Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

  • Новый законопроект в США по санкциям против России

  • Повторное внесение DETER в Конгресс США

  • Санкции в связи с «делом Навального»

  • Санкции против Республики Беларусь

  • Новые кейсы вторичных санкций

Основные события:

  • Новый законопроект в США по санкциям против России

  • Повторное внесение DETER в Конгресс США

  • Санкции в связи с «делом Навального»

  • Санкции против Республики Беларусь

  • Новые кейсы вторичных санкций

Санкции против России

«Вмешательство в выборы»

Сентябрь отметился значительной активностью американских законодателей по теме санкций против России в связи с предполагаемым вмешательством в предстоящие президентские выборы. Сенаторы М. Рубио, К. Кунс, Б. Кардин, М. Ромни и К. Ван-Холлен представили проект закона «О привлечении России к ответственности за зловредную деятельность 2020» (Holding Russia Accountable for Malign Activities Act of 2020). Сенаторы обвиняют Россию во вмешательстве в выборы США, а также в других «зловредных» действиях, ставящих под угрозу мировую безопасность, в Беларуси, Украине и Сирии. Также предлагаются точечные санкции против россиян, замешанных в деле Навального и «нарушающих международное право».

Кроме того, в Конгресс США был повторно внесен резонансный законопроект «О защите выборов от угроз путем установления красных линий» (Defending Elections from Threats by Establishing Redlines Act, DETER). Хотя законопроект изначально подготовлен сенаторами М. Рубио и К. Ван-Холленом и уже дважды вносился на рассмотрение Сената США, в этот раз документ внесен на рассмотрение Палаты представителей конгрессменом Б. Шнайдером. Хотя текст внесенного документа пока недоступен, предполагается, что он повторяет вариант DETER-2019, предполагающий санкции в отношении ряда крупных российских банков, запрет на инвестиции в российский энергетический сектор, ограничения на операции с российским суверенным долгом, а также блокировку активов российских компаний оборонного сектора и разведки.

Также 3 сентября группа из 11 сенаторов-демократов призвали главу Министерства финансов США ввести санкции против лиц, которые намерены вмешиваться в выборы 2020 года, в том числе в России. В письме сенаторы ссылаются также на оценку разведки США о том, что Россия якобы работает над тем, чтобы «очернить» кандидата в президенты от демократов Д. Байдена. Уже 10 сентября Министерство финансов США ввело санкции против трех лиц — трех граждан России и украинского депутата Андрея Деркача, о котором сенаторы ранее упоминали в письме С. Мнучину как о пророссийском деятеле. Основа введения санкций — исполнительный указ №13848 от 12 сентября 2018 г., подписанный в целях наказать виновных во вмешательстве в выборы США.

Санкции по Закону Магнитского

9 сентября к С. Мнучину с письмом обратились сенаторы Б. Кардин и Р. Менендес. Они настоятельно требуют новых санкций против Россиян по Закону Магнитского. В этом году, по их словам, под санкции попало «всего лишь» 17 лиц из России.

Санкции в связи с ситуацией в ЦАР

23 сентября OFAC применил санкции против лиц, связанных с Е. Пригожиным. По мнению властей США, эти лица действовали от лица Е. Пригожина в целях усиления российского влияния в ЦАР. Сам Е. Пригожин находится под санкциями в соответствии с исполнительными указами 13848, 13696 и 13661.

Дело Навального

В США уже запущен механизм подготовки санкций против России по делу о предполагаемом отравлении А. Навального. Члены Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США Элиот Энгел и Майкл МакКоул обратились к Д. Трампу с официальным письмом. Конгрессмены требуют от исполнительной власти расследования инцидента, ссылаясь ст. 306 Закона о химическом и биологическом оружии 1991 г. (CBW Act). В письме указано, что А. Навальный — ведущий российский политический активист. И отравлен он был паралитическим газом «Новичок», который якобы применялся в Солсбери в 2018 г.

Конгрессмены хотят, чтобы CBW Act был задействован по сценарию Солсбери. Конкретно это означает следующее:

В течение 60 дней президент должен дать заключение о том, что зарубежное правительство использовало химическое оружие против своих граждан. Такое заключение он должен будет передать Конгрессу в виде отчета. После президент обязан ввести первый раунд санкций. По опыту Солсбери они были для России довольно безболезненны. Речь идет о блокировании зарубежной помощи, о поставках вооружений и финансировании этого процесса, а также об отказе в правительственных кредитах, ограничениях поставок двойных технологий. Далее в течение 3 месяцев президент должен дать заключение о том, что страна больше не использует химическое оружие при получении соответствующих гарантий, обеспеченных инспекциями ООН или других международных структур.

В противном случае президент США обязан запустить второй раунд санкций и применить как минимум три вида санкций из шести предложенных:

— Блокирование программ помощи стране через международные институты

— Запрет банкам США кредитовать страну

— Экспортные ограничения

— Импортные ограничения

— Понижение уровня дипломатических отношений (сокращать численность персонала консульств и посольств далее вряд ли возможно, однако могут быть введены ограничения на передвижение дипломатов и в крайнем случае последует отзыв посла).

— Ограничения против национальной авиакомпаний страны в отношении полетов в США

В связи с ситуацией в Солсбери Д. Трамп уже применял этот закон. Указ 13883 частично интерпретирует Закон ХБО, поскольку перечисленные в законе санкции могут быть избыточными с точки зрения современной практики применения санкций. Год назад был выбран пункт о блокировании помощи и введены торговые ограничения (весьма минимальные). Самым неприятным стал запрет на операции с государственными облигациями, номинированными в иностранной валюте.

Санкции против Украины

Правительство России расширило список украинских лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В список были добавлены 41 человек, включая и бывшего президента Украины П. Порошенко, а также ряд известных политиков, деятелей культуры и представители силовых ведомств. В рамках постановления активы и имущество данных лиц на территории России будут заморожены.

Санкции ЕС

Новый санкционный механизм

ЕС продолжает обсуждение нового санкционного механизма. Помимо имеющихся механизмов санкций ЕС за преступления в киберпространстве, а также за применение химического и бактериологического оружия, планируется создать единый механизм санкций за нарушение прав человека. Среди ограничительных мер предполагается использовать запрет на въезд в страны ЕС и блокировку активов. Данный механизм создается по аналогии с действующим законодательством США и Великобритании («Закон Магнитского», «Глобальный закон Магнитского» и др.).

Санкции против Республики Беларусь

Европейский союз рассматривает вопрос о введении санкций против Беларуси. Однако Кипр блокирует решение ЕС о введении санкций. Никосия, в свою очередь, также настаивает на введении санкций против Турции в связи с незаконным бурением на шельфе Средиземного моря. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель заявил, что Брюссель намерен ввести санкции против Беларуси, однако на данный момент это невозможно в связи с тем, что решение должно быть принято единогласно.

На данный момент санкции против Белоруссии ввели Великобритания и Канада. В Великобритании был задействован новый Регламент о глобальных санкциях за нарушения прав человека (2020 г.). Ранее он уже применялся против граждан России и Саудовской Аравии. Лондон вводит блокирующие и визовые ограничения против президента А.Г. Лукашенко и еще семи должностных лиц. В случае Канады использован Регламент о специальных экономических мерах. Ограничения введены против 12 лиц, среди которых - А. Лукашенко.

В сентябре Евросоюз не продвинулся дальше стадии согласования санкций против Белоруссии из-за отсутствия консенсуса по данному вопросу. В свою очередь, Эстония, Латвия и Литва вводят национальные санкции в опережающем порядке. В августе ограничения были введены против 30 белорусских чиновников, а в сентябре санкционный список был расширен за счет еще 98 лиц. Польские официальные лица также высказались о возможности введения национальных санкций в отношении ряда белорусских официальных лиц, в случае отсутствия скоординированных санкций ЕС.

Санкции против Ирана

Ряд иранских, а также китайских компаний попали под санкции Министерства финансов США. В качестве причины OFAC указывает проведение сделок с участием Triliance Petrochemical Co. Ltd., которая попала под санкции Минфина США в январе 2020 г. Trilliance, а также ряд других компаний обвинялись в передаче крупных денежных средств со счетов National Iranian Oil Company (NIOC) в пользу Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Указывается, что компании из Ирана, КНР и ОАЭ, попавшие под санкции в сентябре участвовали в схемах по обходу действующих ограничений в адрес Trilliance.

Кейсы вторичных санкций

Deutsche Bank Trust Company Americas (DBTCA)

Deutsche Bank Trust Company Americas (DBTCA) вновь попал под штраф OFAC Минфина США. Нарушения Deutsche Bank Trust Company Americas связаны с Крымом и санкциями по украинскому пакету. В соглашении об урегулировании упомянуты сразу два нарушения. Первое - перевод средств в пользу компании из Кипра, находящейся под блокирующими санкциями США по исполнительному указу №13661. Сотрудники банка догадывались, что может быть нарушение, но рвения в проверке контрагента не проявили. Размер штрафа — 157 500 долл. Второе нарушение состоит в совершении 61 транзакции с российским ПАО «Краснодарский краевой инвестиционный банк», находящимся в SDN-списке в результате сбоя ПО, которое отслеживало в автоматическом режиме санкционные риски. Сумма штраф составила 425 600 долл. США.

Nordic Maritime Plc

Сингапурская компания Nordic Maritime Plc попала под штрафные санкции Бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторга США. Заплатить придется штраф в размере 31,4 млн долларов. Причина — поставки оборудования для морских перевозок, произведенного в США, без соответствующей лицензии Минторга. Кроме того, в процессе расследования компания давала ненадлежащие сведения.

Yang Ban Corporation

Министерство юстиции США (U.S. Department of Justice) оштрафовало компанию Yang Ban Corporation на сумму в 673 тыс долл. США по обвинению в нарушении санкций в отношении КНДР, а также законодательства о запрете отмывания денег. В заявлении Минюста США отмечается, что в 2014 г. компания обманным путем провела через корреспондентские счета ряда банков средства, в нарушении соответствующего законодательства. При этом сама подчеркивается, что сама компания знала о соответствующих ограничениях, поскольку в 2016 г. отказалась проводить ряд сделок с участием северокорейских юридических лиц.

Frequency Electronics

В своем годовом отчете за 2020 г. компания Frequency Electronics указала, что OFAC запустил в ее отношении административное расследование. Компания предоставляла услуги российской фирме Morion, которая является разработчиком и производителем услуг связи. Со стороны Морион, как следует из отчета, были задержки платежей. Морион, к отмечается в отчете, принадлежит Газпромбанку, который, в свою очередь, находится под секторальными санкциями (директива 1, указа 13662). В компании опасаются, что задержка платежа со стороны Мориона может расцениваться OFAC как кредитование компании, которая принадлежит банку под секторальными санкциями (по аналогии с делом Haverly Systems и Роснефтью).

Comtech

Американская компания Comtech — крупный экспортер телекоммуникационного оборудования. Через своего канадского партнера компания осуществила поставки оборудования в Судан.

Менеджмент компании знал о том, что нарушается режим санкций против этой страны. Однако исходил из того, что риски можно переложить на партнеров, поскольку оборудование идет сначала в Канаду, а уже оттуда в Судан, т.е. отвечать за нарушение санкций будет непосредственный поставщик. При этом в компании решили получить лицензию OFAC, но в это же время продолжалось обслуживание поставленного оборудования. В итоге компания добровольно раскрыла факт нарушения

Обычно компании, попавшие под расследование, стараются проявлять максимум лояльности OFAC. Оно и понятно. От этого зависит сумма штрафа. А здесь возникла заминка. Один из важных имейлов по поводу транзакций с Суданом был отредактирован, что затянуло расследование. В итоге OFAC все же раскрыли манипуляции и классифицировали данный факт как отягчающее обстоятельство.

Все это привело к тому, что итоговый штраф оказался значительно выше базового. Заплатили 894 тыс. долл. США (при возможной сумме в 584 тыс. долл. США или даже меньше).

Краткий видеообзор


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся