Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Андрей Казанцев

Д.полит.н., главный научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России, эксперт РСМД

С момента прихода к власти нынешнего президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в стране произошли существенные изменения, коснувшиеся прежде всего внешней политики Ташкента на региональном уровне, а также внутренней и экономической политики.

Региональная политика Ш. Мирзиёева носит чрезвычайно прагматичный характер. Она строится вокруг экономического взаимодействия и транспортной взаимосвязанности. Узбекистан не имеет выхода к морю и поэтому он может открыть для себя доступ к мировым рынкам только через развитие отношений с соседями. Кроме того, налаживание сотрудничества с ближайшими государствами позволяет обеспечить стабильность — вместе легче бороться с различными вызовами и угрозами безопасности, такими как религиозный экстремизм, терроризм, наркоторговля.

Ключевым достижением внешней политики нового руководства Узбекистана стало налаживание добрососедских отношений с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

Реформы в Узбекистане как драйвер экономического роста в Центральной Азии выгодны для России. Ташкент прилагает огромные усилия для того, чтобы развивать экономическое сотрудничество с Москвой.

Риски безопасности в регионе Центральной Азии продолжают оставаться высокими, в том числе из-за событий в соседнем Афганистане. Бороться с ними необходимо совместными усилиями. Поэтому в рамках председательства Узбекистана в СНГ были предложены программы совместных мер по борьбе с преступностью на 2019–2023 гг., а также с терроризмом и экстремизмом на 2020–2022 гг. Кроме того, Узбекистан продвигает идею активного сотрудничества правоохранительных органов стран Центральной Азии, ШОС и тюркских государств.

В целом политика мира и развития, которую проводит Ташкент, выгодна России, странам Центральной и Южной Азии. Она направлена на решение целого ряда проблем, беспокоящих все международное сообщество.

С момента прихода к власти нынешнего президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в стране произошли существенные изменения, коснувшиеся прежде всего внешней политики Ташкента на региональном уровне, а также внутренней и экономической политики.

Проанализируем то, как эти направления связаны между собой. Региональная политика Ш. Мирзиёева носит чрезвычайно прагматичный характер. Она строится вокруг экономического взаимодействия и транспортной взаимосвязанности. Узбекистан не имеет выхода к морю и поэтому он может открыть для себя доступ к мировым рынкам только через развитие отношений с соседями. Кроме того, налаживание сотрудничества с ближайшими государствами позволяет обеспечить стабильность — вместе легче бороться с различными вызовами и угрозами безопасности, такими как религиозный экстремизм, терроризм, наркоторговля.

Вышеперечисленные проблемы невозможно решить без обеспечения достойной жизни граждан, так как в Центральной Азии часто уходят в религиозно-экстремистские структуры из-за бедности. Экономические реформы в Узбекистане нацелены на повышение уровня жизни населения. Таким образом, возникает очевидная связь между внутренней и внешней политикой, а также политикой безопасности и экономическим курсом. Политику Мирзиеева можно охарактеризовать как политику мира, сотрудничества и развития как внутри страны, так и в регионе в целом.

Ключевым достижением внешней политики нового руководства Узбекистана стало налаживание добрососедских отношений с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. В период президентства Каримова накопились достаточно серьезные проблемы в отношениях практически со всеми вышеперечисленными государствами. Однако Ш. Мирзиёев практически сразу поменял вектор региональной политики. Конечно, конфликты в регионе остались — например, можно упомянуть недавние приграничные столкновения в Ферганской долине между киргизами и таджиками. Тем не менее принципиально важно, что Узбекистан как центральная страна региона с наиболее многочисленным населением никак в этих конфликтах не участвует, а, наоборот, выступает фактором стабильности. После длительного периода, характеризовавшегося паузой после распада предыдущих проектов интеграции в Центральной Азии, возобновился эффективный диалог в формате пятерки стран региона, что способствует росту экономического сотрудничества.

Реформы в Узбекистане как драйвер экономического роста в Центральной Азии весьма выгодны для России. Ташкент прилагает огромные усилия для того, чтобы развивать экономическое сотрудничество с Москвой. В Центральной Азии работает более 17 тыс. предприятий с участием российского капитала. Накопленные российские инвестиции в Центральной Азии составляют более 20 млрд долл. С 2016 по 2020 г. российские капиталовложения в Узбекистане увеличились в 2,1 раза. Растет товарооборот между странами региона и Россией — с 2016 г. он увеличился на 5 млрд долл., составив более 28 млрд долл. в 2020 г. Примерно на 20% (с 17 млрд долл. до 21 млрд долл.) вырос и объем российского экспорта в Центральную Азию. Объем импорта из стран региона в РФ достиг в 2020 г. 7 млрд долл. по сравнению с 6,2 млрд долл. в 2017 г. Усиливается интерес российских компаний к Узбекистану: на прошедшей недавно выставке «Иннопром» в Ташкенте были достигнуты договоренности о реализации 33 крупных инвестиционных проектов с участием российского капитала на общую сумму 2,2 млрд долл.

Центральная Азия традиционно открыта для взаимодействия со всеми частями Евразии, включая западную, южную и восточную ее оконечности. Поэтому позитивные сдвиги в этой части мира способны оказать положительное воздействие на глобальную ситуацию. Стабильная и предсказуемая внешняя политика Узбекистана играет важную роль в этих процессах. В частности, сегодня внимание всего мира приковано к сложной ситуации, сложившейся в Афганистане, где политика Ташкента сводится к идее мира и прогресса, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве.

На международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая прошла с 15 по 16 июля 2021 г., Ш. Мирзиёев озвучил несколько конструктивных инициатив: заключить многостороннее Соглашение об экономическом сотрудничестве стран Центральной и Южной Азии, ежегодно проводить межрегиональный форум для обсуждения актуальных проблем экономики, развития взаимных инвестиций, торговли товарами и услугами, формирования системы транспортных и энергетических коммуникаций. В частности, к инфраструктурным проектам относится строительство железной дороги «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар», которая могла бы усилить транзитный потенциал Центральной и Южной Азии. Эта идея может служить позитивной альтернативой росту взаимных обвинений и разногласий между государствами региона, что сейчас наблюдается вокруг Афганистана. Эта железная дорога восстановила бы древний торговый путь, известный как Уттарапатха, соединявший Индию с Центральной Евразией. Россия заинтересована в нормализации ситуации в Афганистане и вокруг него, поэтому данный проект отвечает и российским интересам.

Среди других усилий Ташкента по налаживанию мирного и взаимовыгодного диалога в регионе Центральной и Южной Азии можно, например упомянуть серию онлайн саммитов «Узбекистан — Индия» в декабре 2020 г. и «Узбекистан — Пакистан» в апреле 2021 г. Было подписано трехстороннее соглашение «Узбекистан — Афганистан — Пакистан» по созданию трансафганского транспортного коридора. Ш. Мирзиёев предложил представить на рассмотрение ГА ООН резолюцию о взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией как факторе стабильного и устойчивого развития.

Кроме того, Узбекистан предложил: меры по цифровой взаимосвязанности в сферах торговли, транзита товаров и пересечения границ людьми; встречу министров сельского хозяйства стран Центральной и Южной Азии для преодоления роста цен на продукты питания; совместный антинаркотический план действий; специальную экспертную встречу по вопросам борьбы с терроризмом и наркоторговлей, которая состоялась в рамках международной конференции в Ташкенте в ноябре 2021 г. Все эти проекты предлагается реализовывать при участии ООН и других международных организаций. В целом эти инициативы весьма разумны, так как отсутствие хороших транспортных связей, нехватка продовольствия и наркоторговля — это то, от чего сегодня страдает Центральная и Южная Азия.

Сайфиддин Жураев, Александр Воробьев:
Россия и Узбекистан: контуры развития сотрудничества

Под эгидой ЮНЕСКО в узбекском городе Термезе предложено провести международный форум «Историческое наследие Центральной и Южной Азии» и сформировать Молодежный совет стран этих регионов. Ташкент инициирует создание в рамках Всемирной туристической организации Программы по Центральной и Южной Азии. Она будет популяризировать вклад соответствующих народов в мировую культуру (достаточно вспомнить, что идея компьютерного алгоритма восходит к работам Аль-Хорезми, а современная медицина к исследованиям Авиценны, оба жили на территории современного Узбекистана). Разработаны идеи по развитию научного взаимодействия стран этих регионов.

Сходные идеи по сотрудничеству в Центральной и Южной Азии официальный Ташкент активно выдвигал на всех международных конференциях по Афганистану, включая «Кабульский процесс», «Московский формат», форум «Сердце Азии — Стамбульский процесс», Международную контактную группа по Афганистану. Указанные выше темы суммировались в видеообращении Мирзиёева к 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 сентября 2021 г.

Риски безопасности в регионе Центральной Азии продолжают оставаться высокими, в том числе из-за событий в соседнем Афганистане. Бороться с ними необходимо совместными усилиями. Поэтому в рамках председательства Узбекистана в СНГ были предложены программы совместных мер по борьбе с преступностью на 2019–2023 гг., а также с терроризмом и экстремизмом на 2020–2022 гг. Кроме того, Узбекистан продвигает идею активного сотрудничества правоохранительных органов стран Центральной Азии, ШОС и тюркских государств.

В целом политика мира и развития, которую проводит Ташкент, выгодна России, странам Центральной и Южной Азии. Она направлена на решение целого ряда проблем, беспокоящих все международное сообщество.


(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся