Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.44)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Пылова

Аспирант РГГУ, независимый эксперт

Разрыв Украиной всех связей с Россией продолжается уже несколько лет — с тех пор, как к власти в стране пришли проевропейские лидеры, а внешнеполитический курс Украины стал евроинтеграционным.

В выборе Украиной внешнеполитического направления на ближайшие годы сыграли идеи, которые украинскому обществу предлагали Россия и страны Запада. Сегодня вопрос состоит в том, какие именно концепты в отношении Украины формировали ее восточные и западные соседи, почему именно западные идеи получили большее одобрение и поддержку общества, и как повлияли внутриукраинские настроения на принятие одних идей и непринятие других?

Углубляясь в исторический контекст, важно отметить, что ситуация складывалась следующим образом: в течение многих веков украинские правящие элиты лавировали между западными и восточными соседями, пытаясь получить больше выгоды то у Польши, то у России. То есть, в те моменты, когда украинские правящие элиты стремились к получению прав и привилегий польской шляхты, например, они транслировали идею о том, что Российское государство и ее правящий режим губительны для украинского народа. А тогда, когда российские власти обещали местным лидерам особое отношение и регалии, выгодно было иметь лояльное Российской империи население, поэтому в обществе распространялись идеи «обиженности» поляками.

Так, в самой Украине возникла идея ее «ущемленности» одним из ее соседей в зависимости от периода, но это возникновение было не стихийным, а вполне «рукотворным».

У истоков уже сформулированной идеи «Украина-жертва» стоят такие видные деятели XIX в. и члены знаменитого Кирилло-Мефодиевского братства, как Пантелеймон Кулиш и Николай Костомаров. Именно в их «Книге бытия украинского народа» (ок. 1847 г.) впервые была выдвинута мысль о том, что украинцы — единственная славянская нация, которая не приемлет угнетения одних слоев населения другими.

Сегодня мы можем наблюдать столкновение сразу трех потоков идей на Украине. Безусловно, его нельзя назвать стихийным — причины столкновения и его предпосылки кроются в истории украинских земель, которые в разное время принадлежали разным государствам и принимали их культуру и образ жизни.

Речь идет о глобальной идее России объяснить украинцам необходимость сотрудничества двух государств, которая основывается на общем героическом прошлом и ментальной близости. Глобальная идея Европы сводится к предложению Украине светлого будущего, которое будет основано на европейских ценностях и образе жизни. Параллельно с этими двумя подходами существует и внутренняя украинская идея, выражающаяся в желании подстраиваться под более «выгодного» в определенный период внешнего лидера для получения больших дивидендов.

Очевидно, что на сегодняшний день европейские идеи на Украине побеждают. Однако, имея в виду вековые традиции «подстраивания» образа жизни и политики страны под правила более сильного соседа, можно предположить, что ситуация способна измениться в любой момент — как только предложения России станут более выгодными и интересными украинским правящим элитам, идея евроинтеграционного курса Украины может смениться на идею «разворота на Восток».


Новости из Украины уже несколько лет занимают первые полосы ведущих мировых изданий. За одним, казалось бы, сенсационным известием, приходит другое. Не так давно появилась информация об окончательном решении украинских властей расторгнуть Большой договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. Стало известно и о возможном предоставлении автокефалии Украинской православной церкви. Разрыв Украиной всех связей с Россией продолжается уже несколько лет — с тех пор, как к власти в стране пришли проевропейские лидеры, а внешнеполитический курс Украины стал евроинтеграционным. Вопрос в том, что именно подвигло украинский народ поддержать «Евромайдан» в 2014 г. и выступить за евроинтеграцию их страны; почему сейчас страна продолжает бороться со всем «неевропейским» и рушить последние связи со своим восточным соседом?

Геополитически Украина находится на интересных сразу для нескольких глобальных и региональных игроков территориях, и лояльность со стороны ее правящих кругов интересует несколько крупных государств и объединений. Речь идет о России с одной стороны и странах ЕС и США — с другой. В последние годы внешняя политика Украины, казалось бы, поменяла курс и явно развернулась в сторону Европейского союза. Безусловно, на то были свои основания — ЕС предлагал финансовую помощь, обещал способствовать проведению реформ, но отдельную и очень важную роль в выборе Украиной внешнеполитического направления на ближайшие годы сыграли идеи, которые украинскому обществу предлагали Россия и страны Запада. Сегодня вопрос состоит в том, какие именно концепты в отношении Украины формировали ее восточные и западные соседи, почему именно западные идеи получили большее одобрение и поддержку общества, и как повлияли внутриукраинские настроения на принятие одних идей и непринятие других?

Исторический контекст

История современных украинских территорий сложилась таким образом, что можно с уверенностью говорить сегодня о разобщенности западных и восточных областей страны. Долгие столетия вхождения правобережной Украины (с XIV в. до XX в.) в состав Литвы, Речи Посполитой, Австро-Венгрии и Польши не могли не повлиять на самоопределение жителей этих районов. То же касается и областей, являвшихся частью Российской Империи. Поскольку оформление нынешних границ Украины пришлось лишь на первую половину XX в., нет ничего удивительного в том, что стране не удалось полностью перешагнуть через последствия пребывания ее частей в составе более крупных держав.

Углубляясь в исторический контекст, важно отметить, что ситуация складывалась следующим образом: в течение многих веков украинские правящие элиты лавировали между западными и восточными соседями, пытаясь получить больше выгоды то у Польши, то у России. То есть, в те моменты, когда украинские правящие элиты стремились к получению прав и привилегий польской шляхты, например, они транслировали идею о том, что Российское государство и ее правящий режим губительны для украинского народа. А тогда, когда российские власти обещали местным лидерам особое отношение и регалии, выгодно было иметь лояльное Российской империи население, поэтому в обществе распространялись идеи «обиженности» поляками.

Так, в самой Украине возникла идея ее «ущемленности» одним из ее соседей в зависимости от периода, но это возникновение было не стихийным, а вполне «рукотворным». Важно отметить, что идея корнями уходит не во взгляды и настроения народных масс, а формируется правящими элитами на протяжении всей истории украинской государственности. Прежде всего это выражается в том, что изначально украинский народ позиционировал себя как народ щедрый, оптимистичный, работящий (по произведениям украинских авторов можно судить о том, что несправедливое отношение соседей если и существовало, то точно не было критичным и не могло подорвать веру народа в лучшее). У И. Котляревского в одном из самых знаменитых его произведений «Энеида» (1798 г.) речь идет об оптимистичном, отважном, верном, честном и добром казаке [1] — пессимизм и хроническое недовольство жизнью появились несколько позже. Так, складывается впечатление, что идея того, что какой-то внешний агрессор мешает украинцам и их истязает, была искусственно сконструирована национальными элитами для того, чтобы получить поддержку народа в борьбе за лучшее «внешнее управление». Эта идея постепенно укоренилась и в литературе, однако поначалу она была связана скорее не с национальным гнетом, а социальным неравенством. Исторически сложилось так, что «неэлитные» украинцы чаще всего относились к крестьянскому сословию, занимались сельским хозяйством. Но крестьянство того времени (не имеет значения, проживало ли оно на территории Украины или современной России, Беларуси) подвергалось эксплуатации как со стороны помещиков, так и государства (панщина, барщина и закрепощение). Этот период истории Украины ярко описан в пьесе Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» (1838 г.) — «…всякий, кто выше, тот низшего гнет. Сильный бессильного давит и жмет. Бедный богатому верный слуга, корчится, гнется пред ним, как дуга» [2].

У истоков уже сформулированной идеи «Украина-жертва» стоят такие видные деятели XIX в. и члены знаменитого Кирилло-Мефодиевского братства, как Пантелеймон Кулиш и Николай Костомаров. Именно в их «Книге бытия украинского народа» (ок. 1847 г.) впервые была выдвинута мысль о том, что украинцы — единственная славянская нация, которая не приемлет угнетения одних слоев населения другими [3]. Главная цель украинского народа, по мнению составителя «Книги бытия» — жить в мире с другими славянскими народами без «панов и царей». Автор страдает из-за того, что Польша и Россия Украину разделили по Днепру и казачество ликвидировали, но уверен, что Украина однажды поднимется, панство исчезнет, а будет единая славянская держава. Идея «жертвенности» в это время имела оттенок недовольства не соседними странами, а правящими в них режимами.

Андрей Кортунов:
Утешение историей

Но поскольку создание единой славянской державы не удалось, нынешние украинские территории и украинский народ вместе с ними продолжили находиться в составе нескольких более крупных государств, а идея «жертвенности» постепенно укоренялась среди среднего и нижнего слоев населения.

Российский подход к отношениям с Украиной

Что касается российских идей, которые были предложены Украине в последнее время, то здесь ведущую роль, безусловно, играет идея «исторического родства». Украинцы и русские — единый народ, России и Украине стоит оставаться дружественными странами — вот те идеи, которыми оперируют сегодня российские политики, пытаясь объяснить и российской, и украинской аудитории необходимость мира и сотрудничества между двумя государствами. Подобные высказывания слышны и от В. Путина, который в ходе ежегодной пресс-конференции заявил, что «Наши исторические, духовные и прочие корни дают мне право говорить, что в основе своей мы один народ». С. Лавров в ходе одного из своих выступлений также выразил мысль о необходимости поддержания теплых отношений с Украиной, сказав «Мы хотим с украинцами быть друзьями».

В отсутствии идеи «будущего с Россией» Украине предлагают вновь обратить внимание на прошлое с Россией. И здесь в качестве лейтмотива выступает победа Советского Союза в 1945 г. Позиция России в этом вопросе сводится к убеждению украинского общества в том, что в Великой Отечественной войне победил единый советский народ, а это значит, что и дальше этот народ должен оставаться нераздельным и, как следствие, непобедимым. Так, например, комментируя события Великой Отечественной войны, С. Лавров нередко прибегает к идее общей победы: «Освенцим освобождала Красная Армия. Там были русские, украинцы, чеченцы, татары, грузины. Пытаться играть на каких-то националистических чувствах в этой ситуации абсолютно кощунственно и цинично».

Важно отметить, что в вопросах единства Украины с Россией нередко акцент делается и на общем языке (русском) и общей религии (православии). Но здесь тоже возникает определенная сложность — поскольку долгое время Украина не была единой, а ее территории и население были разделены между несколькими государствами, в сегодняшней Украине распространено не только православие, но и греко-католицизм в западных районах. То же касается и русского языка, практически не использующегося на территориях, принадлежавших Польше. Таким образом, идея единства России и Украины не может быть понятна и актуальна для всего украинского народа хотя бы потому, что не существует единства во многих сферах между представителями разных регионов Украины.

Со временем эта идея продолжила терять популярность на Украине. Связано это со своего рода обидой на присоединение Крыма к России и ситуацию на Донбассе. Если до 2014 г. идея «родства» двух стран была далека для жителей западных областей Украины из-за культурных и ментальных различий с представителями восточных регионов, то теперь можно наблюдать полное непринятие тезиса о единстве народов, которое связано как раз с образом России-агрессора и ситуацией на Юге и Востоке Украины.

Европейский подход к отношениям с Украиной

Европа действует несколько иначе. Западные страны и объединения тоже делают акцент на общей с Украиной истории, однако при этом уделяют больше внимания тому, что украинцы долгие годы были разлучены с их славянскими родственниками, которые теперь интегрированы в большую европейскую семью и имеют высокий уровень жизни. «У Украины, европейской страны, с Европейским союзом общая история и общие ценности», — было сказано в совместном заявлении, принятом по завершении саммита Украина-ЕС, состоявшемся в Париже 9 сентября 2008 г. и ставшем формальным приглашением Украины к возможному вступлению в ЕС после 2009 г.

Установление на Украине европейского уровня жизни и европейских идеалов — это еще один аргумент, который используют западные государства для усиления своего влияния в стране и организации ее окончательного перехода в европейскую зону влияния. Здесь речь обычно идет о том, какая жизнь наступит в Украине после ее полноценной интеграции в ЕС. «Европейский союз поддерживает Украину в обеспечении стабильного, процветающего и демократического будущего для всех ее граждан», — говорится в информационном бюллетене ЕС от 23 ноября 2016 г.

Украинская реакция на предлагаемые концепты

Важно отметить, что многие европейские идеи, которые западные страны стараются «продать» Украине, так и остаются идеями. Широкий резонанс получила перспектива установления безвизового режима с ЕС. Именно на этих идеях состоялся «Майдан» 2013 г., однако пять лет спустя уже подписанное соглашение и введенный безвизовый режим выглядят не так, как многие их себе представляли. Пребывание в одной из стран Шенгенского соглашения строго регламентировано по времени, украинцы так и не имеют права на работу в Европе, а все документы, которые раньше были необходимы для оформления визы, теперь придется везти с собой для пересечения границы.

По результатам соцопросов, проведенных в мае 2018 г., 45,9% украинцев придерживаются мнения о том, что Украина должна стремиться к евроинтеграции, при этом 8,9% опрошенных с большим интересом относятся к движению страны в сторону Таможенного союза. Стоит также обратить внимание на позиции украинских политиков по отношению к внешнеполитическому курсу страны. Традиционно любые политические деятели уделяют внимание запросу общества, чтобы максимально расширить электоральный охват. Исходя из программ парламентских партий Украины, наибольший интерес во внешней политики вызывают прозападные идеи и идеи интеграции в ЕС. Большинство партий склоняются к европейскому вектору развития страны — отмене внеблокового статуса, вступлению в ЕС и НАТО, поддержанию имиджа Украины-форпоста для защиты от российской агрессии и т.д. К их числу стоит отнести «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» и «Батькивщину». Это те самые партии, в программе которых интеграция с ЕС и НАТО является первостепенной задачей и основной целью. Однако заметна и разница в отношении к ЕС между теми партиями, которые активно выступают за евроинтеграцию Украины. Прежде всего, речь идет о мотивах стремления сделать страну членом Евросоюза. Если в программе «Блока Петра Порошенко» сказано об исторической принадлежности Украины к Европе, то в документах «Батькивщины» говорится о праве Украины стать членом ЕС, которое украинцы отстояли на Майдане. Сам же лидер страны всячески поддерживает про-европейский курс Украины и работает над тем, чтобы эта идея и дальше была ключевой для украинского общества. В ходе очередного выступления перед Верховной Радой Петр Порошенко призвал депутатов поддержать внесение изменений в Конституцию страны, которыми курс на вхождение Украины в ЕС и НАТО будет закреплен на законодательном уровне.

***

Таким образом, сегодня мы можем наблюдать столкновение сразу трех потоков идей на Украине. Безусловно, его нельзя назвать стихийным — причины столкновения и его предпосылки кроются в истории украинских земель, которые в разное время принадлежали разным государствам и принимали их культуру и образ жизни.

Сегодня же речь идет о глобальной идее России объяснить украинцам необходимость сотрудничества двух государств, которая основывается на общем героическом прошлом и ментальной близости. Глобальная идея Европы сводится к предложению Украине светлого будущего, которое будет основано на европейских ценностях и образе жизни. Параллельно с этими двумя подходами существует и внутренняя украинская идея, выражающаяся в желании подстраиваться под более «выгодного» в определенный период внешнего лидера для получения больших дивидендов.

Очевидно, что на сегодняшний день европейские идеи на Украине побеждают. Однако, имея в виду вековые традиции «подстраивания» образа жизни и политики страны под правила более сильного соседа, можно предположить, что ситуация способна измениться в любой момент — как только предложения России станут более выгодными и интересными украинским правящим элитам, идея евроинтеграционного курса Украины может смениться на идею «разворота на Восток».

1. Котляревский И.П. Энеида. Пер. с укр. И. Бражнина. изд. М.: Гослитиздат, 1953.

2. Котляревский И.П. Наталка Полтавка; Солдат-чародей. Украинская классическая комедия. изд. М.: Искусство, 1954.

3. Глизь І. І. Книга буття українського народу. Пер. с укр. И. Бражнина. изд. Киев: Наук. думка, 2007.


Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.44)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся