Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Российский совет по международным делам представляет второй выпуск обзора международной санкционной политики.

Российский совет по международным делам представляет второй выпуск обзора международной санкционной политики.

Санкции в отношении России

27 августа 2018 г. вступили в силу новые санкции США против России из-за мартовского инцидента с отравлением Сергея и Юлии Скрипаль в британском Солсбери. Это первая часть ограничений, которые вводятся против России в связи с данным инцидентом. Она включает ряд запретов в военной сфере (продажа оружия, экспорт товаров и технологий двойного назначения, связанных со сферой национальной безопасности США, а также с электроникой, компонентами и технологиями для нефтегазовой отрасли), а также запрет на оказание внешней помощи Москве — в частности, в рамках закона «Об иностранной помощи» от 1961 года (Foreign Assistance Act of 1961), кроме гуманитарной помощи, поставок продовольствия и продуктов сельского хозяйства. В рамках нового санкционного пакета США откажутся от выдачи России любых кредитов. В то же время санкции не будут распространяться на сотрудничество стран в космосе.
В начале месяца Госдепартамент США объявил о намерении ввести два пакета санкций против России: первый — в конце августа, второй — в ноябре. Второй блок, как ожидается, предусматривает более серьезные ограничения и может включать в себя снижение уровня дипломатических отношений, приостановку полетов в США российской авиакомпании «Аэрофлот», а также почти полное ограничение экспорта и импорта.

Законодатели США выдвинули ряд инициатив по дальнейшему ужесточению санкций в отношении Российской Федерации. В первую очередь стоит отметить резонансный проект «Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля» (Defending American Security Against Kremlin Aggression Act, DASKAA). Как отмечают его авторы — цель данного документа заключается в необходимости наказания российской стороны за предполагаемое вмешательство в президентские выборы в США 2016 г. и предотвращение подобных действий на предстоящих промежуточных выборах в ноябре. Законопроект дополняет и расширяет принятый в прошлом году «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering American Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA), и помимо новых санкций в отношении представителей т.н. «ближнего круга президента России В. Путина» предусматривает целый ряд дополнительных мер, включая оказание поддержки НАТО и уменьшению зависимости некоторых стран альянса от российских вооружений, санкции в отношении российских энергетических проектов, финансовых институтов и государственного долга, создание Национального центра реагирования на российские угрозы, возвращение Фонда для противодействию влияния Москвы и др. Наиболее чувствительными санкциями по всей вероятности окажутся ограничения в отношении финансовых институтов и госдолга, в частности, по оценками Citibank курс российской валюты может снизиться на 15%, в то время как доходность по облигациям федерального займа вырастет на 4%. Прогнозируется, что зарубежные инвесторы могут выйти из 8–10% госдолга. Хотя по мнению агентства Moody’s российские власти сделали многое по снижению зависимости российской экономики от доллара США и возможных новых ограничений со стороны американских властей, в том числе и ограничений в отношении государственного долга, политика санкций продолжит оказывать негативный эффект на возможные заимствования за рубежом. Тем не менее стоит отметить, что DASKAA в нынешнем виде остается законопроектом, а его рассмотрение по существу в Конгрессе США еще не началось. Вполне вероятно, что закон будет принят через несколько месяцев с существенными поправками и изъятиями.

Принятый «Закон об ассигнованиях на нужды национальной обороны им. Дж. С. Маккейна на 2019 бюджетный год» (John S. McCain National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2019) включает меры по стимулированию других стран закупать американские системы вооружений вместо российских. Закон предусматривает возможность не введения санкций в соответствие с CAATSA против стран, закупающих российские вооружения, в случае, если они покупают аналогичные системы в США. Во многом это положение введено в связи с предполагаемой покупкой Турцией российских систем ПВО С-400. Вместе с тем, инициатор данной поправки в закон министр обороны США Дж. Мэттис ранее направил письмо в Конгресс США о необходимости предоставить государственному секретарю США М. Помпео возможность делать исключения из режима санкций (исключения сделаны для Индии, Вьетнама и Индонезии).

En+ Group, в состав которой входит российский производитель алюминия РУСАЛ, представила в Министерство финансов США окончательный план по снятию ограничений, введенных 6 апреля 2018 г. Согласно данному предложению, О. Дерипаска согласился сократить свою долю в En+ с 70% до 45%, в основном за счет передачи акций банку ВТБ, который также включен в санкционный список Вашингтона в апреле этого года. Предложение Дерипаски, отправленное во входящее в Минфин США Управление по контролю за иностранными активами OFAC, является наибольшей уступкой Вашингтону, на которую решился пойти российский олигарх, желая спасти свой бизнес. Помимо согласия снизить свою долю в En+, Дерипаска также согласился с условием, что любые дивиденды бизнесмена будут сперва поступать на временно заблокированный депозитный счет. Средства с последнего не могут быть сняты до тех пор, пока не будут сняты санкции с Дерипаски лично. Кроме того, бизнесмен согласился с «юридически обязательным» соглашением не голосовать против независимых директоров в En+. Сам Дерипаска уже вышел из состава правления компании, также сложили свои полномочия и все назначенные им директора в РУСАЛе.

Свое продолжение получила история с нарушением антироссийских санкций США компанией Exxon. Компания обвинялась в нарушении санкций США, введенных в 2014 г., когда представители Exxon подписали восемь документов с российской компанией «Роснефть» в мае 2014 г. Ранее, в прошлом году Министерство финансов США оштрафовало Exxon на 2 млн долл. США. Компания пытается оспорить штраф и суд обязал министерство предоставить компании дополнительные, конфиденциальные документы, относящиеся к решению министерства оштрафовать компанию.

США также ввели санкции в отношении российского банка «Агросоюз». В отличие от других сюжетов, санкционные ограничения в отношении финансового института были введены из-за нарушения режима нераспространения в отношениях с КНДР. По данным Минфина США, банк провел «значительную» сделку для гражданина КНДР Хан Джан Су, который представляет интересы крупного банка Северной Кореи.

Кроме банка, из-за поставок топлива в КНДР также были введены ограничения против двух компаний из Владивостока — Gudzon Shipping («Судоходная компания Гудзон») и Приморской морской логистической компании. В санкционный список попали шесть ходящих под российским флагом судов: танкер «Патриот» и грузовые суда «Бэлла», «Богатырь», «Партизан» и «Севастополь», а также полупогружной контейнеровоз «Нептун». Однако попытки внести данные компании в санкционный список ООН закончились неудачей, поскольку Россия воспользовалась своим правом и заблокировала данное решение в Комитете по санкциям в отношении КНДР.

Политика Европейского союза

Европейский союз ожидаемо ввел в действие блокирующий регламент, объявляющий недействительными на своей территории экстерриториальные санкции США в отношении Ирана, запрещает европейским компаниям их выполнять, а также запрещает исполнение любых решений иностранных судов, принятых на основании этих санкций. Европейские компании, попавшие под санкции со стороны США, могут рассчитывать на компенсациию убытков. В первую очередь данный регламент относится к вновь введенным в действие санкциям в отношении Ирана, однако в то же самое время ЕС будет тщательным образом отслеживать последствия новых и перспективных санкций США в отношении России, учитывая, что возможные потери от данных ограничений могут быть гораздо сильнее.

Наряду с этим, немецкие и французские политики начали обсуждение создания в ЕС независимой от США платежной системы. Ранее идею создания подобной независимой платежной системы высказал в своей статье министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас. Помимо данной меры, политик предложил также учредить европейский валютный фонд и поддержать независимость платежной системы SWIFT. Как и введение в действие блокирующего статута, цель данной меры — ограничить влияние экстерриториальных санкций США в отношении Ирана на европейский бизнес.

Санкции в отношении Ирана

Китай не стал сокращать закупки иранской нефти на фоне повторного введения санкций США в отношении Ирана, несмотря на попытки американской стороны убедить Китай в обратном. Тем не менее китайская сторона пообещала не наращивать покупку иранской нефти в ближайшем будущем. По заявлению президента США Д. Трампа к 4 ноября 2018 г. покупки иранской нефти должны сократиться до нуля. Вместе с тем, позиция официального Пекина не всегда отражает настроения китайского бизнеса, который постепенно сокращает свое присутствие в Иране.

Санкции в отношении Турции

Министерство финансов США ввело санкции в отношении министра юстиции Турции А. Гюля и главы МВД Турции С. Сойлу. Это произошло в ответ на содержание под стражей американского пастора Эндрю Брансона и в рамках т.н. «Акта Магнитского». В Минюсте США объяснили, что считают именно этих двух министров ответственными за содержание господина Брансона под стражей.

Кроме того, сохраняется возможность введения санкций в отношении Турции из-за покупки российских комплексов ПВО С-400. На этом фоне    президент Турции Р. Эрдоган заявил о готовности Анкары перейти на расчеты в национальной валюте с Россией, Украиной, Китаем и Ираном.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся