Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 2.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Евгений Коренев

К.и.н., доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского,автор телеграм-канала "Gеополитика и Mеждународные Oтношения"

В то время как в городах Белоруссии не утихают протесты, на ее границах происходит активизация НАТО. Белорусское руководство предпринимает решительные шаги для защиты государственного суверенитета. Однако не только внутренние, но и внешние угрозы национальной безопасности Белоруссии продолжают возрастать. В связи с этим стоит задуматься о том, как может измениться военно-политическая обстановка в стране при различных вариантах развития ситуации.

Президенту Белоруссии стоит по-настоящему задуматься о транзите власти, подготовить общественно-политические силы, способные обеспечить стабильность в стране после его ухода с политического олимпа. Только на все это у него будет не 10–15 лет, как, скорее всего, он думал, а гораздо меньше. При этом ему будет необходимо усиливать сотрудничество с Россией в военно-политической сфере и пересмотреть некоторые подходы к политике безопасности.

Сегодня ситуация в Белоруссии представляется весьма турбулентной, невозможно с полной уверенностью утверждать, какой из представленных сценариев имеет больше шансов на реализацию. Если руководству Белоруссии удастся удержаться от несоразмерного применения силы, не допустить появления сакральных жертв революции, своего рода белорусской «небесной сотни», а также предотвратить резкое торможение экономики в результате забастовок, смены режима не произойдет. Для России крайне важно, чтобы несмотря на любое развитие внутриполитических событий в Белоруссии, в стране сохранилась сильная армия, функционировала в полном объеме вся военная инфраструктура и существовала большая группа граждан, ориентированная на выстраивание союзнических отношений между Минском и Москвой.

Возможно, сейчас наступает исторический момент для России, поскольку от последовательности действий российского руководства в ходе белорусского кризиса будет зависеть роль государства в регулировании сложных геополитических процессов на постсоветском пространстве в ближайшем будущем.

В то время как в городах Белоруссии не утихают протесты, на ее границах происходит активизация НАТО. Белорусское руководство предпринимает решительные шаги для защиты государственного суверенитета. Однако не только внутренние, но и внешние угрозы национальной безопасности Белоруссии продолжают возрастать. В связи с этим стоит задуматься о том, как может измениться военно-политическая обстановка в стране при различных вариантах развития ситуации.

НАТО не дремлет

На полигоне Дравско-Поморске на западе Польши 14 июля – 22 августа 2020 г. прошла вторая фаза учений DEFENDER-Europe 20 Plus. Главная цель маневров заключалась в том, чтобы осуществить переброску американских сил в Европу и проверить их взаимодействие с союзниками в условиях, приближенных к боевым. Фактически же в ходе учений отрабатывался целый ряд действий, направленных на потенциальное преодоление не только российской, но и белорусской обороны. Помимо всего прочего, 15 августа Польша и США подписали очередное военное соглашение. Согласно этому документу, Вашингтон в случае необходимости может осуществить быструю переброску в Польшу до 20 тыс. своих военнослужащих. Резкое ухудшение военно-политической обстановки в Восточной Европе, вызванное белорусским кризисом, потенциально может стать хорошим поводом для этого.

18 августа состоялся телефонный разговор генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга с президентом Польши Анджеем Дудой, в ходе которого они обсудили ситуацию в Белоруссии. По их мнению, официальный Минск должен продемонстрировать уважение фундаментальным правам, включая свободу слова и право на мирный протест. Они согласились, что Альянс должен оставаться бдительным и готовым противодействовать любой агрессии против государств-членов НАТО; очевидно, что в данном контексте подразумевались, прежде всего, Польша и страны Балтии. Йенс Столтенберг подчеркнул, что НАТО не представляет угрозу для Белоруссии и не наращивает свое военное присутствие в регионе. При этом он заявил, что все союзники выступают за суверенную и независимую Белоруссию; правда, не пояснил, что это значит в его понимании. Очевидно, что Альянс пристально следит за ситуацией в Белоруссии и прорабатывает разные модели поведения при разных вариантах развития событий.

Это хорошо понимает белорусское руководство. 19 августа 2020 г. Александр Лукашенко провел заседание Совета безопасности, в ходе которого дал поручения всем силовым структурам, в том числе и Министерству обороны: «Министерству обороны особое внимание следует уделить передвижению войск НАТО на территорию Польши и Литвы… То есть надо контролировать эти вопросы. Особенно в Гродно, в гродненском направлении».

Для выполнения этого поручения министр обороны генерал-майор Виктор Хренин отдал следующий приказ: «Подготовить предложения о проведении мероприятий соединениями и воинскими частями Западного оперативного командования по подготовке и ведению обороны на Гродненском тактическом направлении». Его выполнение предусматривает усиление оперативного командования ракетным дивизионом «Точка», дивизионом «Полонез», отрядом беспилотных авиационных комплексов, средствами ПВО, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Спустя несколько дней, во время посещения полигона 6-й отдельной гвардейской механизированной бригады под Гродно Александр Лукашенко сделал заявление о необходимости принятия самых жестких мер по защите территориальной целостности страны.

Учитывая масштаб эскалации напряженности на белорусской границе, выглядит странным, что руководство ОДКБ фактически не комментировало ситуацию в Белоруссии в первые дни кризиса. Это вдвойне необычно, поскольку пост Генерального секретаря ОДКБ занимает Станислав Зась, ранее исполнявший обязанности Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь. Он ограничился лишь официальным поздравлением Александра Лукашенко с победой на президентских выборах, отдельно отметив его вклад в укрепление Организации. Помимо этого, на официальных страницах ОДКБ в социальных сетях было размещено всего несколько ссылок на материалы СМИ, посвященные белорусскому кризису. Больше никакой реакции Организации на события, напрямую затрагивающие безопасность одного из государств-членов, не последовало.

Понятно, что 16 августа 2020 г. в ходе телефонной беседы с Александром Лукашенко Владимир Путин выразил готовность оказать Белоруссии поддержку в случае необходимости, в том числе и по линии ОДКБ. Следовательно, президент государства, являющегося, по сути, лидером Организации, принял ключевое решение, и любые заявления должностных лиц ОДКБ носят уже факультативный характер. Безусловно, ОДКБ ведет серьезную практическую деятельность, которая зачастую не так заметна, однако в истории организации есть моменты, когда следовало бы действовать более активно, в том числе, делая четкие заявления по конкретным событиям, затрагивающим интересы государств-членов. Это особенно важно, учитывая тот факт, что мы живем в эпоху информационных войн.

Сценарии трансформации политики безопасности Белоруссии

Очевидно, что вне зависимости от того, как разрешится белорусский кризис, в ближайшее время мы будем наблюдать процесс гибридизации военно-политической обстановки в стране. В связи с этим можно выделить несколько сценариев развития ситуации в Белоруссии и трансформации ее системы национальной безопасности:

«Путь на Запад»

В случае смены режима, контроль над западным и южным участком государственной границы, скорее всего, ослабнет. Это может привести к проникновению на территорию Белоруссии уже реальных, а не вымышленных диверсионных групп (численностью в несколько десятков или даже сотен человек) из Польши, Литвы и Украины. Они займутся выявлением и запугиванием наиболее активных сторонников Александра Лукашенко, а также, вероятно, организацией диверсий на военных объектах. Это будет необходимо для того, чтобы, дезорганизовав армию, которая традиционно является одной из наиболее мощных опор белорусского режима, исключить любую возможность восстановления прежней политической системы.

Кроме того, в Белоруссию могут приехать политически ангажированные эксперты для участия в различных агитационных мероприятиях, а также для оказания помощи новым властям в проведении реформ. Очевидно, это будет преимущественно западная команда реформаторов. В целом будет реализовываться стратегия управляемого хаоса, неоднократно апробированная в различных регионах мира. При этом новое руководство Белоруссии не обязательно сразу откажется от сотрудничества с Россией в военно-политической сфере и заявит, например, о выходе из ОДКБ. Будет просто ощущаться постепенное охлаждение отношений союзников. Одновременно с этим, скорее всего, будет наблюдаться поэтапное сближение страны с НАТО и активизация взаимодействия в области безопасности с региональными партнерами (Польша, Литва, Украина) с последующим подключением Минска к различным геополитическим проектам, продвигаемым Варшавой («Триморье», например).

В качестве мыслительного эксперимента можно рассмотреть и наиболее радикальный сценарий развития событий, который выглядит наименее реалистичным — смена власти происходит в довольно жестком «майданном» варианте. В результате страна разделяется на два лагеря, и возникают предпосылки для гражданской войны. В этих условиях новые власти, признанные Западом, сразу же запускают процедуру выхода из ОДКБ и Союзного государства. Поскольку этот процесс может растянуться надолго, скорее всего, необходимые юридические формальности не будут соблюдаться. В то же время новое руководство страны отправит запрос НАТО о необходимости начала миротворческой операции для предотвращения гуманитарной катастрофы на территории Республики. В результате в Белоруссии может быть развернут контингент военнослужащих (численностью несколько тысяч человек) из государств — членов Альянса. Конечно, представить это довольно сложно, поскольку фактически это будет означать прямой военный конфликт с Россией, на который все-таки, как представляется, большинство стран НАТО в реальности идти не готово.

«Армянский сценарий»

Чтобы Белоруссия пошла, пусть и с определенными оговорками, по тому же пути, что и Армения в 2018 г., необходимо наличие двух факторов. Во-первых, потребуется исключение серьезного иностранного вмешательства. События должны развиваться исключительно по внутриполитической повестке без вовлечения прокси-групп. На сегодняшний день из всех крупных геополитических игроков, которым небезразлична ситуация в Белоруссии, по большому счету только РФ демонстрирует уважение белорусского суверенитета и не пытается диктовать свои условия официальному Минску. Страны Запада, наоборот, предпринимают попытки повлиять на события в Белоруссии. Во-вторых, для реализации этого сценария также необходимо, чтобы протестное движение не приобрело откровенно прозападный и антироссийский характер. Однако сегодня уже проявляются обстоятельства, которые свидетельствуют о недостижимости этого условия.

Если представить, что события в Белоруссии все же будут развиваться именно по армянскому сценарию, можно ожидать, что новое руководство страны не будет пересматривать кардинальным образом внешнюю политику и сохранит членство во всех интеграционных объединениях, включая ОДКБ.

«Гибридная стабильность»

Если Александру Лукашенко удастся сохранить власть, он все же неизбежно столкнется с большим количеством гибридных угроз. По всей видимости, пусть и в небольшом количестве, но все же будут предприниматься попытки отправки диверсионных групп в страну для дестабилизации обстановки. При этом на границах Белоруссии будет наращиваться военное присутствие НАТО для оказания психологического воздействия на белорусское руководство, а также для создания потенциального очага прокси-конфликта в ближайшее время. Помимо этого, через систему западных фондов будет предоставляться масштабная финансовая помощь НПО, которые, несмотря на свою уставную цель, занимаются политической деятельностью и формируют оппозиционные взгляды в белорусском обществе. Безусловно, информационная война против режима Александра Лукашенко будет усилена, и отвечать на атаки противников придется уже не отключением Интернета и блокировкой сайтов, а ведением контригры, прежде всего, в цифровом пространстве, которая пока осуществляется не очень эффективно.

***

Президенту Белоруссии стоит по-настоящему задуматься о транзите власти, подготовить общественно-политические силы, способные обеспечить стабильность в стране после его ухода с политического олимпа. Только на все это у него будет не 10–15 лет, как, скорее всего, он думал, а гораздо меньше. При этом ему будет необходимо усиливать сотрудничество с РФ в военно-политической сфере и пересмотреть некоторые подходы к политике безопасности.

Сегодня ситуация в Белоруссии представляется весьма турбулентной, невозможно с полной уверенностью утверждать, какой из представленных сценариев имеет больше шансов на реализацию. Если руководству Белоруссии удастся удержаться от несоразмерного применения силы, не допустить появления сакральных жертв революции, своего рода белорусской «небесной сотни», а также предотвратить резкое торможение экономики в результате забастовок, смены режима не произойдет. Для России крайне важно, чтобы несмотря на любое развитие внутриполитических событий в Белоруссии, в стране сохранилась сильная армия, функционировала в полном объеме вся военная инфраструктура и существовала большая группа граждан, ориентированная на выстраивание союзнических отношений между Минском и Москвой.

Возможно, сейчас наступает исторический момент для России, поскольку от последовательности действий российского руководства в ходе белорусского кризиса будет зависеть роль государства в регулировании сложных геополитических процессов на постсоветском пространстве в ближайшем будущем.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 2.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся