Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Эрнест Варданян

Политолог, г. Кишинев

В июне 2019 г. в Республике Молдова произошли события, изменившие внутриполитический расклад и способные оказать влияние на внешнюю политику. Благодаря созданию коалиции между Партией социалистов, выступающей за восстановление полноценного партнерства с Россией, и проевропейским блоком «Acum» («Сейчас») возникли условия для обеспечения мирного перехода власти от правившей до этого Демократической партии.

Уникальная в истории Молдовы коалиция правых и левых партий стала результатом широкого национального консенсуса, который, в свою очередь, является ответом на требование общества освободить страну от власти В. Плахотнюка. Правым и левым удалось отложить в сторону идеологические и геополитические разногласия ради выполнения трудной, но неотложной задачи по выведению страны из системного кризиса.

Но когда (если) борьба с олигархом закончится, противоречия могут снова выйти на первый план и разрушить коалицию, и это главный риск. Вместе с тем старая власть оставила «бомбы замедленного действия» — проблемы в банковской, финансовой, энергетической сферах, решение которых будет нескорым и непростым. Наконец, в госучреждениях, судах и силовых структурах осталось много ставленников прежнего режима, и они уже начали саботировать действия новой власти. Кроме того, 20 октября в Молдове пройдут всеобщие местные выборы, где нельзя исключать трений между кандидатами от коалиции.

В совокупности эти риски преодолимы, поэтому от власти требуется, прежде всего, выдержка, дальновидность и ориентированность на результат, а не на публичный эффект. Сейчас население Молдовы требует жестких и решительных мер, ведь В. Плахотнюк еще силен, хоть и в бегах, а другого шанса у страны уже не будет. Если же существующая возможность будет реализована, для страны откроются хорошие внутренние и внешние перспективы.


В июне 2019 г. в Республике Молдова произошли события, изменившие внутриполитический расклад и способные оказать влияние на внешнюю политику. Благодаря созданию коалиции между Партией социалистов, выступающей за восстановление полноценного партнерства с Россией, и проевропейским блоком «Acum» («Сейчас») возникли условия для обеспечения мирного перехода власти от правившей до этого Демократической партии. Ее возглавляет олигарх с сомнительной репутацией Владимир Плахотнюк, который считается самым богатым человеком в Молдове и до последних событий назывался ее теневым руководителем. С его именем связывают ухудшение отношений Молдовы с Россией и западными партнерами, деградацию демократических институтов, установление политического контроля над судебной и силовой системами, беспрецедентный рост коррупции, а также самый крупный скандал уходящего десятилетия — кражу 1 млрд долл. из банковской системы. На парламентских выборах в 2019 г. Демократическая партия заняла второе место, но не могла самостоятельно сформировать правительство и рассчитывала создать коалицию с одной из двух указанных политических сил. Однако резко негативный имидж В. Плахотнюка и ДПМ в стране и за ее пределами послужил причиной отказа Партии социалистов и блока «Acum» от сотрудничества с ДПМ. В результате в стране произошла мирная смена власти.

От «истории успеха» к захваченному государству

Во втором десятилетии XXI в. Молдова демонстрировала хорошие результаты в процессе европейской интеграции, популярность которой как основной внешнеполитической идеи перешла и во внутреннюю повестку, отчего многие партии и движения стали декларировать курс на Европу как основу политической платформы. В 2009 г. к власти пришел «Альянс за европейскую интеграцию», который сделал эту идею, по сути, безальтернативной. Однако наличие нескольких партий в коалиции вызвало столкновение различных корпоративных интересов. К власти пришли люди, имевшие противоречивую репутацию, что в числе прочего и привело к полному провалу молдавской власти к концу 2010-х гг. Владимир Плахотнюк, как правило, упоминается чаще других. Различные скандалы и правительственные кризисы привели к усилению влияния олигарха во второй половине 2010-х гг.

Этому в немалой степени благоприятствовала и конфронтация между Россией и Западом на фоне событий вокруг Крыма и Донбасса. Очередные парламентские выборы 30 ноября 2014 г. отметились педалированием антироссийской риторики и активной «эксплуатацией» конфронтации. Их итогом стало создание очередной проевропейской коалиции, а ее основным «мотором» стала Демократическая партия во главе с В. Плахотнюком.

Противоречия в коалиции сохранились, коррупция побила все рекорды, и даже западные партнеры Молдовы, до тех пор лояльно относившиеся к своим протеже в Кишиневе, стали выражать недовольство. Так, генсек Совета Европы Торбьёрн Ягланд опубликовал критическую статью в The New York Times. Жесткой критике власти Молдовы подверг и Европейский союз. В январе–феврале 2015 г. появилась информация о беспрецедентном преступлении против молдавского государства: в 2013–2014 гг. из резервов Национального банка Молдовы была выведена и затем таинственно исчезла сумма в 13,5 млрд молдавских леев (по курсу ноября 2014 г. — около 1 млрд долл.). Это огромные для Молдовы деньги, примерно 1/7 ВВП.

Поскольку возникли разумные основания считать власть причастной к хищению денег, скандал ухудшил рейтинг правящей коалиции, антирейтинги ДПМ и В. Плахотнюка достигли отметки 80–90%, а 70–80% респондентов поддержали мнение о том, что страна идет в неверном направлении. В апреле 2015 г. популярность европейской интеграции опустилась ниже 40% — абсолютный антирекорд за всё время исследований. В 2015 г. правительственный кризис стал хроническим, приведя к отставке двух премьер-министров, причем один из них находился на посту менее 100 дней. На этом фоне и в связи с отсутствием должного расследования кражи миллиарда усилилась оппозиция слева и справа. Осенью 2015 г. начались акции протеста проевропейской Платформы «Достоинство и правда», которую возглавил оппонент В. Плахотнюка, адвокат Андрей Нэстасе. В конце года к «Платформе» присоединились два левых формирования: Партия социалистов и «Наша партия». Массовые митинги зимой 2015-2016 гг. усилились, когда Демократическая партия выдвинула В. Плахотнюка кандидатом в премьер-министры.

Из-за отказа на тот момент президента Николая Тимофти назначить В. Плахотнюка демократы выдвинули другую кандидатуру — Павла Филиппа, одного из соратников олигарха. 20 января 2016 г. у стен парламента состоялся многотысячный митинг — протестующие пытались помешать заседанию, в ходе которого должно было состояться голосование за П. Филиппа.

Однако еще 18 января помощник госсекретаря США по Европе и Евразии Виктория Нуланд, находившаяся с визитом в Бухаресте, поддержала «проевропейское» правительство Демократической партии, что не соответствовало ожиданиям проевропейского оппозиционного лагеря Молдовы и Европейского союза. В Молдове было узаконено олигархическое однопартийное правительство ДПМ под контролем В. Плахотнюка. Оно стало «нерукопожатным» в ЕС, и лишь в США олигарху удалось добиться встреч на высоком уровне — в частности, с той же Викторией Нуланд.

С 2016 г. правительство П. Филиппа (де-факто В. Плахотнюка) стало последовательно торпедировать двусторонние отношения с Российской Федерацией. Так, в марте 2018 г. Молдова присоединилась к санкциям Великобритании по делу Скрипалей и выслала сразу четырех российских дипломатов — больше, чем некоторые страны ЕС. В ноябре 2016 г. президентом Молдовы стал Игорь Додон, который выступает за восстановление партнерства с Россией. Но политика Кишинева в целом осталась подчеркнуто антироссийской, отчасти антиевропейской и однозначно проамериканской.

Попытки президента помешать некоторым наиболее радикальным антироссийским шагам привели к невиданному в политико-правовой практике случаю: Конституционный Суд Молдовы несколько раз отстранял президента от должности «на пять минут» и наделял председателя парламента от ДПМ Андриана Канду полномочиями главы государства для подписания нужного В. Плахотнюку указа или утверждения решения парламента. Конституционный суд Молдовы превратился в главный инструмент олигархического контроля, в его состав вошли родственники В. Плахотнюка или лояльные ему люди.

Стоит отдельно упомянуть избирательную реформу 2017 г., когда Партия социалистов поддержала инициативу ДПМ, и пропорциональная система была заменена смешанной: 50 депутатов по партийным спискам и 51 депутат по одномандатным округам. Реформа вызвала серьезную критику со стороны внешних партнеров Молдовы, прежде всего Совета Европы и Венецианской комиссии, вопреки рекомендациям которой это и было сделано.

К парламентским выборам 2019 г. Молдова подошла в состоянии захваченного государства, когда судебная, силовая, финансовая, почти вся медийная система и значительная часть местной администрации оказались в руках Демократической партии и В. Плахотнюка. По распространенному в обществе мнению, олигарх рассчитывал «закрыть гештальт» 2016 г. и стать премьер-министром по итогам новых парламентских выборов, опираясь на лояльное большинство.

Общество требует борьбы с В. Плахотнюком

24 февраля 2019 г. прошли очередные выборы в парламент Республики Молдова, впервые по смешанной системе. Партия социалистов получила 35 мандатов: 18 — по партийному списку и 17 — по одномандатным округам. Демократическая партия — 30 мандатов: 13 и 17 соответственно. Блок «Acum» («Сейчас»), состоящий из двух правых партий Андрея Нэстасе и Майи Санду, — 26 мандатов: 14 и 12 соответственно. Партия «Шор» — партия Илана Шора, супруга певицы Жасмин, считающегося одним из бенефициаров кражи миллиарда, — получила семь мест: пять по спискам и два по округам. Еще три места в округах получили независимые кандидаты, один из которых считается бенефициаром банковской аферы.

Члены партии «Шор» и независимые депутаты воспринимаются как близкие к В. Плахотнюку люди, поэтому у ДПМ де-факто не 30, а 40 мандатов. Подтверждением служит то, что в апреле три независимых депутата обратились в Конституционный суд, подконтрольный В. Плахотнюку, с запросом о возврате к пропорциональной избирательной системе. Суд предсказуемо решил, что проведение досрочных выборов (если бы до них дошло) возможно только по смешанной системе. Это решение выгодно В. Плахотнюку, и «своевременное» обращение трех депутатов полностью развеяло сомнения в их ангажированности.

Итоговый расклад в парламенте получился неустойчивым: де-факто 40 мест у В. Плахотнюка, 35 — у социалистов, лояльных президенту И. Додону, и 26 мест у правого блока. Ни одна политическая сила не могла самостоятельно сформировать правительство (нужен минимум 51 депутат из 101). В то же время между этими силами не было доверия, что значительно усложняло проведение переговоров.

Вместе с тем в обществе после выборов стали раздаваться призывы к созданию антиолигархического альянса ПСРМ и «Acum». Трезво оценивая ситуацию, сторонники такого пути предлагали создать хотя бы временную «ситуативную» коалицию, чтобы очистить государственные институты, в первую очередь судебную и силовую системы, от В. Плахотнюка и его ставленников, и затем пойти на досрочные выборы. В пользу такого сценария говорило и то обстоятельство, что ПСРМ и правый блок в сумме имеют 61 место в парламенте, за них проголосовали почти две трети населения, что сделало их альянс легитимным.

В конце марта, после учредительного заседания нового парламента, президент Игорь Додон предложил лидерам трех из четырех парламентских партий — ПСРМ, ДПМ и блока «Acum» — провести консультации на предмет формирования коалиции. Партия «Шор» не получила приглашения из-за связи с делом о краже миллиарда.

Встречи в формате ПСРМ+ДПМ и ПСРМ+«Acum» при посредничестве президента ни к чему не привели. При этом правый блок отказался вести переговоры с В. Плахотнюком. К началу лета ситуация зашла в тупик, а отведенный Конституцией срок для создания парламентского большинства истекал, хотя в Основном законе есть пункты, допускающие расширительное или двойное толкование. В частности, ст. 85 ч. 1 гласит: «В случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов Президент Республики Молдова после консультаций с парламентскими фракциями вправе распустить Парламент». Во-первых, не уточняется, с какого дня ведется отсчет трех месяцев — с момента утверждения итогов выборов (9 марта 2019 г.) или первого заседания парламента (21 марта). Во-вторых, говорится о трех месяцах, а не о 90 днях. В-третьих, указано, что президент вправе, но не обязан распускать парламент.

Именно эти два пункта стали триггером кризиса, и именно для их толкования И. Додон в конце мая обратился в Конституционный суд. Ожидалось, что инстанция подтвердит позицию, выраженную в одном из решений в 2015 г., когда говорилось о трех календарных месяцах, а не 90 днях. Однако суд, подконтрольный В. Плахотнюку, постановил, что за точку отсчета следует принимать 9 марта, срок — 90 дней, а не три месяца, и президент обязан, а не вправе распускать парламент. Решение было обнародовано 7 июня, и в полночь 8 июня срок в 90 дней истекал, то есть суд оставил на переговоры считанные часы. Но вечером 7 июня социалисты и правый блок неожиданно достигли согласия по формированию парламентского большинства и правительства.

Несколькими днями ранее, 3 июня, в Кишинев прибыли три высокопоставленных гостя. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак, европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан и глава Бюро по делам Европы и Евразии Госдепартамента США Брэдли Фреден независимо друг от друга провели встречи поочередно с президентом Игорем Додоном и руководителями ПСРМ, ДПМ и блока «Acum».

Д. Козак выступил на совместном с И. Додоном брифинге и заявил, что лучший выход из положения — временная коалиция ПСРМ и правых для освобождения институтов государства от олигархического контроля и дальнейшее проведение досрочных выборов в условиях свободного государства. Т.е. Д. Козак почти слово в слово повторил то, чего требовало молдавское общество. В свою очередь, Й. Хан в непубличной беседе поддержал усилия левой и правой оппозиции по борьбе с олигархом, а вот представитель Госдепа, как говорят мои источники, выступил за досрочные выборы, что было выгодно Плахотнюку. Однако позднее США поддержали новую коалицию.

7–8 июня социалисты и блок «Acum» достигли консенсуса и подписали временное коалиционное соглашение. Председатель ПСРМ Зинаида Гречаный была избрана спикером парламента. Сопредседатель правого блока и бывшая соперница Игоря Додона на президентских выборах 2016 г. Майя Санду стала премьер-министром. Андрей Нэстасе был назначен вице-премьером, министром внутренних дел. Одним из первых шагов новой власти стала декларация о захваченном государстве. Тем не менее, старый режим в лице ДПМ и В. Плахотнюка не собирался уступать. Конституционный суд, остававшийся под контролем олигарха, принял несколько решений, объявив коалицию незаконной, как и все ее назначения. Кроме того, КС вновь отстранил И. Додона от должности, отменил его указы, назначил Павла Филиппа исполняющим обязанности президента, чтобы тот подписал указ о роспуске парламента и назначении досрочных выборов.

Возникло двоевластие. Выход виделся во внешней поддержке, и партнеры Молдовы в лице Российской Федерации, Еврокомиссии и ведущих европейских стран сразу признали новую власть. США ответили чуть более уклончиво, заявив о необходимости уважения воли избирателей, выраженной на выборах 24 февраля. Но фактически это тоже была поддержка новой коалиции. Самой противоречивой была позиция Румынии. Президент Клаус Йоханнис признал правительство Майи Санду, однако министр иностранных дел Теодор Мелешкану поддержал кабинет Павла Филиппа. На следующий день правительство Румынии во главе с Виорикой Дэнчилэ и Министерство иностранных дел все же поддержали Майю Санду, дезавуировав слова Т. Мелешкану.

Развязка наступила 14 июня, когда посол США прибыл в штаб ДПМ и убедил В. Плахотнюка мирно уступить власть. В тот же день В. Плахотнюк и И. Шор бежали из Молдовы. Двоевластие закончилось, а «контрольным выстрелом» по режиму ДПМ стало решение Венецианской комиссии, которая назвала незаконными решения Конституционного суда, начиная с 7 июня, а также «временные отстранения» президента от должности. Позже КС отменил эти свои решения.

Риски для новой власти

Уникальная в истории Молдовы коалиция правых и левых партий стала результатом широкого национального консенсуса, который, в свою очередь, является ответом на требование общества освободить страну от власти В. Плахотнюка. Правым и левым удалось отложить в сторону идеологические и геополитические разногласия ради выполнения трудной, но неотложной задачи по выведению страны из системного кризиса.

Но когда (если) борьба с олигархом закончится, противоречия могут снова выйти на первый план и разрушить коалицию, и это главный риск. Вместе с тем старая власть оставила «бомбы замедленного действия» — проблемы в банковской, финансовой, энергетической сферах, решение которых будет нескорым и непростым. Наконец, в госучреждениях, судах и силовых структурах осталось много ставленников прежнего режима, и они уже начали саботировать действия новой власти. Кроме того, 20 октября в Молдове пройдут всеобщие местные выборы, где нельзя исключать трений между кандидатами от коалиции.

В совокупности эти риски преодолимы, поэтому от власти требуется, прежде всего, выдержка, дальновидность и ориентированность на результат, а не на публичный эффект. Сейчас население Молдовы требует жестких решительных мер, ведь В. Плахотнюк еще силен, хоть и в бегах, а другого шанса у страны уже не будет. Если же существующая возможность будет реализована, для страны откроются хорошие внутренние и внешние перспективы.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся