Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

Кризисы в Ираке и Сирии непосредственно влияют на формирование повестки дня в Иордании. На протяжении десятилетий страна принимает беженцев из охваченных конфликтами соседних государств. И если с палестинским и иракским вопросами Королевству удавалось справляться, то в условиях крайне тяжелой экономической ситуации и наплыва сирийских беженцев Иордания вынуждена реагировать доступными ей способами.

 

Судя по заявлениям короля Абдаллы II ибн Хусейна и его критике ближневосточной политики, проводимой лидерами крупных мировых и региональных игроков, с которыми он до сих пор старается поддерживать теплые отношения, внутриполитическая ситуация в Хашимитском Королевстве сильно ухудшилась. Так, согласно недавно раскрытым сведениям The Middle East Eye, на встрече с членами конгресса США в январе 2016 г. король Иордании заявил, что «тот факт, что террористы проникают в Европу является частью турецкой политики». И решение Евросоюза о направлении Турции 3 млрд евро на поддержку беженцев выглядит неадекватным, тогда как, если учитывать пропорциональность населения страны к принятым беженцам, Иордания оказывается в более тяжелой ситуации. Такая риторика объясняется все большей фрустрацией, связанной как с общим видением Иордании относительно региональных проблем, так и в связи со сложившимся положением Королевства.

 

 

REUTERS/Maxim Shipenkov

Король Абдалла II ибн Хусейн

 

Иордания испытывает высокую зависимость от иностранной помощи и наращивает государственный долг, который составляет 90% от ВВП, ради покрытия расходов бюджета. Несмотря на то, что в Иордании достаточно безопасно, доходы от туризма в Иордании снизились ввиду угроз, исходящих от ее соседей. Королевство страдает от жесткого упадка торговых отношений с Ираком и Сирией, увеличением расходов на помощь сирийским беженцам и попадает под влияние общего состояния мировой экономики. На бытовом уровне это выражается в крайне высоких ценах на различные виды товаров по стране при низких заработных платах. Особую значимость обретает безработица среди молодежи — 28 % на 2015 г. (то, что тренд, согласно статистике, нисходящий, несущественно). Данных на начало 2016 г. пока нет.

 

На этом фоне интересны действия иорданской разведки (мухабарат) и государственных органов, отвечающих за внутреннюю политику. 13 апреля власти Иордании закрыли штаб-квартиру «Братьев-мусульман» (организация признана террористической в Египте, России и Саудовской Аравии) в столице Аммане. В ответ ассоциация заявила, что она намерена использовать законные методы для возвращения своего статуса. До 2015 г. «Братья-мусульмане» находились на вполне легальном положении, однако не смогли пройти регистрацию и соответствовать новым требованиям, которые заложило правительство в прошлом году, чтобы продолжить свою деятельность. При этом приближаются парламентские выборы, и в существующих условиях перспективы для улучшения своих показателей на них у ассоциации были, безусловно, высоки. Выведение же «Братьев мусульман» из политического процесса способно радикализовать определенную часть ассоциации, что может негативно повлиять на безопасность страны.

 

Более того, Королевство пошло на следующий шаг. В парламент страны премьер-министром Абдаллой Энсуром были внесены предложения о поправках в конституцию, смысл которых заключается в централизации власти монарха. Если поправки будут приняты, то это оформит полный контроль над военными, судебными и силовыми структурами в руках короля. Расширение полномочий Абдаллы II дают ему право на назначение наследного принца, своих заместителей, главу и членов конституционного суда, глав полиции и оборонного ведомства без бюрократических, по мнению ряда экспертов, проволочек. Ранее для проведения и продвижения данных решений король не мог обойтись без визирования их со стороны других лиц, принимающих решения, например, премьер-министра, министров, членов конституционного суда. Поправки также снимают ограничения по занятию административных должностей для лиц, имеющих двойное гражданство.

 

Подобные изменения в государственном управлении сулят определенные риски. Если ранее король не подвергался критике, в отличие от правительства, которое и отвечало за формирование и реализацию политического курса, то теперь у короля не только большее сосредоточение властных полномочий и прав, но и выше ответственность.

 

Таким образом, внутриполитическая ситуация в Иорданском Хашимитском Королевстве достаточно тяжелая, и страна сталкивается с кумулятивным набором угроз, многие из которых испытывают влияние внешних факторов. Тенденции же довольно тревожные, и в этом году они вскрылись с новой силой. Тем не менее, видимо, руководство страны считает, что благодаря как экономической помощи Саудовской Аравии, связям с Израилем, Британией и США, так и поддержанию контактов с другими игроками Королевству удастся продолжать маневрировать и сохранять некий баланс, позволяющий оставаться на плаву. Со всеми встающими перед страной проблемами Иордания знакома давно, и насколько централизация власти позволит их разрешить, пока судить сложно.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся