Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

  • Санкции против Rosneft Trading S.A.;

  • Продление генеральных лицензий в отношении Группы «ГАЗ»;

  • Снятие санкций с двух российских компаний по «северокорейскому пакету»;

  • Новые кейсы вторичных санкций

Основные события:

  • Санкции против дочерних компаний Роснефти;

  • Продление генеральных лицензий в отношении Группы «ГАЗ»;

  • Снятие санкций с двух российских компаний по «северокорейскому пакету»;

  • Новые кейсы вторичных санкций

Санкции против России

Санкции против структуры Роснефти

В феврале OFAC ввел санкции против швейцарской структуры Роснефти — Rosneft Trading S.A. — и ее президента Дидье Касимиро. Поводом стала деятельность компании в нефтяном секторе экономики Венесуэлы. По мнению Минфина США, Rosneft Trading сотрудничала с PdVSA, в частности, содействовала транспортировке нефти из Венесуэлы в Западную Африку (январь 2020 г.) и Азию (сентябрь 2019 г.).

В марте Минфин США продолжил оказывать давление на Роснефть. 12 марта OFAC ввел санкции против другой дочерней компании Роснефти, также зарегистрированной в Швейцарии и предоставляющей брокерские услуги, — TNK Trading International S.A. Параллельно компанию внесли в список организаций, против которых введены секторальные санкции по указу №13662. Предполагается, что после внесения Rosneft Trading в SDN-list Роснефть стала больше работать с нефтяным сектором Венесуэлы через TNK Trading International. Однако в Госдепе подчеркивают, что TNK Trading International сотрудничала с государственной нефтяной компанией Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PdVSA) еще до введения блокирующих санкций против Rosneft Trading S.A. Например, в своем заявлении госсекретарь США Майк Помпео отмечает, что только в январе 2020 года TNK Trading International приобрела у PdVSA 14 млн баррелей сырой нефти. Параллельно с этим Минфин США выпустил генеральную лицензию 36A, временно (до 20 мая 2020 г.) разрешающую определенные транзакции с участием Rosneft Trading и TNK Trading.

Введение новых санкций США против второй дочерней компании Роснефти заслуживало особого внимания на фоне провала сделки ОПЕК+, который привел к сильнейшему падению цен на нефть.

28 марта Роснефть подписала соглашение о прекращении своей деятельности в Венесуэле. Все активы, связанные с работой в Венесуэле, она продала принадлежащей правительству России компании «Росзарубежнефть», учрежденной специально для проведения данной сделки. По сообщению РБК, государство в лице «Роснефтегаза», в свою очередь, передало «Роснефти» 9,6% её акций. Вследствие этого, доля государства в составе акционеров Роснефти формально опустилась ниже 50%.

Продление генеральных лицензий для Группы «ГАЗ»

20 марта Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) продлило ряд генеральных лицензий в отношении прекращения операций с российской Группой компаний «ГАЗ». Действие генеральных лицензий №13N и №15H, разрешающих определенные виды транзакций (в первую очередь на прекращение действующих обязательств, а также совершения действий, необходимых для защиты окружающей среды и пр.) продлевается до 22 июля 2020 г. Напомним, что санкции в отношении Группы «ГАЗ» были введены в рамках указа Д. Трампа от 6 апреля 2018 г. по закону CAATSA вместе с санкциями против других компаний, входящих в структуры предпринимателя О. Дерипаски. Хотя санкции в отношении US Rusal, ЕвроСибЭнерго и En+ Group были сняты в январе 2019 г., группа «ГАЗ» остается в санкционных списках Минфина США,

Отказ Индонезии от российских истребителей

Правительство Индонезии отказалось от плана покупки 11 истребителей Су-35 на сумму 1,1 млрд долл. США. По сообщению агентства Bloomberg причиной отказа стало давление со стороны американской администрации в части возможного введения санкций в соответствии с законом CAATSA. Напомним, что в рамках CAATSA ранее были введены санкции в отношении подразделения Министерства обороны КНР за покупку российских систем ПВО.

Санкции против Ирана

18 марта Государственный департамент США ввел санкции против ряда организаций и связанных с ними лиц за нарушение санкционного режима против Ирана. Основой для новых ограничительных мер стал указ №13846 «О повторном введении санкций против Ирана» от 6 августа 2018 года. Указ запрещает оказание помощи и сотрудничество с Иранской государственной нефтяной компанией, в т.ч. приобретение, продажу, транспортировку и т.д. продуктов нефтехимии из Ирана. За явное нарушение этого положения санкции введены против: южноафриканской компании SPI International Proprietary Limited; компаний из Гонконга McFly Plastic HK Limited, Saturn Oasis Co., Limited и Sea Charming Shipping Company Limited; китайских компаний Dalian Golden Sun Import & Export Co., Ltd., Tianyi International (Dalian) Co., Ltd. и Aoxing Ship Management (Шанхай) Ltd.

Госдеп США также ввел санкции по данному указу против двух других организаций, которые являются владельцами или осуществляют контроль над SPI International Proprietary Limited: южноафриканской фирмы Main Street 1095; иранской организации Armed Forces Social Security Investment Company.

По этому же исполнительному указу, №13846, введены санкции против трех физических лиц, которые имеют отношение к управлению вышеупомянутыми организациями:

  • Мохаммад Хассан Тулаи (Mohammad Hassan Toulai), управляющий директор Armed Forces Social Security Investment Company;

  • Хуссейн Тавакколи (Hossein Tavakkoli), директор SPI International Proprietary Limited;

  • Реза Эбадзаде Семнани (Reza Ebadzadeh Semnani), директор Main Street 1095.

Стоит отметить, что ранее, в январе, по указу №13846 санкции были введены против ряда китайских компаний: Shandong Qiwangda Petrochemical Co. Ltd., Triliance Petrochemical, Peakview Industry Co., Limited и Jiaxiang Industry. Также под санкции попала компания из ОАЭ. Причиной введения санкций против фирм была их связь с Иранской государственной нефтяной компанией (National Iranian Oil Company).

Санкции против КНДР

2 марта Минфин США ввел санкции в отношении ряда лиц, причастных к отмыванию средств, полученных в рамках использования криптовалют в интересах ряда северокорейских хакерских группировок, в частности «Lazarus Group», «Bluenoroff» и «Andariel». В сообщении Минфина отмечается, что указанные группировки являются инструментами правящего режима с целью получения доходов в условиях международных санкций.

Тем же действием OFAC вывел из списка SDN две российских компании АО «Независимая нефтяная компания» (ННК) и «Приморскнефтепродукт». Санкции в отношении указанных компаний были введены в июне 2017 г. в рамках указа №13722. Отмечается, что после внесения в санкционный список ННК прекратило экспорт нефти и нефтепродуктов в КНДР, а также ввела масштабную программу комплаенса внутри компании, что и послужило причиной снятия ограничений.

Санкции против Венесуэлы

Министерство финансов США обновило ряд генеральных лицензий в отношении транзакций с участием венесуэльских финансовых институтов. Генеральная лицензия 15C разрешает транзакции для международных платежных систем (Visa, Mastercard, American Express, Western Union и MoneyGram) с участием ряда венесуэльских банков. В рамках генеральной лицензии 16C также разрешается ряд операций, необходимых для поддержания, закрытия и совершения определенных транзакций со счетами, открытыми американскими гражданами в указанных банках.

Новые кейсы вторичных санкций

19 марта OFAC опубликовал список организаций, против которых применены вторичные санкции. Alam Althrwa General Trading LLC (ОАЭ), Alphabet International DMCC (ОАЭ), Alwaneo L.L.C. CO (ОАЭ), Petro Grand FZE (ОАЭ), Swissol Trade DMCC (ОАЭ) объявлены SDN также за взаимодействие с Иранской национальной нефтяной компанией. Предположительно, некоторые из этих компаний скрывали страну происхождения ввозимой ими продукции.

Кейс Standard Charted

Управление по надзору за финансовыми санкциями (Office of Financial Sanctions Implementation, OFSI) Министерства финансов Великобритании оштрафовало британский банк Standard Charted на сумму в 20,47 млн фунтов за нарушение санкций в отношении России. В заявлении регулятора отмечается, что в период с апреля 2015 по январь 2018 г. Standard Charted кредитовала турецкий Denizbank, который в то время принадлежал российскому Сбербанку. На фоне того, что с 2014 г. в отношении Сбербанка действуют секторальные санкции ЕС, британский регулятор расценил 70 из 102 займов, выданных Standard Charted в пользу Denizbank в качестве нарушения санкционного режима.

Кейс Crypto AG

В Генеральную прокуратуру Швейцарии поступил запрос со стороны Государственного секретариата по экономике (SECO) в отношении компании Crypto AG. Напомним, что швейцарская компания Crypto AG занимается производством и поставками оборудования, необходимого для шифрования данных. Считалось, что компания является независимым поставщиком криптографического оборудования, что и обусловливало доверие покупателей и широкий спрос на ее продукцию. Однако ранее стало известно, что бенефициарами Crypto AG являются Центральной разведывательное управление США (ЦРУ), а также Федеральная разведывательная служба (ФРГ), которые использовали доверие клиентов Crypto AG с целью незаконного шпионажа в интересах правительств двух стран. В рамках швейцарского законодательства компании грозит штраф до 5 млн швейцарских франков, а руководство компании и другие причастные к нарушениям лица могут получить до 10 лет тюремного заключения.

Санкции Министерства торговли США

16 марта Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security) Министерства торговли США внесло ряд компаний в санкционный список Минторга за нарушение законодательства США по экспортному контролю. Всего в санкционные списки были внесены 24 юридических лица из КНР, России, Ирана, Пакистана и Объединенных Арабских Эмиратов. Среди них 2 российские компании — «Авилон» и «Техномар», которые обвиняются в попытках поставить оборудование другой российской компании — «Технополь», ранее включенной в санкционные списки Минторга в 2016 г.

Вторичные санкции и пандемия COVID-19

24 марта Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет в своей речи призвала срочно пересмотреть условия применения вторичных санкций против государств, которые борются с пандемией COVID-19. Она отметила, что санкции подрывают старания медицинских работников в Кубе, Северной Корее, Венесуэле, Зимбабве и Иране. Похожие заявления также последовали со стороны президента России В. Путина, а также ряда депутатов Бундестага. Однако как показывает практика данные призывы не воспринимаются всерьез американскими регуляторами — уже 26 марта Минфин США ввел санкции против двадцати компаний, базирующихся в Иране и Ираке, их руководителей и партнеров. Причина новых ограничений — деятельность организаций в интересах сил «Кудс» Корпуса стражей Исламской революции (Islamic Revolutionary Guards Corps-Qods Force). Также Минфин США предъявляет им обвинения в поставке летального оружия повстанцам в Ираке, поддерживаемым Ираном, отмывании денег, продаже иранской нефти Сирии, незаконном ввозе оружия в Ирак, пропаганде в интересах «Кудс» и другое.

Прочие санкционные режимы

Никарагуа

5 марта Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) ввело санкции против Национальной полиции Никарагуа и трех комиссаров полиции, причастных к нарушениям прав человека в государстве. По словам главы Министерства финансов США С. Мнучина, режим нынешнего президента Никарагуа Д. Ортеги использует Национальную полицию как инструмент для жестких репрессий против граждан. Национальная полиция Никарагуа, а также трое представителей ее руководства — глава управления специальных операций, начальник отдела надзора и патрулирования и руководитель отдела судебной помощи — теперь являются SDN, т.е. с ними запрещается проведение любых транзакций, за исключением тех, которые может одобрить Минфин США посредством выдачи лицензии. С. Мнучин подчеркнул, что США ввели санкции против Национальной полиции Никарагуа и причастных должностных лиц в соответствие с исполнительным указом №13851 «О блокировании собственности определенных лиц, способствующих дестабилизации ситуации в Никарагуа» от 27 ноября 2018 г.

Иван Тимофеев, Владимир Морозов и Юлия Тимофеева о санкционных итогах марта 2020 г.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся