Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Мамед Гусейн оглы Мустафаев

Аспирант Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС

С фактическим окончанием карабахского конфликта на повестке урегулирования армяно-азербайджанских отношений возникли иные проблемы, решение которых оказалось за пределами привычного восприятия. Карабахский вопрос утратил статус исключительности, и фокус во взаимоотношениях Баку и Еревана сместился в сторону не менее важных проблем, одной из которых является демаркация/делимитация армяно-азербайджанской границы, которая протекает с переменным успехом.

В Армении общество воспринимает возврат азербайджанских эксклавов за своего рода территориальные уступки. Руководство Армении объясняет важность данного процесса с точки зрения предотвращения новой эскалации. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграла невозможность привлечения ОДКБ в ходе конфликта. В Ереване четко осознают, что союзникам крайне затруднительно вмешиваться в ситуацию, в том числе гарантировать какую-либо безопасность, пока вопросы, касающиеся границ, не будут должным образом урегулированы. Это касается и партнерства с НАТО, к которому так усердно стремится действующее руководство Армении.

В свою очередь, Баку также заинтересован в делимитации и демаркации в целях окончательного решения споров и исключения возврата к территориальным претензиям. В частности, азербайджанская сторона полагает, что в качестве катализатора возобновления споров могут выступить положения Конституции и Декларации о независимости Армении, где закреплен неотъемлемый статус территории Карабаха для армянского государства. Премьер-министром Армении Н. Пашиняном не раз озвучивались намерения о принятии новой конституции, так как данные положения косвенно формируют агрессивные настроения против страны и служат залогом конфликта с соседями. Такое восприятие прежде всего свидетельствует о новых стремлениях политических элит в Армении, предопределяющих процесс отмежевания Карабаха от традиционно сложившейся государственно-политической парадигмы в угоду полноценного и устойчивого развития страны.

Наряду с этим не менее значимым фактором в урегулировании отношений остается вопрос транспортных коммуникаций, который неразрывно связан с реализацией проекта Зангезурского коридора, призванного обеспечить прямое и беспрепятственное транспортное сообщение Азербайджана с Нахичеванем через южные территории Армении. Проект носит стратегическое значение для Баку, поскольку, помимо укрепления экономических связей и политической целостности страны, существенно усиливает ее позиции как одного из ключевых логистических центров на пространстве Евразии. Более того, на фоне динамично развивающейся тюркской кооперации такой транзит играет особую связующую роль между Азербайджаном и Турцией с одной стороны и центральноазиатскими странами — с другой.

Москва заинтересована в стабильности на Южном Кавказе и развитии межстрановых отношений в условиях их новой конфигурации. Разблокировка транзитов и создание нового маршрута также отвечают интересам российской стороны, которая может рассматривать данные процессы с точки зрения интеграции региональных транспортных коммуникаций. Кроме того, после ухода миротворческого контингента из Карабаха и возможного прекращения присутствия российских военных на территории Армении для России открывается возможность получения дополнительных механизмов контроля, в том числе посредством участия в функционировании важнейшего транспортного коридора в регионе.

Интерес к реализации проекта Зангезурского коридора стали проявлять и США, усмотрев в нем еще один альтернативный маршрут, дополняющий концепцию «срединного коридора», призванного охватить основные грузопотоки из Азии в Европу в обход России и Ирана. При этом в Иране не рассматривают создание транспортного коридора через территорию Армении ни при каких обстоятельствах, считая данную инициативу противоречащей национальным интересам.

В самой Армении проект вызывает сильную обеспокоенность, связанную с возможным ущемлением государственного суверенитета и внешним контролем над южными областями страны. Вместе с тем интерес региональных и мировых акторов к созданию Зангезурского коридора оказывает давление и на Азербайджан. В этих условиях сторонами было принято решение об исключении из версий мирного соглашения пунктов о реализации проекта с обсуждением данного вопроса в другое время. Однако для Баку приобретение такого важного транспортно-логистического ресурса носит принципиальное значение, и забывать об этом никто не собирается.

В отличие от позиции Еревана, процесс урегулирования отношений, частью которого является и проект Зангезурского коридора, в представлении Баку должен строиться на двусторонней основе, без посредников, особенно внерегиональных. В понимании армянской стороны гарантами должны выступить преимущественно западные страны, в частности США и Франция. На практике предоставление каких-то весомых гарантий западными странами, учитывая реальную степень их влияния в регионе, представить сложно.

С фактическим окончанием карабахского конфликта на повестке урегулирования армяно-азербайджанских отношений возникли иные проблемы, решение которых оказалось за пределами привычного восприятия, влияющего долгие годы на оценку взаимодействие двух стран. Карабахский вопрос утратил статус исключительности. Фокус во взаимоотношениях между Баку и Ереваном сместился в сторону не менее важных проблем, решение которых предопределяет заключение долгосрочного мирного договора.

Одним из ключевых вопросов является демаркация/делимитация армяно-азербайджанской границы. Процесс по делимитации границы между двумя государствами протекает с переменным успехом. Установление границы обусловлено возвратом нескольких анклавов/эксклавов. В Армении общество воспринимает возврат азербайджанских эксклавов за своего рода территориальные уступки. Руководство Армении в лице премьер-министра страны Никола Пашиняна объясняет важность данного процесса с точки зрения предотвращения новой эскалации. Вероятно, не последнюю роль в этом вопросе сыграла и невозможность привлечения ОДКБ в ходе конфликта. В Ереване четко осознают, что союзникам крайне затруднительно вмешиваться в ситуацию, в том числе гарантировать какую-либо безопасность, пока вопросы, касающиеся границ, не будут должным образом урегулированы. Это, в свою очередь, касается и партнерства с НАТО, к которому так усердно стремится действующее руководство Армении.

В свою очередь, Баку также заинтересован в делимитации и демаркации границы в целях окончательного решения споров и исключения возврата к территориальным претензиям. Вместе с тем азербайджанское руководство уделяет особое внимание возможным предпосылкам возобновления конфликта в будущем. В частности, азербайджанская сторона полагает, что в качестве катализатора возобновления споров могут служить положения Конституции и Декларации о независимости Армении. Этими основополагающими правовыми документами закреплен неотъемлемый статус территории Карабаха для армянского государства. Позиция азербайджанского руководства заключается в том, что наличие подобных конституционно-правовых аспектов, лежащих в основе армянской национально-государственной идентичности, представляет собой существенное препятствие в процессе окончательного урегулирования конфликта и порождает риск реваншизма в будущем, в том числе служит почвой для продолжения дискуссий внутри и за пределами страны по данному вопросу.

Премьер-министром Армении Н. Пашиняном не раз озвучивались намерения о принятии новой конституции. В то же время армянским лидером отрицаются мотивы данной реформы, основывающиеся на требованиях азербайджанской стороны исключить из текста действующего основного закона формулировки о Карабахе. Несмотря на это, изменения все же затронут соответствующие конституционные положения, так как они, по мнению Н. Пашиняна, косвенно формируют агрессивные настроения против Армении и служат залогом конфликта с соседями. Такое восприятие прежде всего свидетельствует о новых стремлениях политических элит в Армении, предопределяющих процесс отмежевания Карабаха от традиционно сложившейся государственно-политической парадигмы в угоду полноценного и устойчивого развития страны.

Наряду с этим не менее значимым фактором в урегулировании отношений остается вопрос транспортных коммуникаций, который неразрывно связан с реализацией проекта Зангезурского коридора, призванного обеспечить прямое и беспрепятственное транспортное сообщение Азербайджана с Нахичеванем через южные территории Армении. Проект носит стратегическое значение для Баку, поскольку, помимо укрепления экономических связей и политической целостности страны, существенно усиливает ее позиции как одного из ключевых логистических центров на пространстве Евразии. Более того, на фоне динамично развивающейся тюркской кооперации такой транзит играет особую связующую роль между Азербайджаном и Турцией с одной стороны и центральноазиатскими странами — с другой.

В то же время реализация транспортного маршрута отвечает интересам не только Азербайджана и Турции, но и большинства мировых держав. Москва заинтересована в стабильности на Южном Кавказе и развитии межстрановых отношений в условиях их новой конфигурации. Разблокировка транзитов и создание нового маршрута также отвечают интересам российской стороны, которая может рассматривать данные процессы с точки зрения интеграции региональных транспортных коммуникаций. Кроме того, после ухода миротворческого контингента из Карабаха и возможного прекращения присутствия российских военных на территории Армении для России открывается возможность получения дополнительных механизмов контроля, в том числе посредством участия в функционировании важнейшего транспортного коридора в регионе. В соглашении о перемирии между Азербайджаном и Арменией от 2020 г. именно на Россию возлагается роль в обеспечении безопасности транзитного сообщения.

В последнее время интерес к реализации проекта Зангезурского коридора стали проявлять и США, усмотрев в нем еще один альтернативный маршрут, дополняющий концепцию «срединного коридора», призванного охватить основные грузопотоки из Азии в Европу в обход России и Ирана. При этом очевидно, что условия обеспечения безопасности и контроля за предполагаемой транспортной артерией в случае участия США в осуществлении проекта будут противоречить позициям региональных держав и в корне отличаться от ранее достигнутых договоренностей в рамках урегулирования карабахского конфликта.

Примечательно, что в Иране не рассматривают создание транспортного коридора через территорию Армении ни при каких обстоятельствах, считая данную инициативу противоречащей национальным интересам страны. Исламская Республика не раз заявляла о недопустимости территориальных изменений в регионе, остро реагируя на любые движения по этому вопросу, в том числе обсуждая этот вопрос с Россией и угрожая серьезными последствиями любым бенефициарам проекта. Тегеран преследует цель ограничить все альтернативные маршруты, так или иначе обходящие иранскую территорию и способные нарушить баланс сил в регионе.

В самой Армении проект вызывает сильную обеспокоенность, связанную с возможным ущемлением государственного суверенитета и внешним контролем над южными областями страны. Между тем правовые аспекты реализации транзита, безусловно, будут учитывать его конституционно-правовой статус и регламентацию условий использования, что предусматривает прямые договоренности между Азербайджаном и Арменией на основе международного права и обуславливает судьбу проекта гарантиями третьих стран.

Однако, несмотря на давление со стороны Азербайджана, армянское руководство не пересмотрело своей позиции, что сильно препятствует реализации проекта и сдвигам в процессе заключения мирного соглашения. Вместе с тем интерес региональных и мировых акторов по поводу создания Зангезурского коридора оказывает давление и на Азербайджан. В этих условиях сторонами было принято решение об исключении из версий мирного соглашения пунктов о реализации проекта с обсуждением данного вопроса в другое время.

Уменьшение напористости азербайджанской стороны и переход к поиску компромиссов могут быть объяснены двумя факторами. Во-первых, на процесс подписания мирного договора ушло почти четыре года, а перспективы его заключения до сих пор туманны. Для Азербайджана на данном этапе важно закрепить результаты войны, не допустить возврата к территориальным спорам в будущем, когда обстановка в регионе и общая международная конъюнктура могут измениться не в его пользу. Но главное — это исключить любой дискурс по карабахскому вопросу и перевести страну и международную повестку в поствоенное измерение. Благодаря этому азербайджанское руководство готово на время отойти от вопросов транспортных коммуникаций и Зангезурского коридора, что, несомненно, приблизит заключение мирного договора.

Стоит отметить, что для Баку приобретение такого важного транспортно-логистического ресурса носит принципиальное значение, и забывать об этом никто не собирается. Возможно, в иных обстоятельствах, по прошествии времени в Ереване смогут найти определенную пользу от реализации проекта и начать обсуждать его условия и механизмы функционирования с учетом новых подходов. Более того, в настоящее время осуществляется масштабный объем работ по созданию транспортной инфраструктуры одновременно на территории Турции и Ирана. Следовательно, у Азербайджана существуют и альтернативные транзитные маршруты, соединяющие его с Турцией и Нахичеванем через соседние страны (Грузию и Иран), что позволяет стране маневрировать в данном вопросе.

Примечательно, что в отличие от позиции Еревана процесс урегулирования отношений, частью которого является и проект Зангезурского коридора, в представлении Баку должен строиться на двусторонней основе, без посредников, особенно внерегиональных. В понимании армянской стороны гарантами должны выступить преимущественно западные страны, в частности Соединенные Штаты и Франция, которых Армения видит в роли главных «заступников». Возможно, в основе такой политики армянского руководства лежит поиск дополнительных ресурсов для снижения азербайджанского давления при подписании окончательной версии мирного договора.

На практике предоставление каких-то весомых гарантий безопасности западными странами, учитывая реальную степень их влияния в регионе, представить сложно. Все, что на деле могут предложить западные партнеры, ограничивается ничем не подкрепленной словесной поддержкой и, разумеется, экономической выгодой в виде инвестиций и грантов. Также остаются риски, что в долгосрочной перспективе реальная интеграция с ЕС или вопрос присоединения к НАТО могут так и остаться на стадии обсуждений, как это происходит долгие годы с Грузией. Однако в случае с Арменией стоит учитывать фактор мирного договора с Азербайджаном, при подписании которого ликвидируются территориальные споры, что, безусловно, облегчает условия на пути к евроатлантической интеграции.

***

Таким образом, заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном соответствует интересам всех региональных и внерегиональных акторов. Открытым остается вопрос об условиях и надлежащей политической обстановке, предшествующей его заключению. В то же время затягивание процесса заключения мирного договора оставляет открытым вопрос границ, что сохраняет риски новых эскалаций. Возникновение новых обострений или дестабилизации в регионе чревато для Армении возрастанием давления со стороны Азербайджана. Такое положение дел в совокупности с кризисом в отношениях с Россией существенно уменьшает пространство для маневра Еревана и усиливает внутристрановые противоречия. Именно поэтому лейтмотивом армянского руководства выступает скорейшее урегулирование территориальных споров для реализации курса по эффективной диверсификации международных связей, в том числе посредством снятия ограничений региональной блокады и ухода от тотальной российской зависимости в вопросах безопасности и экономики.

Прогнозирование подписания мирного договора в ближайшем будущем осложняется наличием нерешенных и весьма чувствительных для сторон вопросов, уступки по которым на сегодняшний день выглядят маловероятными. Дальнейшее развитие переговорного процесса, безусловно, будет сопряжено с посредническими усилиями третьих стран и обусловлено общей международной обстановкой. Однако на сегодняшний день заключение долгосрочного мира выглядит вполне реальной и достижимой целью, которое, однако, не только тормозится «замороженным» конфликтом вокруг Карабаха, но и зависит в первую очередь от последовательных и прагматичных действий непосредственно вовлеченных сторон.


(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся