Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Антон Чаблин

К. полит. н., руководитель аналитического центра «Акценты»

В феврале вице-премьеры России, Армении, Азербайджана и России Алексей Оверчук, Мгер Григорян и Шахин Мустафаев проведут трехстороннюю встречу, посвященную деталям разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Принципиальное решение о разблокировке было принято в ходе переговоров Владимира Путина, Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, прошедших 11 января в Москве.

Речь идёт о Нахичеванской железной дороге, которая еще в советское время связывала станцию Масис, расположенную близ Еревана, азербайджанский город Нахичевань (столица Нахичеванской автономной республики) и Баку. Используются также термины «Нахичеванский коридор» и «Мегринский коридор» (по названию Мегринского района Армении, по территории которого проходит дорога).

Создание полноценного «Нахичеванского коридора», который в перспективе может быть интегрирован в международный транспортный коридор «Север — Юг» и «Новый шелковый путь», даст стимул быстрому развитию азербайджанской автономии. Поэтому интерес к ее экономической судьбе уже проявляют региональные игроки.

В феврале вице-премьеры России, Армении, Азербайджана и России Алексей Оверчук, Мгер Григорян и Шахин Мустафаев проведут трехстороннюю встречу, посвященную деталям разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Принципиальное решение о разблокировке было принято в ходе переговоров Владимира Путина, Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, прошедших 11 января в Москве.

Речь идёт о Нахичеванской железной дороге, которая еще в советское время связывала станцию Масис, расположенную близ Еревана, азербайджанский город Нахичевань (столица Нахичеванской автономной республики) и Баку. Используются также термины «Нахичеванский коридор» и «Мегринский коридор» (по названию Мегринского района Армении, по территории которого проходит дорога).

В советское время по этому маршруту осуществлялись значительные региональные и международные перевозки между Арменией, Азербайджаном, Россией, а также Ираном и Турцией. Однако после окончания армяно-азербайджанской войны в 1993 г. движение по маршруту было полностью прекращено.

Фактически, для Армении это означало введение сухопутной блокады, поскольку Нахичеванская железная дорога была единственной сухопутной транспортной коммуникацией России и Армении.

В частичной блокаде также фактически оказалась и Нахичеванская автономная республика — не имеющий выхода к морю эксклав Азербайджана. После прекращения движения по Нахичеванской дороге сухопутное сообщение автономии с другими регионами Азербайджана осуществляется либо через территорию Ирана на юге, либо через территорию Турции на западе.

Таким образом, решение о возобновлении движения по Нахичеванской железной дороге позволит преодолеть региональную блокаду и благотворно скажется на всех государствах региона, создав для них стимулы к дальнейшему развитию.

Армянские грузы смогут напрямую доставляться в Россию (а это крупнейший импортер товаров из Армении) железной дорогой через территорию Азербайджана, а затем — Дагестана. В более широком смысле это гарантирует прямой доступ Армении к единому рынку Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Кроме того, через Армения также может получить железнодорожное сообщение с Ираном. Ранее уже озвучивались планы строительства новой ветки до иранского города Маранд через Мегринский район Армении, которая могла бы стать частью международного транспортного коридора «Север – Юг».

Интерес к проекту еще в 2013 г. проявляла инвестиционная компания «Rasia FZE» из ОАЭ, а в армянском Мегри в 2017 г. была даже запущена свободная экономическая зона, призванная стимулировать трансграничную торговлю. Однако, несмотря на эти шаги, проект был заморожен из-за высоких затрат. Теперь же он снова обретает черты реалистичности.

Перезапуск «Нахичеванского коридора» выгоден и России, которая получит альтернативный сухопутный маршрут к рынкам Ближнего Востока. В первую очередь, к Турции, с которой товарооборот России стабильно растет. Министр иностранных дел Сергей Лавров уже ясно дал понять, что Москва будет продолжать развивать прямые армяно-азербайджанские транспортные связи. Отметим, что армянские железные дороги с 2008 г. находятся под контролем РЖД, а сам «Нахичеванский коридор», согласно трехстороннему соглашению, будут охранять именно российские пограничники.

В перспективе появится возможность прямой коммуникации Турции и Азербайджана, которые уже объявили о строительстве продолжения Нахичеванской железной дороги до турецкого города Ыгдыр протяженностью 230 км. Сумма инвестиций оценивается в 270 млн долл.

Сегодня действует железная дорога «Баку – Тбилиси – Карс», которая соединяет два государства через территорию Грузии, однако Нахичеванская дорога будет примерно на 340 км короче. Сокращение расстояния для транспортировки грузов и пассажиров позволит снизить транспортные расходы, ускорить двустороннюю торговлю и увеличить туристический поток.

Новая дорога «Нахичевань — Ыгдыр — Карс» будет соединена с железнодорожной линией, которая продолжается в Иран, Афганистан, Пакистан. Таким образом, через Нахичевань Турция получит прямой выход к Каспийскому морю, а также к тюркскому миру в Центральной Азии.

Создание полноценного «Нахичеванского коридора», который в перспективе может быть интегрирован в международный транспортный коридор «Север — Юг» и «Новый шелковый путь», даст стимул быстрому развитию азербайджанской автономии. Поэтому интерес к ее экономической судьбе уже проявляют региональные игроки.

Так, Турция планирует проложить новый газопровод между Ыгдыром и Нахичеванем, который ранее обеспечивался газом за счет Ирана. В то же время Иран готов возобновить строительство на ирано-азербайджанской границе, на реке Аракс, плотины Ходаафарин и двух гидроэлектростанций — Ордубадской и Маразадской.

Конкуренция Ирана и Турции за Нахичевань, вероятно, будет лишь обостряться. Ранее на протяжении почти трех декад (с момента блокирования Нахичеванской железной дороги в 1993 г.) логистика азербайджанской автономии осуществлялась преимущественно через иранскую территорию. Теперь же, с появлением новых дорог и газопровода, Иран понесет в регионе не только экономические, но и геополитические потери.

Своеобразной компенсацией для Ирана может стать новая дорога «Решт – Астара», которая также должна стать частью коридора «Север — Юг». Строительство дороги уже прокредитовано для Ирана официальным Баку в размере 500 млн долл.

Помимо Ирана пострадавшей стороной может оказаться и Грузия, которая сейчас играет на Южном Кавказе роль транзитного хаба. Ведь армянские грузы, следующие в Россию, сейчас проходят именно по территории Грузии. Однако появление альтернативной дороги через Азербайджан и Дагестан резко снизит значимость Военно-Грузинской дороги.

Слабые надежды официального Тбилиси на то, что дорога «Баку — Тбилиси — Карс» должна развиваться как альтернатива «Нахичеванского коридора», очевидно, не оправдаются. И не только по экономическим причинам, но и по геополитическим. Ведь изначально Россия пыталась снизить значимость Грузии в проекте дороги «Баку — Тбилиси — Карс». Заключив соглашение с Баку и Анкарой о перевозке грузов в Турцию с использованием этой дороги, Москва сразу предложила построить дополнительную станцию на турецкой территории взамен грузинской.

Теперь же Нахичеванский коридор в случае его развития в сторону Ыгдыра делает фактически ничтожной транзитную функцию Грузии в регионе. Впрочем, отчасти это ударит и по самой России. Последние годы власти Северной Осетии, через которую и идет армянский и грузинский грузопоток, развивали ряд проектов, нацеленных на увеличение транзитной роли Военно-Грузинской дороги — расширение КПП «Верхний Ларс», создание отделения посольства Армении во Владикавказе. Кроме того, во Владикавказе будет построена новая объездная дорога, призванная разгрузить город от транзитных грузовиков, следующих к российско-грузинской границе. Перезапуск «Нахичеванского коридора» может поставить под вопрос необходимость всех этих инфраструктурных проектов.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся