Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 40, Рейтинг: 4.28)
 (40 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Нежданов

Магистр международных отношений, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, ассистент кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета, эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России, эксперт РСМД

XIX съезд КПК в октябре 2017 г. внес значительные изменения в концептуальное понимание развития КНР в период до 2050 г. Важно заметить, что изменения эти произошли по причине истощения возможностей предыдущей концепции развития страны. Новые идеи, провозглашаемые Си Цзиньпином, начали появляться ещё в 2012 г. В итоге сегодня мы можем наблюдать движение КНР к мировому лидерству, запланированному на 2050 г.

Активизация политики КНР заставляет обратить внимание на механизмы и приемы, используемые пятым поколением руководителей для продвижения китайской повестки дня в международных отношениях. Новым рубежом в развитии китайской стратегии можно считать XIX съезд КПК, который внес в официальный дискурс страны идеи, провозглашающие переход КНР к построению «социализма с китайской спецификой для новой эры». Новая терминология указывает, что Китай переживает период эволюции внутренней и внешней политики. В итоге от КНР, руководимого идеями Дэн Сяопина, мы переходим к Китаю, который провозгласил «новую эру» как для себя, так и для всего мира.

Китай на пути к «новой эре»

Политика «реформ и открытости» опиралась на идеи необходимости экономического возрождения Китая. Эти перемены должны были идти таким образом, чтобы Китай не встретил на пути «ловушку Фукидида», не расходовал силы на ненужную конфронтацию. Эта логика стала базой стратегии экономического развития КНР 1978–2017 гг., когда у страны есть четкая цель при соблюдении хрупкого баланса интересов.

Период либеральной глобализации был умело использован КНР для развития собственной экономики. Несмотря на значительно большую активность Китая на международной арене, а также вхождения в международные организации, третье и четвертое поколение руководителей оставались верны духу политики «реформ и открытости», сформулированному в политической стратегии Дэн Сяопина. В стратегии отмечалось, что во внешней политике Китаю следует хладнокровно наблюдать, вести себя скромно, не претендовать на лидерство, выжидать в тени, крепко стоять на ногах, но чего-то достигать.

Первые изменения внешнеполитического курса КНР стали заметны в 2012–2013 гг. Первая идея, обозначенная Си Цзиньпином, касалась концепции «китайской мечты» (中国梦) о возрождении китайской нации. Следует заметить, что формулировка и объяснение концепции работают в рамках политики государственной памяти КНР, которая претерпевает изменения. Окончание «столетия унижений», начавшегося после Первой Опиумной войны, приходится на 1949 г., а именно на приход к власти КПК. «Китайская мечта», предполагающая достижение двух столетних целей к 2021 и 2049 гг., заставляет нас видеть «длинную тень» «столетия унижений», которая продолжается по сей день. Таким образом современная история Китая получает новые границы: 1842–2049 гг., где 1842 г. означает вхождение Китая в период ослабления, а 2049 г. означает возвращение на международный политический олимп обновленного и сильного Китая. Вместе с этим «китайская мечта» не разделяет политические режимы Китая XIX и XX вв., что говорит о желании найти новый «золотой век» своей истории, поскольку период с 1949 г. не может предложить «политический идеал» в виду преодоления «столетия унижений».

Добавим, что при развитии идеология «китайской мечты» была разделена на три компонента. Первый компонент означает «Китай в Китае» (中国的中国) и обращается к националистическому пласту концепции, подчеркивая особый национальный характер КНР и объединяя граждан в рамках классического государства-нации. Второй компонент «Китай в Азии» (亚洲的中国) подчеркивает незападный характер идеологии. Наконец, третий компонент «Китай в мире» (世界的中国) подчеркивает стремление КНР построить современную цивилизованную страну при развитии китайской модели универсализма в международных отношениях.

Другим маркером стало провозглашение концепций, которые сегодня объединены в единую инициативу «Пояса и Пути». Изначально эта концепция рассматривалась как евразийская стратегия Китая. При этом сегодня инициатива «Пояса и Пути» приобретает форму международной системы, включая в себя не только Евразию и Африку, но и арктический регион, а также Латинскую Америку. Таким образом у КНР появляется возможность выстраивать параллельную экономическую систему, в которую не входят США и на которую не могут влиять западные финансово-экономические институты.

Не меньшего внимания заслуживает и то, что в ноябре 2014 г. Си Цзиньпин отметил необходимость КНР развить концепцию «дипломатии большой страны с китайской спецификой» (中国特色大国外交). Развиваясь, эта концепция сегодня базируется на идее необходимости диверсифицировать подходы к соседним странам и глобальной политике. Такая дипломатия призывает придерживаться в решениях мнения руководства КПК, независимой внешней политики, а также международного права. Центральной ролью внешней политики и дипломатии остается необходимость работать на внутреннее развитие КНР.

Наконец, заметное место в современных политических переменах КНР заняла внутрипартийная борьба с коррупцией, а также реализация XIII пятилетнего плана, дополненного реформой индустрии культуры. Следует заметить, что современная китайская элита стремится к большему контролю внутриполитической жизни КНР, созданию общественно-политической системы, которая бы позволила достигнуть столетних целей и сделать КНР одном из центров международной системы. Так, окончательно идеи «новой эры» были закреплены на XIX съезде КПК в октябре 2017 г.

XIX съезд КПК: мы ждем перемен

Важным событием XIX съезда КПК стало появление концепции о формировании социализма с китайской спецификой для новой эры, базирующейся на идеях Си Цзиньпина.

Социализм с китайский спецификой для новой эры подразумевает усиление власти КПК, её лидерство во всех сферах жизни китайского общества. При этом отмечается, что в центре всего должен стоять человек, необходимо углубление реформ, верховенство права и партийная дисциплина. Такие цели названы указателями для партии и граждан, если они стремятся к великому возрождению китайской нации.

Центральным базовым элементом в теории о социализме с китайской спецификой для новой эры являются четырнадцать «гарантий» (坚持) Си Цзиньпина. Так, «гарантии» включают в себя: установление лидерства КПК над всеми сферами жизни в КНР; размещение в центр развитие человека; продолжение всеобъемлющего углубления реформ; распространение и утверждение нового видения на развитие; понимание того, что именно люди развивают страну; утверждение того, чтобы любое действие правительства опиралось на закон; придерживание базовых социалистических ценностей; улучшение жизненных стандартов путем развития; утверждение гармонии между человеком и природой; придерживание глобального подхода к национальной безопасности; установление абсолютного лидерства КПК над людскими массами; придерживание принципа «одна страна, две системы» и продолжение воссоединения нации; продвижение идеи построения сообщества единой судьбы для всего человечества; поддержка управления со стороны КПК.

Важно заметить, что четвертая часть доклада Си Цзиньпина на XIX съезде КПК значительно отличалась от структуры докладов предшественников. Как правило четвертая часть касается планов работы партии на ближайшие пять лет. В 2017 г. четвертая часть доклада касалась вопросов развития в перспективе ближайших 33 лет, то есть до 2050 г. При этом основными вехами 33-летнего периода становятся 2020 г., когда будет построено среднезажиточное общество «сяокан». При этом к 2050 г. планируется развития КНР в великую (强) современную социалистическую страну, которая была бы сильна, демократична, культурно развита, гармонична и красива. Отметим, что 2020 и 2050 гг. находятся в лоне теории о двух столетних целях. Новой датой является 2035 г., который служит точкой невозврата. К этому году КНР планирует реализовать базовые принципы социалистической модернизации. Идеи, высказанные Си Цзиньпином, дополняются мечтой о построении могущественной армии (强军梦) и построением «сообщества общей судьбы для всего человечества» (人类命运共同体).

Современная история КНР может быть разделена на три этапа. Первая фаза, хронологические рамки которой 1949–1976 гг, обозначает период «вставания с колен». 1978–2012 гг. названы временем обогащения и вхождения в международную политику. Период с 2012 г. назван временем, когда Китай должен становиться сильнее, что прямо указывает на желание руководства КНР активнее участвовать в международных отношениях.

Вместе с этим Китай изменил свое представление о «принципиальном противоречии» системы (主要矛盾). Как можно судить из итогов XIX съезда КПК, «принципиальным противоречием» системы в период 2017–2050 гг. становится противоречие между «несбалансированным и неадекватным развитием и постоянно растущими потребностями в улучшении качества и уровня жизни со стороны людей». Интересно, что «принципиальное противоречие» 2017 г., при сравнении с концепцией, существовавшей с 1981 по 2017 гг. (растущие материальные потребности и отсталое общественное производство), не является исключительно проблемой КНР. «Принципиальное противоречие» «новой эры» — глобальный и универсальный продукт, который возможно использовать как для развития КНР, так и предложить для решения проблем мира.

Были обозначены изменения в философском отношении к вопросом права. Так, знание права теперь недостаточно для установления порядка, по этой причине необходима «вера в верховенство права».

Изменения качаются и других сфер общественно-политической жизни КНР, которые могут оказывать влияние на развитие международных отношений страны. Провозглашен переход с количества на качество, от внешнего к внутреннему, от расширения к углублению.

Наконец, XIX съезд КПК установил базовые представления по отношению к новому типу взаимоотношений между силами в мире. Так, эксперты отмечают, что на новом этапе развития КНР, китайская элита все больше будет отходить от стратегии Дэн Сяопина. КНР будет занимать более заметную и активную позицию в международных делах. При этом не стоит рассматривать XIX съезд как водораздел между старым и новым подходом КНР к ведению международных отношений. Активизация работы КНР в международных отношениях скорее всего будет иметь постепенный характер.

Так, в анализе результатов XIX съезда КПК Институт Гувера Стэнфордского университета были отмечены три сферы, касающиеся будущего китайских международных отношений. Первая сфера касается общих черт дипломатической, экономической сфер и сферы безопасности КНР как во всем мире в целом, так и в Азии в частности. Вторая сфера касается базовых вопросов развития КНР, которые важны для достижения целей во внешней политике. Наконец, были обсуждены главные политические принципы КНР в отношении внешней и оборонной политики, главные инициативы и приоритеты.

Добавим к этому, что министр иностранных дел КНР Ван И отметил три основных сферы во внешней политике, на которые будет обращено внимание КНР. Эти сферы представляют собой развитие инициативы «Пояса и Пути», работа в сфере глобального управления, противостояния глобальным вызовам, а также увеличение возможностей КНР разрабатывать международные правила.

Таким образом, работа XIX съезда Коммунистической партии Китая концептуализировала взгляд элиты КНР на период до 2050 г. Внесенные в Устав КПК идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры нельзя рассматривать как непосредственный план действий. Напротив, предложенные идеи — лишь база будущей стратегии, которая уже начинает проявляться.

Первые шаги к «новой эре»

Развитие идей Си Цзиньпина не заставило себя долго ждать. 14 января 2018 г. в «Жэньминь Жибао» была опубликована статья о необходимости КНР использовать перспективы появившейся исторической возможности. Важно заметить, что эта статья была названа «декларацией», «манифестом» (宣言) и не имеет авторства. Рассматриваемый манифест опирается в своих рассуждениях на идеи Си Цзиньпина. Так, Си Цзиньпин заявил, что сегодня КНР находится в периоде исторических возможностей. Отмечено, что такой вывод был сделан по итогам анализа прошлого, настоящего и будущего Китая. При этом Си Цзиньпин назван «лидером» (领袖). Заметим, что такого обращения в отношении руководителя КНР не использовалось со времени Мао Цзэдуна и Хуа Гофэна.

Авторы манифеста отмечают, что сегодня главным словом для Китая является слово «возможности». Неоднократно подчеркивается, что представленные Китаю возможности имеют историческое значение. Их реализация позволит Китаю достичь великого возрождения, добиться счастья для народа, внести вклад в развитие мира. Манифест подчеркивает центральную роль КПК в достижении целей и реализации возможностей. Отмечено, что современное положение КНР и её большая уверенность в себе являются не чем иным как «неизбежным развитием социализма в Китае». Эта неизбежность лишний раз указывает, что перспектива реализации модернизации Китая и его возрождения никогда не была столь близкой.

В манифесте приведена цитата Дэн Сяопина, которая акцентирует внимание на огромное количество потерянных возможностей в истории Китая. Указано, что если КНР сегодня не воспользуется предложенными возможностями, то последствия этого могут быть катастрофическими. В итоге представлены 6 основных дат «новой эры»: 2018 г. — сорокалетие политики реформ и открытости; 2020 г. — построение среднезажиточного общества; 2021 г. — столетие КПК; 2035 г. — создание базы для реализации социалистической модернизации; 2050 г. — полное построение социализма с китайской спецификой и возрождение Китая.

Другой фактор — развитие инициативы «Пояса и Пути». Рассматриваемая изначально как евразийский зонтичный конструкт для китайских инвестиционных проектов, инициатива «Пояса и Пути» сегодня становится структурой для альтернативного мирового экономического порядка. Заметим, что сегодня действие инициативы распространяется в том числе на Арктику и Латинскую Америку. Важно, что китайские интересы в Арктике, например, закреплены не только инициативными проектами, но и политическими документами. Инициатива «Пояса и Пути» помогает наращивать торговлю КНР, делая Китай абсолютным лидером импорта в мире, вытесняя США в том числе из стран, где они лидировали в предыдущие десятилетия. Добавим, что КНР активно готовится к запуску торговли фьючерсами на бирже в Шанхае, что способствует ослаблению доллара и международному укреплению юаня. Инициатива «Пояса и Пути» в данном случае позволит включить евразийских поставщиков нефти в китайцентричный рынок фьючерсов.

КНР усиливает позиции своей дипломатии в мире. КПК поставила задачу провести перестройку МИД КНР с целью сделать Китай более эффективным глобальным игроком. Перемены призваны создать глобальную систему китайского официального информирования и международной работы, которая бы выступала «единым фронтом». Предполагаемые перемены скорее всего связаны с развитием инициативы «Пояса и Пути» и очевидной необходимости создания гармоничного управления в рамках глобальной экономической стратегии.

Наконец, Китай начал активное продвижение своего видения устоявшихся международных понятий «с китайской спецификой». Так, в декабре 2017 г. была проведена первая конференция, посвященная вопросам прав человека в рамках взаимодействия «Юг — Юг». Центральное место в трактовке прав человека занял вопрос о возможности развития, что, бесспорно, удовлетворяет страны глобального Юга, упрекаемые Западом в нарушении прав человека. Важно, что КНР стремится донести это видение до всего мира. Так, представитель КНР в ООН Ма Чжаосю, представил видение КНР к вопросу о правах человека в ООН. Базой его идеи выступает суждение, согласно которому необходимо покончить с доминированием трактовки прав человека, исходящей от одной страны. Права человека должны быть защищены через диалог и взаимодействие, которые бы базировались на принципах суверенитета и равенства стран, невмешательства и отсутствия политических оценок.

Таким образом, социализм с китайской спецификой для новой эры как базовый принцип развития политического процесса в КНР получает настройку в виде концептуальных идей для развития КНР в международных отношениях и в виде действий, бросающих вызов существующему миропорядку.

В итоге можно сделать несколько выводов о новой внешнеполитической концепции КНР и её дальнейшему развитию.

Во-первых, сегодня не представляется возможным окончательно понять стратегию и тактику КНР в международных отношениях в «новую эру». Используя существующую базу, мы до сих пор не можем ответить на вопрос как быстро КНР произведет отход от политики, характерной для страны периода 1978– 2017 гг.

Во-вторых, концепция предполагает развитие КНР до 2050 г. при достижении базовой социалистической модернизации к 2035 г. Данные хронологические рамки позволяют нам точнее рассчитывать риски в международных отношениях и прогнозировать ситуацию в мире. Разговоры о «ловушке Фукидида» для КНР и США довольно распространены среди экспертов, однако реальная опасность столкновения, как можно предположить, произойдет после 2035 г.

В-третьих, необходимо учитывать, что сегодня США уже видят в КНР угрозу. Так, США не рассматривает «мягкую силу» КНР как равную своей, называя её «острой» или лучше перевести «жульнической» силой (sharp power). При этом дополнительно проявляются опасения о возможности вмешательства китайских хакеров в политический процесс стран Запада в будущем.

Наконец, можно предположить, что система международных отношений, выстраиваемая КНР, будет находиться в рамках уже существующих китаецентричных инициатив, которые будут приобретать глобальный формат. Важно, чтобы Россия могла занять достойное место в этих инициативах, поскольку от этого может зависеть её международный статус во второй половине XXI века.


Оценить статью
(Голосов: 40, Рейтинг: 4.28)
 (40 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся