Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

  • Расширение «крымского пакета» санкций США и ЕС против России

  • Отмена штрафа для ExxonMobil

  • Новые санкции США против Ирана

  • Снятие санкций с Cosco Shipping Tanker

  • Новые кейсы вторичных санкций

Основные события:

  • Расширение «крымского пакета» санкций США и ЕС против России

  • Отмена штрафа для ExxonMobil

  • Новые санкции США против Ирана

  • Снятие санкций с Cosco Shipping Tanker

  • Новые кейсы вторичных санкций

Санкции против России

США и Европейский союз расширили санкции в отношении России по т.н. «крымскому пакету» санкций. Ограничительные меры были введены против ряда физических лиц, относящихся к руководству Крыма. Кроме того, в список SDN также попала компания «Гранд Сервис Экспресс», являющаяся оператором пассажирских поездов, следующих на территорию Крыма. Данный меры в целом являются символическими, учитывая тот факт, что они направлены против лиц,

Другим важным событием месяца стало завершение судебного разбирательства между ExxonMobil и Управлением по контролю за иностранным активами Минфина США (OFAC). Напомним, что в 2017 г. OFAC оштрафовал компания на 2 млн долл. США по т.н. «украинскому» санкционному пакету.

Суть претензий OFAC сводилась к тому, что в 2014 г. ExxonMobil подписала контракты с российской нефтегазовой компанией «Роснефть», и при этом со стороны «Роснефти» в контрактах стояла подпись И. Сечина как главного исполнительного директора компании. И. Сечин был включен в список SDN в 2014 г., как лицо, «близкое к президенту России В. Путину». Однако, в отношении самой «Роснефти» действуют только секторальные санкции, что ограничивает, но не запрещает все транзакции с ее участием. При этом, хотя за две недели до сделки Минфин США выпустил соответствующие инструкции по вопросам «украинского» санкционного пакета (на основании чего и были предъявлены обвинения в адрес ExxonMobil), суд не увидел в них исчерпывающего объяснения того, какие транзакции подпадали под запрет, а какие нет. В результате суд отменил штраф в отношении Exxon.

Санкции против Ирана

В целом, против Ирана продолжают выдвигаться обвинения по ряду направлений: нарушение прав человека, обогащение урана, дестабилизация ситуации в регионе и др. Санкции США распространяются на все большее число секторов экономики государства. США также призывают другие иностранные компании свернуть сотрудничество с Ираном. Столкнувшись с угрозой вторичных санкций США, иностранный бизнес вынужден покидать регион.

10 января 2020 г. в соответствии с исполнительным указом Президента США № 13876 Управление по контролю над иностранными активами внесло в санкционный список 8 высших должностных лиц Ирана. Среди них — иранский военачальник А. Шамхани и командующий войсками «Басидж» Г. Солеймани. США ввели санкции против этих должностных лиц, так как считают их причастными к убийству иранцев, участвующих в протестах.

В соответствии с указом № 13871 Министерство финансов США ввело санкции против 22 организаций и 3 судов. Меры связаны с металлургической промышленностью, которая является одним из основных источников дохода иранского режима. Полученные средства якобы используются режимом для финансирования нарушающих стабильность в регионе операций.

10 января президент США Дональд Трамп подписал новый указ № 13902 «О введении санкций в отношении иных секторов иранской экономики», предусматривающий санкции против строительного сектора, текстильной, горнодобывающей промышленности и обрабатывающей промышленности Ирана. До 9 апреля 2020 г. компании должны завершить взаимодействие с упомянутыми секторами иранской экономики, в противном случае против них будут применены ограничительные меры.

Примечательно, что, несмотря на дальнейшее ужесточение санкционной политики, указ 13902 продемонстрировал скорее умеренный подход к дальнейшему развитию отношений между США и Ираном, с учетом опасности прямого вооруженного столкновения между странами в результате убийства иранского военачальника К. Сулеймани и ответного ракетного обстрела американской военной базы в Ираке.

23 января 2020 г. были расширены санкции против нефтехимической промышленности Ирана. Государственный департамент в соответствии с указом № 13846 ввел санкции против ряда китайских компаний: Shandong Qiwangda Petrochemical Co. Ltd., Triliance Petrochemical, Peakview Industry Co., Limited и Jiaxiang Industry. Также под санкции попала компания из ОАЭ. Причина санкций — их связь с Иранской государственной нефтегазовой компанией (National Iranian Oil Company). Помимо юридических лиц, санкции были введены против двух индивидов — управляющего директора Triliance Petrochemical и представителя Shandong Oiwangwa.

Также 30 января 2020 года США ввели санкции против Организации по атомной энергии Ирана и ее президента А. А. Салехи за предположительное превышение лимитов на обогащение урана. Правовая основа — Iranian Financial Sanctions Regulations, Iranian Transactions and Sanctions Regulations и Weapons of Mass Destruction Proliferation Sanctions Regulations.

Наконец примечательным стало снятие санкций с китайской компании Cosco Shipping Tanker. Санкции в отношении компании были введены в сентябре 2019 г. в связи с подозрениями в перевозке иранской нефти. При этом, санкции в отношении одной из крупнейших транспортно-логистических компаний чуть было не ударили в т.ч. и по российским проектам, в ч. «Ямал-СПГ».

Санкции против Венесуэлы

США ввели санкции в отношении ряда физических лиц из Венесуэлы. По мнению американских властей, указанные лица пытались «захватить контроль» над Национальной ассамблеей Венесуэлы и помешать исполнять обязанности лидеру Ассамблеи Х. Гуайдо, который ранее был признан США и рядом других стран в качестве исполняющего обязанности президента страны.

Минфин США также выпустил две обновленные генеральные лицензии в отношении государственной нефтяной компании Венесуэлы PdVSA. Лицензия 5B продлевает срок операций с долговыми обязательствами PdVSA (по ставке 8,5% со сроком погашения в 2020 г.) до 22 апреля 2020 г. Лицензия 8E продлевает срок окончания операций с участием PdVSA и американскими Chevron, Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford International также до 22 апреля 2020 г.

Новые кейсы вторичных санкций

Park Strategies, LLC

21 января 2020 г. американская консалтинговая компания, занимающаяся вопросами лоббирования, Park Strategies, LLC и Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) подписали соглашение об урегулировании. Park Strategies заплатила 12 150 долл. США для урегулирования явных нарушений санкционного законодательства по глобальному терроризму — Global Terrorism Sanctions Regulations, 31 C.F.R. part 594 (GTSR). В период с 25 августа по 25 ноября 2017 гг. Park Strategies предоставляла услуги по лоббированию сомалийской фирме Al-Barakaat Group Of Companies Somalia Limited («Аль-Баракат»), которая находилась под санкциями. Park Strategies и Аль-Баракат заключили контракт, хотя руководство Park Strategies, вероятно, знало о том, что Аль-Баракат являлась SDGT («Specially Designated Global Terrorist»). Одним из смягчающих обстоятельств в кейсе Park Strategies стало то, что компания предприняла меры по исправлению ситуации. В частности, Park Strategies приостановила выполнение обязательств по договору с Аль-Бакарат, заблокировав средства на счете.

Eagle Shipping International (USA) LLC

Еще одна компания, столкнувшаяся со вторичными санкциями — Eagle Shipping International (USA) LLC, зарегистрированная в США. Eagle — компания, осуществляющая деятельность в сфере международных перевозок. Она нарушила санкционное законодательство против Мьянмы — the Burmese Sanctions Regulations, 31 C.F.R. part 537 (BSR). За это Eagle должна заплатить 1 125 000 долл. США.

В период с сентября 2012 по декабрь 2014 гг. Eagle Shipping осуществила транспортировку 2 млн метрических тонн морского песка стоимостью 1,79 млн долл. США, поставщиком которого была находившаяся в то время под санкциями Myawaddy Trading Limited («Myawaddy»). По договору Myawaddy была единственным грузоотправителем.

Eagle Shipping узнала о статусе Myawaddy и запросила лицензию OFAC, которая бы разрешила проведение операций с Myawaddy. Однако Eagle продолжила выполнять обязательства по контракту, не дождавшись ответа от OFAC. OFAC отказало в выдаче лицензии. Тем не менее, Eagle осуществляла запрещенные перевозки с 2011 по 2014 гг. В 2014 году Eagle Shipping обанкротилась. Было назначено новое руководство, оно раскрыло OFAC факт нарушений 2011–2014 гг.

Штраф за эти нарушения мог составить 9 000 000 долл. США. Но Eagle Shipping добровольно призналась в нарушениях. К тому же, новое руководство компании тесно сотрудничало с OFAC в ходе расследования, а также предприняло меры по исправлению ситуации. В частности, было организовано внутреннее расследование, а программа санкционного комплайанса компании была усовершенствована.

Санкционный мониторинг: январь 2020 г.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся