Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Чимирис

К.полит.н., руководитель Центра социально-политических исследований ИРИП ВАВТ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Ольга Пылова

Аспирант РГГУ, независимый эксперт

Стороны сделали только первый шаг к началу переговоров по существу, так как принятие самой «формулы» в нынешнем ее виде ни к чему не обязывает — в ней не прописаны ни санкции за невыполнение, ни конкретные сроки. Продолжение переговоров в данной ситуации — добрая воля сторон, поэтому возможны несколько вариантов развития событий, если стороны не придут к соглашению по значимым конфликтным вопросам. С одной стороны, есть предпосылки к продолжению диалога, с другой — практически любая провокация с целью выиграть какие-либо преференции может стать спусковым крючком для эскалации конфликта.

Уровень доверия между участниками переговоров, который сделал бы процесс урегулирования необратимым, пока не достигнут. На данном этапе следующим логичным шагом могли бы стать небольшие символические уступки со стороны непризнанных республик с целью укрепления доверия и продвижения к реализации «формулы Штайнмайера».


1 октября 2019 г. участники Трехсторонней контактной группы подписали «формулу Штайнмайера». Сам факт подписания был оформлен в виде писем от участников Спецпредставителю ОБСЕ в Украине Мартину Сайдику.

Фактически стороны сделали только первый шаг к началу переговоров по существу, так как принятие самой «формулы» в нынешнем ее виде ни к чему не обязывает — в ней не прописаны ни санкции за невыполнение, ни конкретные сроки. Продолжение переговоров в данной ситуации — добрая воля сторон, поэтому возможны несколько вариантов развития событий, если стороны не придут к соглашению по значимым конфликтным вопросам. С одной стороны, есть предпосылки к продолжению диалога, с другой — практически любая провокация с целью выиграть какие-либо преференции может стать спусковым крючком для эскалации конфликта.

Подписание «формулы» подвигло стороны конфликта озвучить собственное видение развития ситуации в краткосрочной перспективе. Дата выборов пока не назначена и является одной из тем для переговоров, а это означает, что начало процесса может быть отложено на неопределенный срок. Движущей силой сейчас фактически выступают лидеры Франции, Германии, Украины, России и их политическая воля разрешить конфликт.

У каждой из сторон есть своя мотивация к продвижению в направлении урегулирования. Если для Франции и Германии это способ снять санкционное давление и наладить отношения с Россией (в первую очередь, экономические), то для России это возможность еще раз заявить о себе как о сильной глобальной державе, способной урегулировать конфликты у своих границ; а для Украины это в первую очередь реализация стратегии новой власти как «власти мира». Уже 2 октября самопровозглашенные республики и Украина заявили о своих переговорных позициях.

ДНР/ЛНР

Стратегии непризнанных республик в текущей ситуации имеют ряд общих особенностей. Во-первых, позиции ДНР и ЛНР в этом вопросе совпадают. Во-вторых, факт подписания «формулы» повышает статус самопровозглашенных республик в конфликте до полноценного актора, с которым Украина вынуждена будет вести переговоры (напомним, что при предыдущей украинской власти «сепаратистов» не считали самостоятельными субъектами конфликта). В-третьих, лидеры ДНР и ЛНР заняли достаточно жесткую переговорную позицию, выдвигая обширный список требований. Он включает в себя вопросы, консенсус по которым с украинской стороной до сих пор не найден (что интересно, по некоторым из них он отсутствует и с Москвой).

Речь идет о контроле границ со стороны России. Самопровозглашенные республики не готовы отдавать его Украине, по всей видимости, потому что за пять лет военных действий у них сформировались более или менее устойчивые приграничные связи с южными регионами России, в том числе и неформального теневого плана, которые напрямую завязаны на экономику ДНР и ЛНР. Разрыв этих связей будет означать окончательный экономический коллапс региона. При том, что ждать быстрых инвестиций от Украины не приходится, ЛНР и ДНР не готовы терять наработанные экономические механизмы, позволяющие им выживать в сложившихся условиях.

Кроме того, ДНР и ЛНР стремятся сохранить собственную народную милицию и судебную систему, поскольку опасаются массовых люстраций и репрессий со стороны украинской власти. Автономный силовой компонент важен для них сейчас как гарантия защиты собственных интересов.

По языковому вопросу республики также не готовы идти на уступки, оставляя за собой право выбирать язык своего общения. В долгосрочной перспективе этот пункт может стать «бомбой замедленного действия», если не будут выработаны компромиссные варианты (например, разрешение использовать региональные языки в делопроизводстве и в качестве языков официального общения).

Одним из наиболее спорных остается вопрос взаимоотношений с Россией, поскольку официальные заявления глав ДНР и ЛНР о готовности интегрироваться в самой России отклика не находят.

Украина

Перед Украиной сейчас стоит задача выработать новый проект закона об автономном статусе. По всей видимости, украинские законодатели планируют делать это самостоятельно, поскольку как минимум института и площадки для переговоров с ЛНР и ДНР, кроме контактной группы (в которой заседает Л. Кучма), с Украиной пока не создано. Для обсуждения проекта закона, на чем настаивают ЛНР и ДНР, необходимо создание такой площадки. Более того, очень многие факторы, в частности, противодействие оппозиционных сил, могут помешать скорой разработке и принятию этого закона.

Вторым условием со стороны Украины для реализации «формулы» называется полный вывод добровольческих вооруженных отрядов с территории ДНР и ЛНР, которые, в свою очередь, не торопятся идти на этот шаг, поскольку опасаются снижения своей обороноспособности.

Если в данной ситуации В. Зеленский рискует «потерей лица» внутри государства, так как все более уверенно звучат обвинения в «капитуляции», то для ДНР и ЛНР уступки в отношении вывода всех вооруженных формирований означает беззащитность перед украинской армией.

***

Оценивая ситуацию после подписания «формулы Штайнмайра», отметим несколько важных аспектов. До недавнего времени ни одна из заинтересованных сторон (Россия и Украина) не были готовы к полноценной интеграции региона ЛНР и ДНР. Украина продвинулась в разработке плана по реинтеграции, однако все еще остро стоит вопрос об экономическом, социальном и политическом аспектах этого процесса.

В текущей ситуации Украина идет на уступки, по всей видимости ожидая уступок со стороны России и самопровозглашенных республик, которые занимают жесткую позицию. Украина не идет на капитуляцию, несмотря на заявления оппозиции внутри страны. Скорее это может расцениваться как демонстрация готовности к переговорам. Но ситуация в стране нестабильная, и подписание «формулы» ухудшает внутриполитическую ситуацию. Определенные слои населения могут воспринять это событие негативно, чем не преминут воспользоваться оппозиционеры и П. Порошенко. Действующий президент только запустил процесс обновления элит, что дает экс-президенту, пользующемуся особой поддержкой на западе страны, шанс в случае необходимости мобилизовать население на протестные действия.

Широкая автономия для ДНР и ЛНР может стать опасным прецедентом и спровоцировать движение других приграничных регионов Украины к автономии. Перед молодыми технократами команды В. Зеленского стоит задача вписать условия автономизации регионов в административно-территориальную реформу, которую они уже начали.

Уровень доверия между участниками переговоров, который сделал бы процесс урегулирования необратимым, пока не достигнут. На данном этапе следующим логичным шагом могли бы стать небольшие символические уступки со стороны непризнанных республик с целью укрепления доверия и продвижения к реализации «формулы Штайнмайера».


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся