Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Пылова

Аспирант РГГУ, независимый эксперт

Подведение итогов и составление планов, безусловно, крайне важно для любой страны и любой власти в определенный момент. Своего рода водоразделом могут стать выборы, начало или окончание войны, подписание важного соглашения или попросту переход в новый год — даже если без (или с?) принципиально новой власти, все с той же (или уже с другой?) войной и без подписания исторически важных соглашений. Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова (негосударственный аналитический центр, работающий с 1994 г.) по традиции подвел итоги года, собрав их в работе «Украина 2019–2020: широкие возможности, спорные результаты (аналитические оценки)».

Структура «аналитических оценок» оказалась классической. В первой части речь пошла о результатах страны во всевозможных сферах по итогам 2019 г., вторая была посвящена прогнозам на 2020 г., а в заключении авторы привели общественное мнение об итогах прошедшего года.

Несмотря на актуальность и важность абсолютно всех перечисленных в работе аспектов, особый интерес представляют, как мне кажется, вопросы внешней политики, экономики и гуманитарной политики. И этот интерес связан, в первую очередь, со сменой украинских властей в середине 2019 г. — важно понять, что уже было сделано на этих трех направлениях, и какие сценарии развития ситуации предлагают специалисты.

Подведение итогов и составление планов, безусловно, крайне важно для любой страны и любой власти в определенный момент. Своего рода водоразделом могут стать выборы, начало или окончание войны, подписание важного соглашения или попросту переход в новый год — даже если без (или с?) принципиально новой власти, все с той же (или уже с другой?) войной и без подписания исторически важных соглашений. Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова (негосударственный аналитический центр, работающий с 1994 г.) по традиции подвел итоги года, собрав их в работе «Украина 2019–2020: широкие возможности, спорные результаты (аналитические оценки)».

Структура «аналитических оценок» оказалась классической. В первой части речь пошла о результатах страны во всевозможных сферах по итогам 2019 г., вторая была посвящена прогнозам на 2020 г., а в заключении авторы привели общественное мнение об итогах прошедшего года.

Несмотря на актуальность и важность абсолютно всех перечисленных в работе аспектов, особый интерес представляют, как мне кажется, вопросы внешней политики, экономики и гуманитарной политики. И этот интерес связан, в первую очередь, со сменой украинских властей в середине 2019 г. — важно понять, что уже было сделано на этих трех направлениях, и какие сценарии развития ситуации предлагают специалисты.

Внешняя политика: было — будет

Первое, что выделяют авторы «аналитических оценок», — Россия на протяжении всего 2019 г. проявляла агрессию в отношении Украины, в связи с чем внешняя политика последней была сфокусирована на решении вопросов безопасности. «Топ-направлениями внешней политики» эксперты называют противостояние «российской агрессии» и продолжение попыток развивать и укреплять страну «в условиях необъявленной войны». Еще один акцент украинских специалистов — внешнеполитический курс страны при В. Зеленском остается последовательным на основных стратегических направлениях и совпадает с внешнеполитическим курсом предыдущих властей.

Третий принципиально важный вывод — Украине критически не хватает внешнеполитической концепции или любого другого документа, который описывал бы ее внешнеполитические цели. По мнению авторов, существующих документов недостаточно для предоставления и зарубежным партнерам, и населению страны полноценной картины внешнеполитических приоритетов властей. Отсутствие официального документа может привести к «теневому влиянию» и режиму ручного управления внешней политикой ближайшим окружением президента. В этом же подпункте вскользь упомянуто влияние олигархов на действующие власти. Как представляется, этот вопрос имеет особое значение для Украины, где крупный бизнес фактически сросся с политической элитой и неизменно влияет на нее на протяжении практически всей истории независимости страны. Понимание этой особенности необходимо зарубежным партнерам Украины для построения эффективного взаимодействия на всех уровнях.

Авторы «аналитических оценок» выделяют четыре основных внешнеполитических вектора Украины: взаимодействие с Россией («война», «необъявленная война», «противостояние агрессии»), евроинтеграция, евроатлантическая интеграция и развитие отношений с США. Сразу несколько аспектов проведенного анализа отношений Украины и России представляют интерес. Во-первых, авторы говорят об отсутствии значительного прогресса в нормализации отношений, но «минимизации конфликта»; во-вторых, о нежелании Кремля идти на компромиссы; в-третьих, о безрезультатности попыток Запада повлиять на разрешение конфликта на востоке страны; наконец, об отношениях двух стран в вопросах энергетики, безопасности в Причерноморье и т.д. (но любым «невоенным» вопросам уделено значительно меньше внимания, чем конфликту на Донбассе). Фактически же вся часть работы, посвященная взаимоотношениям России и Украины, представляет а) обвинение первой в агрессии (даже приведен перечень «вражеских действий российской стороны на протяжении 2019 г.») и б) обвинение Запада в нежелании оказывать помощь второй. При этом стоит учитывать, что некоторые успехи в российско-украинских отношениях все-таки есть — произошел обмен пленными, были возвращены корабли, возобновлены нормандские встречи и т.д.

Что касается отношений с ЕС, эксперты отмечают, что новые власти страны попытались ускорить евроинтеграцию, но допустили при этом ряд ошибок. Одной из главных стал запуск «турборежима», который из-за скорости не смог обеспечить постепенное и правильное проведение реформ. Представители НАТО в 2019 г. провели ряд встреч с украинскими политиками и подтвердили «неизменную поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины».

Эксперты Центра А. Разумкова полагают, что отношения Украины и США несколько изменились в 2019 г. Так, они говорят о попадании страны во внутриполитический конфликт Соединенных Штатов и прогнозируют, что украинское направление еще какое-то время будет оставаться токсичным для Вашингтона; а пока Д. Трамп продолжает дистанцироваться от Киева, сохраняется потенциал втягивания страны в новую внутреннюю борьбу в США.

Значительное внимание авторы уделяют отношениям Украины с негосударственными акторами и другими государствами, а также выделяют сложности в понимании друг друга с государствами-соседями. Они признают, что одиозный Закон об образовании негативно сказался на сотрудничестве с Польшей, Венгрией и др.

Экономика: было — будет

Об экономике Украины эксперты Центра А. Разумкова говорят в контексте продолжения курса на создание институциональных основ содействия экономическому развитию в соответствии с положениями Соглашения об ассоциации с ЕС; а также в попытках существенно скорректировать модель экономического развития на основе идеологии либертарианства.

Авторы воздерживаются от каких-либо оценок экономических успехов в целом, называя их «противоречивыми» или вовсе исключительно перечисляя результаты и показатели в тех или иных отраслях. Интересно, что как об одном из самых серьезных опасений украинцев сказано о скупке сельскохозяйственных земель иностранцами. В целом же эксперты говорят о положительных изменениях в сфере внешней торговли — Украина расширила список торговых партнеров; однако при этом наблюдается своего рода торговый дефицит — на экспорт идут товары с низкой добавленной стоимостью. По их мнению, в ближайшее время ситуация едва ли сильно изменится, однако существует перспектива заключения новых контрактов и развития отношений со старыми партнерами.

Гуманитарная политика: было — будет

Очевидно, что смена власти в стране привела к изменениям и в области гуманитарной политики. Авторы доклада отмечают, что некоторые особенности жизни украинцев не поменялись, — продолжается «гибридная агрессия России». Однако 2019–2020 гг. принесли и ряд новых вводных. Например, в 2020 г. исполнится 75 лет победе во Второй мировой войне; эксперты утверждают, что в этом контексте снова встанет вопрос о том, чья роль в победе над фашизмом была наиболее заметной; этот вопрос представляется им особенно важным с точки зрения недопущения «приватизации» Россией этой победы.

Кроме того, в Центре Разумкова уверены, что политика нового президента, направленная на прекращение акцентирования внимания на различиях жителей страны и на то, чтобы «спокойно сесть и поговорить», не лишена смысла, однако в нынешних условиях едва ли может быть воплощена в жизнь. Много вопросов возникает к мерам и инструментам гуманитарной политики.

В целом же эксперты делают вывод о том, что риторика властей и официальные документы (Стратегия государственной гуманитарной политики) направлена на либерализацию гуманитарной политики, выстраивание диалога, популяризацию идей и героев, способных объединить общество.

Возникает только один вопрос — удастся ли нынешним властям довести дело до конца за то время, что они будут у власти? И, пожалуй, возможно ли это, учитывая состояние, по мнению многих украинцев, войны с Россией? Здесь вновь внешняя политика и военная политика тесно переплетаются с гуманитарной политикой — от переговоров в Минске и разведения сил на Донбассе будет зависеть, удастся ли В. Зеленскому добиться успеха и построить единое украинское общество, связанное общими идеями и теперь уже новейшей историей.

***

Во многом работа «Украина 2019–2020: широкие возможности, спорные результаты (аналитические оценки)» — краткий экскурс в историю Украины 2019 года с некоторыми вкраплениями анализа потенциальных сценариев развития ситуация. Авторы фактически ставят границу не между 2019 и 2020 гг., а между старой и новой властью, старым и новым подходом. «Аналитические оценки» ценны с точки зрения подведения итогов и приведения статистических данных, полного списка событий, произошедших в прошедшем году в той или иной сфере жизни страны. Однако представляется, что за довольно обширным описанием не скрывается ничего, кроме констатации официальной позиции украинского МИД и других ведомств (примечательно, что речь идет об официальной позиции периода президентства П. Порошенко).

Разумеется, многие прогнозы, предложенные в материале, едва ли имеют шансы стать реальностью. За три месяца 2020 г. произошло сразу несколько значимых событий, оказавших влияние на развитие ситуации в стране. Речь идет и о сбитом в Иране украинском Boeing, и о пандемии коронавируса, и о скачках курса валют. Именно поэтому стоит отметить, что прогнозу не хватает учета форс-мажорных факторов, способных повлиять на все сферы жизни страны.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся