Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 3)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Роза Аскерова

Эксперт Центра анализа международных отношений (Баку)

Разрешение армяно-азербайджанского конфликта и деоккупация территорий Азербайджанской Республики изменили геополитический расклад в регионе и открыли новые возможности для развития сотрудничества между странами кавказского региона. Трёхстороннее заявление лидеров Азербайджана, Российской Федерации и Армении от 10 ноября 2020 г. положило конец 30-летней оккупации территорий Азербайджанской Республики и предусмотрело разблокирование всех региональных коммуникаций. Конфликт создавал нестабильность в регионе, а иногда даже становился причиной отказа от капиталовложений со стороны иностранных инвесторов. Однако уже сегодня можно спрогнозировать рост темпа экономического развития, а также увеличения инвестиционной активности в регионе. Развитие нового формата регионального сотрудничества, устранение торговых барьеров, создание совместных предприятий, развитие цифровой экономики, транспорта и туризма, а также рост гуманитарного взаимодействия будут отвечать интересам всех заинтересованных сторон.

В декабре 2020 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания «платформы шести», которая охватила бы Россию, Турцию, Азербайджан, Грузию, Иран и, возможно, Армению в случае, если правительство последней примет решении о признании новых реалий. По словам президента Турции, данный проект стал бы хорошей основой для установления стабильности регионе. Ввиду внутренней ситуации в Армении, было предложено по началу вовлечь в проект только пять стран, так как возможна поэтапная реализация проекта.

В условиях новой геополитической реальности на Кавказе проект «3+3» мог бы содействовать укреплению всего региона. Турция и Азербайджан готовы разблокировать коммуникации с целью создания ясной и устойчивой системы сотрудничества. Для всех стран региона данный проект является определенным шагом для выхода на более широкий экономический рынок.

Разрешение армяно-азербайджанского конфликта и деоккупация территорий Азербайджанской Республики изменили геополитический расклад в регионе и открыли новые возможности для развития сотрудничества между странами кавказского региона. Трёхстороннее заявление лидеров Азербайджана, Российской Федерации и Армении от 10 ноября 2020 г. положило конец 30-летней оккупации территорий Азербайджанской Республики и предусмотрело разблокирование всех региональных коммуникаций. Конфликт создавал нестабильность в регионе, а иногда даже становился причиной отказа от капиталовложений со стороны иностранных инвесторов. Однако уже сегодня можно спрогнозировать рост темпа экономического развития, а также увеличения инвестиционной активности в регионе. Развитие нового формата регионального сотрудничества, устранение торговых барьеров, создание совместных предприятий, развитие цифровой экономики, транспорта и туризма, а также рост гуманитарного взаимодействия будут отвечать интересам всех заинтересованных сторон.

В декабре 2020 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания «платформы шести», которая охватила бы Россию, Турцию, Азербайджан, Грузию, Иран и, возможно, Армению в случае, если правительство последней примет решении о признании новых реалий. По словам президента Турции, данный проект стал бы хорошей основой для установления стабильности регионе. Ввиду внутренней ситуации в Армении, было предложено по началу вовлечь в проект только пять стран. В целом вполне возможна поэтапная реализация проекта. Так, Азербайджан уже активно взаимодействует с соседними странами в форматах Азербайджан — Грузия — Турция, Азербайджан — Иран — Турция, Иран — Азербайджан — Россия и др. Таким образом, с помощью подобных многосторонних форматов можно развивать сотрудничество в рамках вышеуказанного проекта.

«Платформа шести» или формат «3+3» отвечает интересам всех стран региона. В декабре 2020 г. заместитель министра иностранных дел Грузии Лаша Дарсалия выступил с заявлением о том, что грузинская сторона не присоединится к проекту ни при каких условиях до тех пор, пока Российская Федерация «не выполнит свои международные обязательства». Однако позже появилась иная информация. Президент Грузии Саломе Зурабишвили, выступая на первой пленарной сессии Грузинского парламента, избранного осенью 2020 г., призвала к созданию нового регионального формата, а именно — «Кавказской платформы мира». Президент отметила важность участия Грузии в региональных проектах, при этом добавив, что Тбилиси должен вернуть свое место как центр кавказской идентичности и Кавказологии». В октябре 2021 г. глава МИД Грузии Давид Залкалиани, комментируя возможность присоединения Грузии к проекту «3+3», заявил, что страна должна принимать участие в проектах регионального сотрудничества в любой форме. Так, из подобного политического балансирования Грузия может извлечь ощутимую выгоду, что, возможно, будет даже полезнее однозначного отказа от всех предложений. Кроме того, растущий интерес многих стран к эксплуатации железной дороги «Баку — Тбилиси — Карс» для перевозки грузов по маршруту Япония — Россия — Азербайджан — Грузия — Турция — Европа может стать сигналом для принятия решения в пользу расширенного регионального сотрудничества с её стороны.

Для Армении данный проект — это шанс вырваться из экономической блокады, которая длится уже много лет, и начать сотрудничать с соседями. Однако Ереван должен признать территориальную целостность Азербайджанской Республики. На данный момент как в Армении, так и среди представителей армянской диаспоры всё ещё присутствуют реваншистские настроения, которые деструктивно влияют на установление мира в регионе. Так, каждый шаг правительства на встречу сотрудничества с Турцией или Азербайджаном воспринимается ими с особой агрессией. Данная ситуация негативно сказывается в первую очередь на экономике страны. Присоединение к региональным проектам и установление мира в регионе отвечает интересам Армении, 83% границ которой закрыты. Таким образом, перед правительством встаёт тяжелый выбор: развитие страны или попытка военного реванша и дальнейшее нахождение в блокаде в течение многих лет.

Азербайджан, в свою очередь, активно развивает сотрудничество со многими странами региона. Так, экономические связи между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой постепенно восстанавливаются после пандемии COVID-19, товарооборот между двумя странами растёт. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью российскому изданию «Национальная оборона» отметил, что отношения между странами «основаны на дружбе, добрососедстве, взаимной поддержке и взаимных интересах». Кроме того, глава государства заявил, что «отношения между Баку и Москвой вышли на новый уровень».

Что касается отношений Азербайджана и Турции, нужно отметить, что 10 декабря 2020 г. между главами государств был подписан протокол, предусматривающий взаимные поездки граждан двух государств по внутренним паспортам. Однако главы государств заинтересованы в реализации и более глобальных проектов.

Вступление в новый региональный альянс на равных условиях с другими странами, возможность получить новые инвестиции и доступ к азиатским рынкам также отвечает интересам Ирана. Иран уже имеет опыт сотрудничества в рамках трёхсторонних проектов, таких как «Азербайджан — Россия — Иран» и «Турция — Россия — Иран». Наконец, «Шестисторонняя платформа» подразумевает установление стабильного и безопасного развития региона.

В условиях новой геополитической реальности на Кавказе проект «3+3» мог бы содействовать укреплению всего региона. Как уже было замечено выше, Турция и Азербайджан готовы разблокировать коммуникации с целью создания ясной и устойчивой системы сотрудничества. Для всех стран региона данный проект является определенным шагом для выхода на более широкий экономический рынок. Вместе с тем участие в проекте требует определенных усилий и реальной заинтересованности всех сторон.


(Голосов: 4, Рейтинг: 3)
 (4 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся