Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Олег Гуров

МBA, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций», эксперт РСМД

В апреле 2020 г. АНО «Центр развития деловых компетенций», Экономический клуб МГИМО «OECONOMICUS» и Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС провели серию дистанционных круглых столов с международным участием для всестороннего исследования того, какое влияние оказывает пандемия коронавируса на экономические и социальные сферы современного общества.

Ключевые выводы по итогам проведенных мероприятий:

  1. С юридической точки зрения необходимо проанализировать пропорциональность установленных ограничений, обусловленных распространением инфекции COVID-19.
  2. Отсутствие юридической базы и юридической практики, касающейся перевода работников на дистанционную форму работы, сильно осложняет ситуацию.
  3. Коронавирус сам по себе не является обстоятельством, препятствующим исполнению обязательств. Условием освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств является наличие прямой причинно-следственной связи между форс-мажорным обстоятельством и невозможностью исполнить обязательство. Судебная практика свидетельствует о крайне ограниченном применении судами доктрины форс-мажора и доктрины существенных изменений обстоятельств.
  4. Перевод на дистанционную форму обучения в целом снижает качество получаемого образования, поскольку культура онлайн обучения еще находится в стадии формировании. Преподавателям и студентам сложно ориентироваться в том количестве информации, которая им поступает.
  5. Бизнесу в большинстве случаев перестроиться под новые условия крайне сложно. Отмечается высокий риск банкротств, особенно для малого и среднего бизнеса.
  6. Крупные компании с большим штатом сотрудников рассматривают новые сегменты, подходящие для оперативного переориентирования своих сотрудников. В отраслях, имеющих непосредственное отношение к поддержке интернет-бизнеса, наблюдается недостаток квалифицированных кадров (логистика, е-коммерс, бизнес-обучение). Ценность и конкурентные преимущества человеческого общения не только сохранятся, но и преумножатся.
  7. Специалисты, способные выполнять различные смежные задачи, будут крайне востребованы на рынке труда. При этом возможности работы на удаленном доступе позволят профессионалам из разных регионов страны зарабатывать, сохраняя автономность.
  8. Целесообразен поиск новых форм развития, в частности, организация и проведение гибридных (совмещающих онлайн и офлайн) мероприятий. Прогнозируется спрос на специалистов, готовых переучиваться и подстраиваться под требования технологий.
  9. В обществе текущая ситуация воспринимается как наиболее сложная за последние 10 лет, но при этом ожидания на перспективу положительные. Присутствует надежда на улучшение ситуации по окончании самоизоляции. Более высокая клиентоориентированность бизнеса, а также развитие культуры взаимопомощи позволит преодолеть негативные последствия, вызванные кризисом.
  10. Бизнес, связанный с производством продуктов питания, продолжает функционировать. Отмечается рост домашнего потребления. Некоторые сопутствующие направления испытывают значительные проблемы, например, кейтеринг и экспорт.
  11. Компании, деятельность которых изначально строилась на удалённом формате работы, в настоящее время также занимаются оптимизацией бизнес-моделей и ищут пути сокращения издержек.
  12. В банковской сфере удалось достаточно оперативно перевести существенную часть бизнеса в удаленный режим. Это явилось положительным фактором, поскольку придало прозрачность деятельности каждого сотрудника.
  13. Важной проблемой в сложившейся ситуации является отсутствие в РФ инструментов для закрытия бизнеса и для его быстрого перезапуска с чистого листа. Разработка и внедрение подобного механизма позволит преодолеть негативные явления и создать условия для дальнейшего развития.

Успех проведенных мероприятий свидетельствует об их востребованности и многосторонней важности качественных коммуникаций в период самоизоляции. Серия дистанционных круглых столов имеет практическое знание. В настоящее время стоит задача развивать новые направления, оптимизировать расходы, искать пути для выживания и развития бизнеса. Претерпевает изменения сама система координат, и мы все формируем новую реальность. В наших руках имеются инструменты для того, чтобы создать будущее, в котором фокус будет направлен на достижение устойчивого и благополучного развития.

В апреле 2020 г. АНО «Центр развития деловых компетенций», Экономический клуб МГИМО «OECONOMICUS» и Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС провели серию дистанционных круглых столов с международным участием для всестороннего исследования того, какое влияние оказывает пандемия коронавируса на экономические и социальные сферы современного общества. Модератором проведенной серии дистанционных круглых столов выступил член Экспертного совета по управлению экономикой знаний при Комитете ГД по образованию и науке, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций, преподаватель ИОМ РАНХиГС Олег Гуров.

В данных мероприятиях приняли участие многочисленные представители научного и студенческого сообщества, специалисты и эксперты из различных деловых сфер из России, стран ЕАЭС, ЕС и Великобритании.

В условиях самоизоляции, избытка противоречивой и зачастую некачественной информации представляется очень важным объединение квалифицированных специалистов для обсуждения актуальных проблем, требующих осмысления. Сейчас формируется новая парадигма, и направление ее развития зависит от того, сумеем ли мы договориться о движении в сторону благополучного и стабильного будущего.

Первый круглый стол «Правовые нормы и защита граждан в цифровой экосистеме: вызовы пандемии» был посвящен обсуждению вызовов, стоящих перед правовой системой, гражданским обществом и бизнесом в текущих условиях, а также путей защиты и перспектив развития в сложившейся ситуации. Участники мероприятия подчеркнули важность поиска системных подходов в решении проблем, стоящих перед обществом и государством. Сегодня перспективы развития уходят на второй план по сравнению с необходимостью достижения стабильности. Риски высокого уровня безработицы, переход бизнеса в онлайн, необходимость реформирования систем здравоохранения и образования требуют активного участия всех стейкхолдеров общественных процессов в качественном обновлении системы.

Руководитель проектного направления «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева заявила о необходимости проанализировать приемлемые ограничения свободы в чрезвычайных условиях. Была отмечена необходимость установления таких критериев допустимости, как соразмерность и пропорциональность. Такие ограничения должны быть незамедлительно сняты после завершения мероприятий, направленных на сдерживание вируса. Отдельно спикер подчеркнула, что в текущих условиях важно провести различия общего и частного порядка, в частности, необходимо составить список людей с особыми потребностями, для которых должны действовать особые правила.

Координатор международных программ ЕУИ, преподаватель кафедры французского языка ЕУИ МГИМО МИД России Анастасия Макаренко отметила, что вынужденный перевод работодателями своих сотрудников на удаленный формат работы, вызывает проблему нехватки практики, в том числе юридической. Стандартные трудовые договоры, как правило, не предусматривают возможности выполнения работы дистанционно. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы предлагается расширительное толкование и применение ст. 72.2 ТК РФ (временный перевод на другую работу сроком до 1 месяца в том случае, если отсутствует согласие работника).

Старший партнер-юрист Floranius Law Office Андрей Антосиев (Эстония) выступил с докладом о влияние коронавируса на договорные отношения. Были рассмотрены правовые институты, задействованные в текущих обстоятельствах. Давая оценку пандемии с точки зрения форс-мажорных обстоятельств, спикер подчеркнул, что коронавирус сам по себе не является обстоятельством, препятствующим исполнению обязательств. Условием освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнения обязательства является наличие прямой причинно-следственной связи между форс-мажорным обстоятельством и невозможностью исполнить обязательство — например, запрет на экспорт/импорт свинины, введенный из-за начавшейся эпидемии африканской чумы свиней. Что касается валютных рисков, ухудшения финансового состояния и отсутствия денег, то суд всегда руководствуется следующим правилом — деньги должны быть всегда. Докладчик констатировал, что судебная практика свидетельствует о крайне ограниченном применении судами форс-мажора и существенных изменений обстоятельств.

Старший преподаватель ИОМ РАНХиГС Юлия Черепанова предложила рассмотреть текущую ситуацию с двух позиций. С точки зрения преподавателя было отмечено, что множество поступающих уведомлений и инструкций затрудняют возможность ориентироваться в таком объёме информации. Также спикер обратила внимание на то, что снижается качество образования, так как культура дистанционного образования еще не сложилась. С точки зрения бизнеса, спикер отметила парадокс, заключающийся в том, что компании должны оперативно перестроиться, но в нынешних условиях это практически невозможно, и высок риск банкротств, особенно для малого и среднего бизнеса.

Преподаватель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Кошкин заявил, что цифровые технологи прошли проверку — и это факт. Ранее дистанционное образование было отдельным направлением, которое рассматривалось альтернативной офлайну. Начиная с текущего момента, изменения будут проходить в явочном порядке и, в связи с этим нужен более гибкий подход, подразумевающий, что регулирование будут осуществляться не через федеральные законы, а через подзаконные акты.

Следующий дистанционный круглый стол «Влияние пандемии на развитие рынка труда» продолжил начатую ранее дискуссию. По данным Международной организации труда, под угрозой увольнения находятся при оптимистическом сценарии 5,3 млн человек, а при пессимистическом — около 25 млн человек. Качественный анализ сложившейся ситуации и перестройка всех общественных систем — насущная необходимость современности. Текущие проблемы на рынке труда являются результатом осуществляемой в мире цифровой трансформации во всех сферах жизни общества. Пандемия обострила и довела до критического состояния данную ситуацию, но не создала проблему на пустом месте. Сейчас перед нами стоит задача оперативно перестроиться и найти решения для выживания и развития. Положительным фактором является то, что Россия — один из лидеров в мире по числу пользователей Интернета и это может использоваться как возможность для поиска эффективных решений и даже конкурентных преимуществ.

Директор по персоналу Easy Group, эксперт в области HR-процессов Юлия Дёгтева рассказала, что на текущий момент около 70% персонала фактически осталось без работы. Крупные компании с большим штатом сотрудников рассматривают новые сегменты, подходящие для оперативного переориентирования своих сотрудников. В настоящий момент пользуются спросом такие виды бизнеса, как доставка товаров и работа на складах, где происходит комплектование заказов для интернет-магазинов. Эксперт отметила, что в наибольшей степени пострадали индустрия красоты и медицина, в особенности частные стоматологические и косметические клиники. В это же время в отраслях, имеющих непосредственное отношение к поддержке бизнеса в Интернете, наблюдается недостаток квалифицированных кадров. Речь идет о компаниях, занимающихся логистикой, е-коммерс, бизнес-обучением, коммуникациями. На рынке наблюдается недостаток специалистов по тестированию и SMM, а также специалистов по созданию и управлению сетевыми сообществами. По мнению эксперта, в настоящее время и в перспективе сохранится живое человеческое общение как вид деятельности, его ценность и конкурентное преимущество.

Директор по развитию Staff-UP Consulting Group Елена Лимонова рассказала, что в ближайшей перспективе будет наблюдаться высокая конкуренция как между компаниями и бизнесом, которые смогли удержаться на плаву, так и между людьми, которые будут искать себе работу. В настоящий момент в трудовой сфере наблюдается две последовательные тенденции: повсеместная автоматизация процессов и, следовательно, потеря актуальности многих трудовых функций. Эксперт подчеркнула, что в таких условиях специалисты, способные выполнять различные смежные задачи, будут крайне востребованы на рынке труда. При этом возможности работы на удаленном доступе позволят профессионалам из разных регионов страны зарабатывать, сохраняя автономность.

Генеральный директор Бизнес-отеля «Бородино» Артур Макаов выступил с докладом о влиянии пандемии на гостиничную индустрию. Было отмечено, что данная отрасль не была готова к подобному вызову, что ввело её в так называемую «медикаментозную кому». В связи со стремительно меняющейся ситуацией, целесообразен поиск новых форм развития, в частности, подразумевающие организацию и проведение гибридных, совмещающих онлайн и офлайн, мероприятий. В этом случае востребованными оказываются специалисты, способные обслуживать такие гибридные мероприятия, обеспечивая качественную организацию и онлайн-трансляцию. В связи с этим прогнозируется спрос на специалистов, готовых переучиваться и подстраиваться под требования технологий.

Третье мероприятие «Коронавирус и бизнес: кто кого?» было посвящено обсуждению предпринимательского духа, быстроты реакции бизнеса в условиях неопределенности, а также вопросам клиентоориентированности, конкурентоспособности, преимуществ и недостатков удаленной работы, взаимовыручке, поддержке малого бизнеса и др. Следует констатировать, что стремительно меняются структура спроса и предложения, поведение тех, кто принимает решения, будь то политики или предприниматели. Меняется и отношение между государством и бизнесом, наиболее актуальными становятся вопросы поддержки бизнеса со стороны государства, чтобы обеспечить выживание и возможности для развития предпринимательства в будущем.

Старший преподаватель кафедры экономической теории, научный руководитель Экономического клуба МГИМО Анна Макаренко сравнила сложившуюся ситуацию с бойцовским поединком, в котором на одной стороне ринга находятся предприниматели, общество, ученые и эксперты, а на другой — весьма коварная и агрессивная коронавирусная инфекция COVID-19. В этом бою необходимо искать новую стратегию и тактику. Меняются модели поведения потребителей, оценки и прогнозы экспертов о том, как будет развиваться бизнес и меняться разные аспекты экономической жизни. Средний и малый бизнес находятся под угрозой банкротств в текущих обстоятельствах.

Исполнительный директор, руководитель направления Healthcare региона Центральной и Восточной Европы IPSOS Марина Безуглова рассказала о том, что на основании исследований, проведенных в конце марта в России, пандемия воспринимается большинством россиян как один из составных элементов кризисной ситуации, включающей также повышение курса доллара и сложную ситуацию на нефтяном рынке. В массе текущая ситуация воспринимается как наиболее сложная за последние 10 лет, но при этом ожидания на перспективу положительные, существует надежда на улучшение ситуации по окончании действия карантинных мер и самоизоляции. Бизнес зависит от людей, от их настроения, ожиданий и надежд. В этих условиях ему следует меняться не только с точки зрения сокращения расходов и изменения операционных моделей, но и в части установления более тесных связей с клиентами, вплоть до возможности оказания взаимной поддержки. Именно взаимопомощь в текущих условиях может позволить преодолеть негативную ситуацию и стать фундаментом для выхода их кризиса.

Генеральный директор Holy Corn, выпускница МГИМО Алиса Басырова рассказала о том, что ее бизнес, связанный с производством продуктов питания, продолжает функционировать. Безусловно, некоторые сопутствующие направления испытывают значительные проблемы, например, кейтеринг и экспорт. Затруднены в условиях ограничительных мер и процессы рекрутинга, но налаженная работа с сетями увеличивает онлайн-продажи. Эксперт отметила рост домашнего потребления и обратила внимание на то, что в текущей ситуации производителю становится необходимо выстраивать более плотные отношения с клиентом и доказывать, что именно его продукт является наиболее подходящим для потребителя.

CEO и основатель Сhatfuel Артем Пташник, чей бизнес посвящен созданию платформ чат-ботов, рассказал, что изначально структура его компании была ориентирована не на иерархическую систему руководства, а на вовлечение и заинтересованность всех сотрудников в результатах работы. В настоящее время компания трансформируется в маркетинговую платформу, и вся команда участвует в формировании идей для оптимизации деятельности и сокращения издержек. С учетом того, что большая часть деятельности компании исторически осуществлялась удаленно, коронакризис не оказал существенного влияние на бизнес. Трансформация деятельности осуществляется в рабочем режиме. Из негативных явлений Артем отметил кризис доверия со стороны предпринимателей, поскольку в текущей ситуации малый бизнес оказался фактически без поддержки.

Председатель правления инвестиционного банка «Веста», директор департамента малого и среднего бизнеса МКБ Виктор Жидков рассказал о том, что в банковской сфере удалось достаточно оперативно перевести существенную часть бизнеса на удаленный режим. Это явилось положительным фактором, поскольку придало прозрачность деятельности каждого сотрудника. Относительно бизнеса в целом, его оценка оказалась более тревожной. По данным J.P. Morgan, малый бизнес, деятельность которого фактически парализована, в среднем не может выжить более 15 дней. В связи с этим, при текущей ситуации он ожидает большое количество банкротств предприятий, задействованных в различных сферах экономики. При этом снижаются возможности потребителей, ожидается рост дебиторской задолженности. По мнению эксперта, главной проблемой в ситуации коллапса в нашей стране является отсутствие инструмента для закрытия бизнеса и для его быстрого перезапуска с чистого листа. Разработка и внедрение подобного механизма позволит преодолеть негативные явления и создать условия для дальнейшего развития. Спикер предсказал появление новых подходов к оптимизации коммерческой деятельности предприятия, а также активный рост сервисных проектов, которые позволят бизнесу оперативно перезапуститься после окончания действия карантинных мер.

Ключевые выводы в результате проведенной серии круглых столов

  1. С юридической точки зрения необходимо проанализировать пропорциональность установленных ограничений, обусловленных распространением инфекции COVID-19, которые должны быть незамедлительно сняты после завершения мероприятий, направленных на сдерживание вируса.
  2. Отсутствие юридической базы и юридической практики, касающейся перевода работников на дистанционную форму работы, сильно осложняет ситуацию.
  3. Коронавирус сам по себе не является обстоятельством, препятствующим исполнению обязательств. Условием освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств является наличие прямой причинно-следственной связи между форс-мажорным обстоятельством и невозможностью исполнить обязательство. Судебная практика свидетельствует о крайне ограниченном применении судами доктрины форс-мажора и доктрины существенных изменений обстоятельств.
  4. Перевод на дистанционную форму обучения в целом снижает качество получаемого образования, поскольку культура онлайн обучения еще находится в стадии формировании. Преподавателям и студентам сложно ориентироваться в том количестве информации, которая им поступает.
  5. Бизнесу в большинстве случаев перестроиться под новые условия крайне сложно. Отмечается высокий риск банкротств, особенно для малого и среднего бизнеса.
  6. Крупные компании с большим штатом сотрудников рассматривают новые сегменты, подходящие для оперативного переориентирования своих сотрудников. В отраслях, имеющих непосредственное отношение к поддержке интернет-бизнеса, наблюдается недостаток квалифицированных кадров (логистика, е-коммерс, бизнес-обучение). Ценность и конкурентные преимущества человеческого общения не только сохранятся, но и преумножатся.
  7. Специалисты, способные выполнять различные смежные задачи, будут крайне востребованы на рынке труда. При этом возможности работы на удаленном доступе позволят профессионалам из разных регионов страны зарабатывать, сохраняя автономность.
  8. Целесообразен поиск новых форм развития, в частности, организация и проведение гибридных (совмещающих онлайн и офлайн) мероприятий. Прогнозируется спрос на специалистов, готовых переучиваться и подстраиваться под требования технологий.
  9. В обществе текущая ситуация воспринимается как наиболее сложная за последние 10 лет, но при этом ожидания на перспективу положительные. Присутствует надежда на улучшение ситуации по окончании самоизоляции. Более высокая клиентоориентированность бизнеса, а также развитие культуры взаимопомощи позволит преодолеть негативные последствия, вызванные кризисом.
  10. Бизнес, связанный с производством продуктов питания, продолжает функционировать. Отмечается рост домашнего потребления. Некоторые сопутствующие направления испытывают значительные проблемы, например, кейтеринг и экспорт.
  11. Компании, деятельность которых изначально строилась на удалённом формате работы, в настоящее время также занимаются оптимизацией бизнес-моделей и ищут пути сокращения издержек.
  12. В банковской сфере удалось достаточно оперативно перевести существенную часть бизнеса в удаленный режим. Это явилось положительным фактором, поскольку придало прозрачность деятельности каждого сотрудника.
  13. Важной проблемой в сложившейся ситуации является отсутствие в РФ инструментов для закрытия бизнеса и для его быстрого перезапуска с чистого листа. Разработка и внедрение подобного механизма позволит преодолеть негативные явления и создать условия для дальнейшего развития.

Успех проведенных мероприятий свидетельствует об их востребованности и многосторонней важности качественных коммуникаций в период самоизоляции. В первую очередь, аудитория, существенную часть которой составляли студенты РАНХиГС, МГИМО и других российских и зарубежных ВУЗов, смогла получить квалифицированную и верифицированную оценку событий, происходящих в экономике и социальной сфере; заинтересованные зрители имели возможность задать вопросы и принять участие в дискуссии. Во-вторых, проведенные мероприятия имеют социально-просветительское значение, поскольку позволили участникам и зрителям обменяться мнениями, обсудить вопросы, которые волнуют всех нас, ощутить единство и солидарность. Конечно, серия дистанционных круглых столов имеет и практическое знание: сейчас стоит задача развивать новые направления, оптимизировать расходы, искать пути для выживания и развития бизнеса. Ведь, как сказал Лао-цзы, путь в тысячу ли начинается с первого шага. В настоящее время претерпевает изменения сама система координат, и мы все формируем новую реальность. В наших руках имеются инструменты для того, чтобы создать будущее, в котором фокус будет направлен на достижение устойчивого и благополучного развития.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся