Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Основные события:

— Новые законопроекты о санкциях в США;

— Продление санкций ЕС против России;

— Ситуация вокруг «Huawei»;

— Санкции против высшего руководства Ирана;

— Запуск механизма INSTEX;

— Новые кейсы «вторичных санкций».

Основные события:

— Новые законопроекты о санкциях в США;

— Продление санкций ЕС против России;

— Ситуация вокруг «Huawei»;

— Санкции против высшего руководства Ирана;

— Запуск механизма INSTEX;

— Новые кейсы «вторичных санкций».

Санкции против России

Сенат США одобрил законопроект о «Защите выборов от троллей из враждебных государств» (Defending Elections against Trolls from Enemy Regimes Act, DETER Act). Законопроект предусматривает депортацию или отказ во въезде в США любым физическим лицам, которые подозреваются во вмешательстве в избирательный процесс в стране. Примечательно, что сокращенное название законопроекта — DETER Act повторяет другой, при этом гораздо более потенциально опасный законопроект — «Закон о защите выборов путем установления ограничений» (Defending Elections From Threats by Establishing Redlines Act, DETER Act), который также ранее был повторно внесен на рассмотрение в Конгресс США. Отмечается также, что в целом, несмотря сохранение определенной инерции в связи с темой т.н. «вмешательства в выборы», дальнейшее обсуждение возможных мер противодействия находит все меньше энтузиазма среди республиканцев в США, при сохранении требований усиления давления и «наказания» России за «вмешательство» в выборы со стороны сторонников Демократической партии.

Несмотря на падение энтузиазма к расследованию «вмешательства» в выборы, строящийся газопровод «Северный поток-2» по-прежнему остается в фокусе внимания американских законодателей. В первую очередь, следует отметить одобрение в профильном комитете по международным делам Палаты представителей законопроекта «О защите энергетической безопасности Европы» (Protecting Europe’s Energy Security Act, PEESA). Примечательно то, что в мае 2019 г. документ с аналогичным названием был внесен в Сенат США.

Одобренный документ предполагает санкции (запрет на въезд и блокировку активов в юрисдикции США) за предоставление судов-трубоукладчиков для любых проектов трубопроводов, начальной точка которых находится в России, а конечная — в Германии или Турции. Таким образом, не перечисляя строящиеся газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток», законопроект направлен именно против подобных проектов. При этом, в отличие от своего аналога, внесенного в Сенат США, законопроект на предполагает формирование развернутой «концепции» защиты энергетической безопасности союзников США в Европе, а также предполагает более узкий набор санкций.

Помимо этого, в Конгресс также был внесен законопроект «О сотрудничестве в области энергетической безопасности с союзниками в Европе» (Energy Security Cooperation with Allied Partners in Europe Act, ESCAPE Act). Документ предполагает санкции в отношении физических и/или юридических лиц инвестирующих, а также передающих технологии, поставляющих товары и/или услуги юридическим лицам, находящимся под контролем правительства РФ, либо непосредственно правительству РФ, предназначенные для строительства трубопроводов, которые используются для экспорта энергоресурсов. В случае принятия законопроекта, президент США будет обязан ввести против указанных лиц 5 или более видов санкций. Наряду с этим законопроект также предполагает увеличение поставок американских энергоресурсов в страны-члены ЕС.

Европейский союз (ЕС) ожидаемо продлил действие санкций в отношении России. Санкции, введенные в отношении Крыма и Севастополя сохранят свое действие до 23 июня 2019 г., в то время как действие секторальных санкций было продлено до 31 января 2020 г. Продление указанных ограничительных мер не стало неожиданным, учитывая отсутствие как урегулирования статуса Крымского полуострова, так и отсутствие прогресса в ходе выполнения «Минских соглашений».

Несмотря на продление действующих санкций, по сообщению РБК со ссылкой на представителей Минфина РФ, Россия и ЕС ведут переговоры о создании рабочей группы, которая займется вопросами перехода на расчеты в национальных валютах. Учитывая в целом негативную динамику санкционных инициатив США в отношении России, а также попытки создать альтернативные системы платежей, создание соответствующего механизма (либо обновление INSTEX) может стать еще одним шагом на пути ограничения влияния новых американских санкций на торговлю между РФ и ЕС.

Реакция России

Правительство РФ приняло Постановление №729 (от 06.06.2019), позволяющее ограничить доступ к информации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в случае если компания зарегистрирована в Крыму или Севастополе. Отмечается, что данная мера является попыткой ограничить возможность введения новых санкций в отношении указанных компаний, а также избежать т.н. вторичных санкций для их контрагентов. Вместе с тем, дальнейшее ограничение доступа к корпоративной информации помимо ухудшения делового климата, также может косвенно способствовать введению санкций, поскольку нераскрытие информации о месте регистрации компании может стать маркером потенциального нарушения санкций.

Санкции против Huawei

Ситуация вокруг санкций в отношении китайского технологического гиганта Huawei остается напряженной. Несмотря на заявление президента США Д. Трампа о том, что американские производители по-прежнему могут поставлять комплектующие для Huawei, а также о том, что санкции могут быть в перспективе сняты в случае прогресса в торговых переговорах США и КНР, речь шла лишь о расширении списка лицензий для товаров общего пользования, которые будут выданы Министерством торговли США. Напомним, что ранее большинство американских, японских и британских подрядчиков и поставщиков Huawei поспешили прекратить отношения с компанией после введения против нее санкций в мае с.г. При этом, учитывая размер компании и занимаемую ею долю рынка информационно-коммуникационных технологий, ряд высокопоставленных чиновников США уже были замечены в попытках отложить полноценное введение санкций в отношении компании, опасаясь трудностей адаптации американских производителей к этим ограничениям. В Huawei уже заявили о предстоящих потерях потенциальной выручки в 30 млрд долл США в предстоящие 2 года.

Санкции против Ирана

США ввели санкции против высшего руководителя Ирана А. Хаменеи, а также его администрации. Указ президент США №13876 предполагает запрет на въезд и блокировку активов в юрисдикции США для всех лиц, относящихся к администрации высшего руководителя Исламской Республики Иран, лиц, назначенных высшим руководителем на государственные должности в Иране, либо в контролируемых правительством Ирана коммерческих/некоммерческих структурах, а также для лиц, причастных к финансированию, или другим видам содействия указанным выше лицам.

Европейский союз официально уведомил о запуске механизма расчетов с Ираном в обход санкций США. Отмечается, что ведутся дальнейшие переговоры с другими странами-членами ЕС о присоединении к INSTEX в качестве акционеров, а также о подключении к механизму России и Китая. Иран со своей стороны также запустил свой механизм расчетов с INSTEX. Однако учитывая пока ограниченный набор товаров и услуг, расчеты по которым возможны с помощью указанного механизма (и которые не подпадают под действующие санкции США) говорить о полном обходе американских ограничений пока рано. Ранее российские официальные представители также заявляли о готовности оказать содействие Ирану в расчетах за поставки нефти и нефтепродуктов, в случае неудачи с запуском INSTEX.

Новые кейсы «вторичных санкций»

В июне был урегулирован ряд споров между американскими санкционным регулятором — Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) и рядом американских физических и юридических лиц за предполагаемое нарушение двух санкционных режимов.

Кейс Western Union, одного из мировых лидеров в области финансового посредничества и денежных переводов затрагивает нарушение санкционного законодательства в области противодействия финансированию терроризма. Компания сотрудничала с банком в Гамбии, который в качестве посредника и субагента использовал компанию (торговый центр), которая была внесена в SDN-list. Western Union полагал, что адрес торгового центра относился к физическому месту нахождения штаб-квартиры банка, в то время как в действительности транзакции осуществлялись с участием юридического лица, владеющего торговым центром. После раскрытия факта нарушения санкций, Western Union прекратил все операции с участием банка и торгового центра, а также добровольно сообщил о факте нарушения в OFAC. Максимальное возможное наказание составляло 1 244 250 000 долл. США, а базовый штраф составлял 637 614 долл. США. С учетом добровольного раскрытия факта нарушения санкционного законодательства, OFAC квалифицировал случай как «не вопиющий» (non-egregious) и постановил выплатить штраф в размере 401 697 долл. США.

Три других кейса связаны с нарушением санкционного законодательства в отношении Кубы. В частности Expedia Group Inc. была оштрафована на 325 506 долл. США за оказание транспортных и туристических услуг для 2 221 человека, среди которых были граждане Кубы, путешествовавшие как по острову, так и за пределы Кубы. В свою очередь компания Hotelbeds USA была оштрафована на 222 705 долл. США за содействие в размещении в гостиницах и другие туристические услуги для 703 человек, некоторые из которых также являлись гражданами Кубы. Помимо этого, Hotelbeds USA пыталась обойти санкции США в отношении Кубы, направляя рекомендации по платежам через счет, открытый в испанском банке, средства с которого впоследствии поступали на счета Hotelbeds USA.

Наконец третий кейс также связан с оказанием услуг в области организации поездок и туризма для граждан США и Кубы (104 человека). В рамках урегулирования спора, физическое лицо, ответственное за нарушение и компания Cubasphere Inc. согласились выплатить штраф в размере 40 320 долл. США.

Помимо штрафов за нарушение действующих санкционных режимов в отношении Кубы, а также финансирования терроризма, российская финансовая компания «Русское финансовое общество» была внесена в SDN-list (т.н. «блокирующие санкции»). OFAC отмечает, что после получения лицензии на ведение финансовой деятельности компания оказывала финансовые услуги ряду северокорейских компаний, которые были внесены в SDN-list и также частично подконтрольных Государственному банку КНДР. В этой связи, в отношении «Русского финансового общества» были также введены блокирующие санкции.

Владимир Морозов и Пётр Кортунов о санкционной политике в июне 2019 г.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся