Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

24–25 апреля 2019 г. в Багдаде прошло заседание высшего уровня российско-иракской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По ее итогам Россия и Ирак подписали 16 соглашений и меморандумов о взаимопонимании в сфере телекоммуникаций, торговли, энергетики, электроэнергетики, промышленности, информационных технологий, транспорта и банкинга.

Сопредседатель межправкомиссии с иракской стороны — министр иностранных дел Ирака Мухаммад Али аль-Хаким — заявил, что стороны «договорились проводить раз в полгода встречи во главе с заместителями сопредседателей российско-иракской межправкомиссии», отмечая стратегический характер отношений двух государств и его распространение на политическую сферу, сферу безопасности и торговлю.

24–25 апреля 2019 г. в Багдаде прошло заседание высшего уровня российско-иракской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По ее итогам Россия и Ирак подписали 16 соглашений и меморандумов о взаимопонимании в сфере телекоммуникаций, торговли, энергетики, электроэнергетики, промышленности, информационных технологий, транспорта и банкинга. Глава российской делегации вице-премьер Российской Федерации Юрий Борисов посетил Багдад после своего визита в Дамаск 20 апреля, где он обсудил с президентом Сирии Б. Асадом вопросы восстановления сирийской экономики. Тот факт, что вопросы экономического восстановления сирийско-иракской кризисной зоны в России находятся в ведении одного вице-премьера, технократа и бывшего заместителя министра обороны, многое говорит о подходах Москвы к региону Арабского Машрика.

Одной из тем, поднятых на заседании, стал переход на взаиморасчеты в национальных валютах. Накануне также было объявлено, что Россия заинтересована в увеличении экспорта зерна в Ирак. Стороны имели договоренности о взаимодействии в вопросах качества, безопасности и карантинного фитосанитарного состояния зерна. Иракская сторона должна была предоставить результаты проведенной в апреле инспекции семи российских предприятий. Однако ключевым вопросом стало обсуждение сотрудничества в нефтегазовой сфере. Согласно сообщениям российских СМИ, среди тезисов Юрия Борисова было то, что, например, инвестиции компании «ЛУКОЙЛ» уже составили около 8 млрд долл., а по соглашению, они могут вырасти до 45 млрд долл. до 2035 г. Кроме того, Ю. Борисов отметил, что «сегодня произошли естественные изменения, параметры проектов требуют пересмотра и являются предметом переговоров с иракской стороной». Ранее, 29 марта, президент ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов встретился с иракским премьер-министром Аделем Абдель Махди. Иракское правительство заверило крупнейшую российскую частную нефтяную компанию в своей поддержке в вопросе ускорения разработки 10-го блока месторождения «Эриду». В то же время компания заявила о том, что объемы добычи ЛУКОЙЛ на месторождении «Западная курна-2» на юге страны уже превышают 400 тыс. баррелей в день, что делает компанию надежным партнером для Ирака. Юрий Борисов также напомнил, что «Роснефть и Башнефть подписали соглашение о разведке и добыче полезных ископаемых в 2017 г. Это только начало проектов, но у них очень хорошие перспективы». 10 апреля президент Ирака Бархам Салих в контексте восстановления страны положительно оценил роль Москвы в развитии нефтегазового сотрудничества и призвал к его усилению. С Бархамом Салехом Ю. Борисов также провел встречу во время своего визита в Багдад (как и с премьер-министром А. А. Махди, выразившем намерение Ирака изучать российский опыт в различных сферах; и председателем парламента Ирака Мухаммадом аль-Хальбуси). Президент Ирака и российский вице-премьер высказались о необходимости реализации договоренностей межправкомиссии в рамках национальных интересов двух стран. Кроме того, Ю. Борисов и Б. Салех обсудили международную повестку и политический процесс в арабских странах.

Сопредседатель межправкомиссии с иракской стороны — министр иностранных дел Ирака Мухаммад Али аль-Хаким — заявил, что стороны «договорились проводить раз в полгода встречи во главе с заместителями сопредседателей российско-иракской межправкомиссии», отмечая стратегический характер отношений двух государств и его распространение на политическую сферу, сферу безопасности и торговлю. В этом плане на отношения может положительно повлиять снятие барьеров правового характера в сфере торговли и изучение механизмов активизации осуществления совместных экономических проектов.

Почти в одно время с заседанием межправкомиссии в Багдаде в Москве проходила 8-я Московская конференция по безопасности, организованная Министерством обороны России. Принимавшей в ней участие генеральный секретарь Министерства обороны Ирака Мухаммад аль-Абади заявил, что взаимодействие между Россией и Ираком находится на высшем уровне, а сотрудничество по линии спецслужб России, Ирана, Ирака и Сирии продолжается. Россия и Ирак действительно последовательно развивают сотрудничество в сфере ВТС. Так, в апреле 2019 г. СМИ сообщали о реализации контрактов российским «Уралвагонзаводом» и поставках новой партии танков Т-90С в Ирак; причем на уровне командований бронетанковых дивизий Ирака подтверждалась готовность личного состава к их эксплуатации благодаря завершению обучения российскими специалистами иракских военных. Согласно заявлениям Мухаммада аль-Абади, отношения России и Ирака остаются важными, а США не имеют влияния на них.

На региональном уровне санкции против Ирана сильно подрывают возможности страны открыто проводить свои экономические операции. Объявление в начале мая о завершении отсрочки санкционного режима, которая была дана американцами на полгода восьми странам для продолжения ведения бизнеса с Ираном (хотя и Ирак не находился среди ключевых восьми государств, также ее получал), поставили в очень сложное положение и Тегеран, и Багдад. Для Ирака Иран остается ключевой страной для импорта электроэнергии. Однако на фоне необходимости замещения иранской нефти на мировом рынке — задача, над которой работают в Вашингтоне — происходит усиление роли иракской нефти. Учитывая, что российские нефтяные компании стали одними из ключевых игроков в Ираке, можно считать, что как минимум в краткосрочной перспективе такие действия Вашингтона по ослаблению иранского влияния выгодны Москве и даже пойдут на пользу отношениям России и Ирака. Тем не менее представляется, что Ирак все равно будет вынужден сотрудничать с Ираном и после завершения отсрочки. Если США решат жестко придерживаться своей политики, то санкции в дальнейшем могут быть введены и против Ирака, что приведет к росту нестабильности на самом иракском рынке и к определенным рискам для российских интересов в этой стране.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся