Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Константин Курылев

Д.и.н., доцент, профессор каф. теории и истории международных отношений РУДН, директор Центра исследований постсоветских стран

На сегодняшний день А. Саркисян является одной из немногих политических фигур, в отношении которых в армянском обществе наблюдается низкий уровень антипатии — работу президента одобрили 85,3% респондентов, а негативно оценили только 10,3%. Это обстоятельство представляется чрезвычайно важным, учитывая, что на должность президента А. Саркисян был выдвинут бывшим главой государства С. Саргсяном, чья партия, команда и он сам были основными объектами претензий со стороны оппозиции. Возможно, именно дистанцирование от всех центров силы позволило А. Саркисяну не только избежать имиджевых потерь, но и приобрести кредит доверия у населения. В условиях сохранения президентом равноудаленных и в то же время равноприближенных отношений со всеми фигурами на армянской политической сцене периодически звучит критика со стороны представителей различных лагерей в его адрес. Президент не готов следовать линии, которую диктуют лидеры различных политических сил.

Если дистанцироваться от внутриполитических процессов, которые зачастую сопровождаются конфликтами между различными ветвями власти, бизнес-группами и кланами, то с уверенностью можно сказать, что на внешнеполитическом треке расширение полномочий президента способно сыграть положительную роль для Армении. Уровень позиционирования А. Саркисяна на международной арене довольно высок, он имеет широкую сеть личных связей и деловых контактов как с ведущими политическими деятелями, так и с международным бизнес-сообществом. Он является приемлемой фигурой для зарубежных партнеров Армении как на Востоке, так и на Западе.


В 2013 г. в Армении стартовал процесс реформирования конституции. Указом президента была создана специальная комиссия «по конституционным преобразованиям», которая должна была подготовить изменения в Основной закон. Среди причин начала реформ действующие власти называли стремление к демократизации политической жизни, которую предполагалось осуществить с переходом к парламентской форме государственного устройства. Проект новой конституции предполагал ограничение полномочий президента страны, за которым сохранялись в основном представительские функции. А избрание на этот пост предполагалось осуществлять уже не через всеобщее прямое голосование населения, а парламентом республики из числа беспартийных кандидатов. Высшим органом исполнительной власти, таким образом, должно было стать правительство, формируемое премьер-министром и несущее ответственность перед парламентом. В компетенцию правительства переходят функции выработки и осуществления внутренней и внешней политики.

6 декабря 2015 г. в Армении состоялся референдум, в ходе которого 63% избирателей проголосовали за внесение изменений в конституцию. Некоторые поправки к конституции обрели законную силу в марте 2018 г., таким образом, переход от полупрезидентской формы правления к парламентской вступил в завершающую стадию. Впервые в истории страны нового президента должен был выбирать не народ, а парламент.

2 марта 2018 г. был выбран новый президент; им стал Армен Саркисян, в поддержку которого выступили 90 депутатов из 101 присутствовавших. Еще в советское время А. Саркисян работал за границей, занимался наукой в ведущих университетах и научных центрах Великобритании, Германии, США, Греции. По всей видимости, в этот период он установил хорошие отношения с диаспорой и международным научным сообществом, что позволило ему в будущем продолжить карьеру на дипломатическом поприще. Позднее в разные годы он работал старшим послом Армении в Европе, послом Армении в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ватикане, Великобритании, главой миссии Армении при ЕС. Умение налаживать контакты и наличие международных связей сыграли в пользу кандидатуры А. Саркисяна при выдвижении его на пост президента и позволили заручиться поддержкой не только депутатов правящей Республиканской партии Армении (РПА) и ее союзников — партии «Дашнакцутюн», но и большинства оппозиционеров.

Политическая обстановка в Армении стала обостряться в конце марта 2018 г., когда занимавший с 2008 г. пост президента страны Серж Саргсян решил сохранить власть в республике, но уже в качестве премьер-министра. 17 апреля 2018 г. парламент утвердил его кандидатуру на этот пост. Это спровоцировало масштабные антиправительственные акции протеста и положило начало так называемой бархатной революции, которая привела к отставке С. Саргсяна и утверждению главой правительства лидера протестного движения Никола Пашиняна.

Революционные события привели к кардинальному изменению политического ландшафта Армении, появлению новых политических сил. Многие из них еще не имеют широкой узнаваемости и пока не пользуются значительной поддержкой населения. В отношении биографии, компетенций и предпринимаемых шагов некоторых «новых» политических деятелей, занявших высокие посты в государственном аппарате страны в результате политического кризиса, в обществе имеются диаметрально противоположные оценки. Как отметила депутат Национального собрания Армении Наира Зограбян, «менталитету граждан свойственно понимание того, что от личности политика очень многое зависит и личность многое решает в Армении». В условиях состоявшегося транзита власти возрастает роль лидеров, которые пользуется доверием у большинства политических сил. К их числу, безусловно, можно отнести и фигуру президента республики Армена Саркисяна, который, не являясь продуктом бархатной революции, сыграл важную роль в предотвращении ее силового сценария, оказав посреднические услуги в ходе переговоров С. Саргсяна с Н. Пашиняном и проводя телефонные консультации с президентом России В. Путиным.

На сегодняшний день А. Саркисян является одной из немногих политических фигур, в отношении которых в армянском обществе наблюдается низкий уровень антипатии. По данным соцопроса «Gallup International», проводившегося в период с 30 апреля по 9 мая 2019 г., работу президента одобрили 85,3% респондентов, а негативно оценили только 10,3%. Это обстоятельство представляется чрезвычайно важным, учитывая, что на должность президента А. Саркисян был выдвинут бывшим главой государства С. Саргсяном, чья партия, команда и он сам были основными объектами претензий со стороны оппозиции. Возможно, именно дистанцирование от всех центров силы позволило А. Саркисяну не только избежать имиджевых потерь, но и приобрести кредит доверия у населения. В условиях сохранения президентом равноудаленных и в то же время равноприближенных отношений со всеми фигурами на армянской политической сцене периодически звучит критика со стороны представителей различных лагерей в его адрес. Президент не готов следовать линии, которую диктуют лидеры различных политических сил. В интервью ТАСС 9 апреля 2018 г. А. Саркисян заявил: «…сообща нам удастся решить острые проблемы, стоящие перед нашим обществом, поскольку лишь сплоченное солидарное общество способно эффективно реагировать на вызовы времени». Эти слова свидетельствуют о том, что президент позиционирует себя как гаранта Конституции и арбитра внутриполитической ситуации, призванного предотвращать возникновение острых конфликтов.

Однако теоретически существует возможность создания в перспективе президентом Армении собственной политической силы. Данный сценарий подкрепляется тем, что функции президента значительно ограничены новой Конституцией. Создание же собственной политической силы может позволить президенту решить ряд важных задач. Во-первых, создать противовес поступающей в его адрес критике от оппонентов, которая формирует общественное мнение. Во-вторых, при содействии собственного лагеря А. Саркисян сможет ретранслировать свою повестку, тем самым расширив инструментарий, ограниченный Конституцией. В-третьих, это позволит создать новый канал для диалога, который сможет сыграть важную роль для налаживания связей между различными политическими силами Армении.

Данный сценарий утратит актуальность в двух случаях: если будут внесены конституционные изменения, направленные на расширение полномочий президента страны, и если президент примет решение уйти из политики.

Говоря об изменениях в конституцию, стоит отметить, что она была ключевым объектом критики оппозиции, совершившей бархатную революцию. При переходе с президентской формы правления на парламентскую бывшие власти наделили премьер-министра чересчур широкими полномочиями. Этот пост С. Саргсян готовил для себя, чтобы сохранить власть по истечении допустимого срока пребывания на должности президента. Именно решение о выдвижении его кандидатуры на пост премьер-министра послужило поводом к началу бархатной революции. Таким образом, если новые власти, которых не устраивала конституция, все же решатся ее изменить, то полномочия премьер-министра будут ограничены, а функционал парламента и президента — наоборот, расширен.

Что касается перспективы ухода А. Саркисяна из политики, то на сегодняшний день это маловероятный сценарий. Можно обозначить две основных причины. Во-первых, существует необходимость продвинуться в решении проблем, актуальных для армянского общества, о которых президент говорил в начале своего срока. Во время обращения к гражданам страны 23 апреля 2018 г. он заявлял, что в стране много проблем, которые привели к народному движению. Отсутствие веры в будущее, социальные трудности, чувство неудовлетворенности являются существенными проблемами для граждан. Президент обозначил, что происходящие в Армении изменения — это исторический момент для страны, «пора создать новую Армению». Логичным представляется, что пребывание на посту президента — это хорошая возможность вносить личный вклад в осуществление давно назревших реформ. Во-вторых, имеет место чувство незавершенности своей «миссии» как лидера страны. Еще в 2011 г. в интервью ИА «Regnum» А. Саркисян говорил о том, что «Армения — маленькая страна, но глобальная нация». Этот тезис подразумевает, что для развития человеческого капитала и модернизации страны необходимо активно привлекать диаспору и высококвалифицированных специалистов со всего мира. В развитие этих идей 7-9 июня 2019 г. на территории Армении состоялась международная конференция «Armenian Summit of Minds», которая впервые за всю историю проходила не во французском городе Шамони. Форум объединил достигших успеха в своих сферах деятельности профессионалов, которые обсуждали геополитические процессы, тенденции развития высоких технологий, искусственного интеллекта, перспективы 4-й индустриальной революции, предпринимательства и инноваций, инвестиционные возможности Армении.

Если дистанцироваться от внутриполитических процессов, которые зачастую сопровождаются конфликтами между различными ветвями власти, бизнес-группами и кланами, то с уверенностью можно сказать, что на внешнеполитическом треке расширение полномочий президента способно сыграть положительную роль для Армении. Уровень позиционирования А. Саркисяна на международной арене довольно высок, он имеет широкую сеть личных связей и деловых контактов как с ведущими политическими деятелями, так и с международным бизнес-сообществом. Он является приемлемой фигурой для зарубежных партнеров Армении как на Востоке, так и на Западе.

Список источников и литературы

1. Королева или серый кардинал: почему в Армении не хотят чрезмерно «пиарить» президента // Sputnik Армения, 17.10.2018. Режим доступа: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20181017/15151236/koroleva-ili-seryj-kardinal-pochemu-v-armenii-ne-hotyat-chrezmerno-piarit-prezidenta.html

2. Внешняя политика стран СНГ / Под ред. Д.А. Дегтерева, К.П. Курылева. М.: Аспект Пресс, 2019.

3. Маркедонов С.М. Армения: нет у революции конца? // Российский совет по международным делам, 28.05.2019. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/armeniya-net-u-revolyutsii-kontsa/?fbclid=IwAR1apGjFBcJD7FCI8Ck7cGXxHio8NXXbjbH-I-SVGJI3P70QXokHdwQHpcw

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся