Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Ключевые события

— В Конгресс США внесен обновленный законопроект DASKAA.

— Продление санкций ЕС в отношении России и санкции в связи с «Керченским инцидентом».

— Перенос сроков запуска серийного производства МС-21.

— Новые санкции в отношении Ирана.

— Новые санкции в отношении Венесуэлы.

— Новые санкции в отношении Сирии.

Ключевые события

— В Конгресс США внесен обновленный законопроект DASKAA.

— Продление санкций ЕС в отношении России и санкции в связи с «Керченским инцидентом».

— Перенос сроков запуска серийного производства МС-21.

— Новые санкции в отношении Ирана.

— Новые санкции в отношении Венесуэлы.

— Новые санкции в отношении Сирии.

Санкции против России

Ключевым событием в области санкционной политики в феврале стала публикация новой версии законопроекта о «Защите безопасности Америки от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019). Законопроект был внесен в Сенат США, и в настоящее время находится на рассмотрении в Комитете по международным делам.

Как и предыдущая версия законопроекта, документ предполагает рассмотрение вопроса о признании Российской Федерации «государством, спонсирующим терроризм», введение санкций против российского государственного долга, банков и финансовых институтов, санкции против российских политических лиц, т.н. «олигархов» и членов их семей. Также сохраняются положения о необходимости дальнейшей координации политики санкций в отношении России с Европейским союзом для максимизации эффекта.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, т.н. «DASKAA 2.0» содержит несколько весьма интересных и потенциально более опасных новаций. В частности, если в 2018 г. предлагалось ввести санкции в отношении одного или нескольких российских банков с государственным участием (в списке были перечислены 7 банков — ВЭБ, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк), то в текущей версии санкции могут быть введены против любого российского банка, который «участвовал в финансировании вмешательства России во внутренние дела других стран». Помимо расширения возможностей санкционного давления на финансовый сектор предполагается также введение санкций против судостроительного сектора РФ, санкции против российских проектов по строительству инфраструктуры для сжиженного природного газа в третьих странах, запрет на поставку оборудования для добычи нефти, санкции в отношении российского сектора информационных технологии. Примечательно, что в новой версии DASKAA более значительное внимание уделено президенту РФ В. Путину, в частности, предполагается подготовка доклада о «финансах и прочих активах, принадлежащих президенту России В. Путину». Наконец, отдельно обозначена необходимость санкций в отношении лиц, причастных к т.н. «инциденту в Керченском проливе», а также санкций за предполагаемую «разработку и использование химического оружия» Россией.

Оценивая указанный законопроект, следует отметить, что помимо очевидного тренда на дальнейшую эскалацию санкционного давления на Россию, законопроект оставляет довольно большую свободу интерпретации, учитывая постоянные отсылки к термину т.н. «вмешательства» России в «демократические процессы и внутреннюю политику». Немаловажно также и то, что в новой версии DASKAA санкции могут последовать и в случае т.н. «вмешательства» России в дела не только США, но и любой другой страны. Наконец, структура документа, пытающегося увязать большинство политических противоречий между Россией и США (от темы «вмешательства в выборы» и украинского кризиса до ситуации в Сирии и обвинений в применении химического оружия) в единую «политику сдерживания» с сложно верифицируемыми критериями, является достаточно «сырой», что учитывая более осторожную позицию Министерства финансов и Государственного департамента США скорее всего приведет к тому, что к моменту своего принятия, законопроект будет серьезно доработан.

Европейский союз (ЕС) в свою очередь согласовал очередное продление санкций в отношении российских физических лиц на полгода. Помимо продления действующих санкций также были согласованы ограничительные меры, в связи с «керченским инцидентом». В отличие от США, предполагающих ввести санкции против 24 физических лиц и российского судостроительного сектора, ЕС предварительно ограничится введением санкций в отношении 8 физических лиц, что еще раз свидетельствует в пользу того, что в отличие от США, европейские страны занимают гораздо более осторожную позицию в вопросе об эскалации санкционного давления.

Реакция России

Российские официальные лица признали негативное влияние санкций на проект нового среднемагистрального гражданского самолета МС-21. В связи с санкциями в отношении компании «Аэрокомпозит», введенными осенью 2018 г., американские и японские производители прекратили поставки комплектующих и композитов для производства компонентов авиалайнера. Разработка российских аналогов потребует дополнительных инвестиций и времени, тем самым, сроки серийного производства самолета сдвигаются на конец 2020 г.

Нельзя также не отметить в целом сдержанную реакцию российского политического истеблишмента на обновленный законопроект DASKAA. В частности, первый заместитель председателя Правительства РФ и министр финансов А. Силуанов высказал определенный скептицизм относительно возможности введения санкций в отношении российского государственного долга, в силу текущей динамики интереса иностранных инвесторов, однако вместе с тем подчеркнул готовность Правительства России оперативно реагировать на возможные меры давления со стороны США. В свою очередь министр иностранных дел РФ С. Лавров связал новые санкций ЕС в отношении России в связи с т.н. «керченским инцидентом» с давлением на структуры Европейского союза со стороны США.

Санкции против Ирана

США ввели санкции в отношении ряда физических юридических лиц Ирана. В частности, под ограничения попали 9 физических и 2 юридических лица, а также 1 физическое лицо стало объектом вторичных санкций. Отмечается, что указанные лица были связаны с сектором информационных технологий, а также КСИР.

Помимо новых санкций в отношении Ирана в феврале были урегулированы два случая нарушения американскими компаниями действующих ограничительных мер в отношении Ирана. В частности, американская компания Kollmorgen Corporation согласилась выплатить штраф в размере 13 831 долл. США за нарушение санкционного режима в отношении Ирана. Турецкая дочерняя компания Kollmorgen — Elsim, 6 раз нарушила санкционный режим в отношении Ирана, направив своих специалистов в Иран для обслуживания машин и оборудования (главным образом — электротехника). Помимо этого, в список лиц, способствующих обходу санкций, был внесен один гражданин Турции.

В то же время, компания ZAG IP LLC согласилась выплатить штраф в размере 506 250 долл. США за нарушение санкционного режима в отношении Ирана. Компания 5 раз нарушила санкционный режим в отношении Ирана, закупив в ОАЭ 263 563 тонны шлака, зная, что он был получен из Ирана и перепродав его в Танзанию.

Санкции против Венесуэлы

США последовательно ввели санкции против ряда официальных лиц Венесуэлы. В частности, под ограничения попало 5 высокопоставленных официальных лиц, связанных с разведкой и контрразведкой, а также губернаторы 4 штатов.

Наиболее интересным кейсом в связи с ситуацией вокруг Венесуэлы и принятых в январе санкций в отношении государственной нефтедобывающей компании PdVSA стала история с возможным переводом средств PdVSA в российский Газпромбанк. Несмотря на появившуюся информацию о факте перевода средств, по сообщению агентства Reuters банк поспешил опровергнуть данную информацию, заявив, что PdVSA ранее открывала счета в Газпромбанке, однако на текущий момент новых счетов открыто не было. Спустя неделю, Газпромбанк принял решение о заморозке всех имеющихся счетов и активов PdVSA, с целью избежать возможного введения т.н. «вторичных санкций» США.

Санкции против Сирии

Сенат США одобрил проект «Закона об укреплении безопасности Америки на Ближнем Востоке» (Strengthening America’s Security in the Middle East Act of 2019). Законопроект укрепляет режим санкций в отношении Сирии, и вместе с тем предполагает расширение санкций в отношении союзников Сирии, в частности — России и Ирана. Помимо этого, предполагается усиление сотрудничества в сфере обороны с Израилем и Иорданией, а также запрет на поставку запчастей для авиатехники и торговлю нефтепродуктами с правительством Б. Асада.

Санкции против Кубы

Управление по контролю за иностранными активами (Office for Foreign Assets Control, OFAC) Министерства финансов США предъявило гражданский иск по отношению к немецкой компании AppliChem GmBH на сумму более чем 5,5 млн долл. США. Отмечается, что после того, как AppliChem вошла в состав американской компании Illinois Tool Work (ITW) в 2012 г., она, в период с 2012 по 2016 г. выполнила поставки химических реагентов по 304 счетам, выставленным кубинской стороной. Отмечается, что в связи с тем, что немецкое подразделение знало об угрозе нарушения санкционного режима, оно тем не менее осуществило поставки указанных реагентов, тем самым грубо нарушив санкции в отношении Кубы.

Санкции в отношении КНДР

По сообщению агентства Reuters, российский танкер нарушил международные санкции, передав топливо на северокорейское судно в море как минимум четыре раза с октября 2017 г. по май 2018 г. По мнению американской стороны, данные сделки были направлены на поддержку режима КНДР, а также снижение негативных последствий международных санкций.

Прочие санкционные режимы

США ввели санкции в отношении ряда физических и юридических лиц в соответствии с «Законом об иностранных наркоторговцах» (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act). Под ограничения попали 3 граждан ОАЭ, а также 3 компании из Индии и 1 из ОАЭ. Отмечается, что указанные физические и юридические лица были задействованы в незаконном обороте наркотических средств, включая средства опиоидного ряда и синтетические опиаты и кокаин в США, Австралию, Новую Зеландию и Великобританию. Отдельно указывается, что попавшие в санкционные списки компании были заняты в поставках наркотиков и отмывании полученных денежных средств.

Иван Тимофеев и Владимир Морозов комментируют главные события февраля в сфере санкционной политики

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся