационных порталов позволит Китаю с одной стороны создавать тренды в общественном мнении, но с другой стороны создаст альтернативную сферу информационной пропаганды, которая могла бы стать заменой существующей структуре, возглавляемой «мозговыми центрами», информационными каналами и массовой культурой США.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся