Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Илья Кравченко

К.полит.н., американист, эксперт РСМД

Flickr/Backbone Campaign
Акция граждан с призывом к сенатору от штата Аляска голосовать против "Trumpcare", июнь 2017 г.

Каждому американисту, ровно как и любому исследователю социально-политической жизни США, очень непросто сегодня подойти к изучению вопроса санкций. Ведь куда ни глянь, везде либо разговоры о «русском вмешательстве в выборы», либо о «тотальном непрофессионализме команды Дональда Трампа». Стороннему наблюдателю так вообще может показаться, что кроме санкционной темы в медиа пространстве Соединенных Штатов больше ничего не осталось. Тем не менее опрос, проведенный исследовательским агентством Pew Research Center, показал, что американцы больше всего боятся никак не российской угрозы, а ИГ (74%). На втором месте с разрывом в три процента значатся «Кибератаки из других стран» (71%), а на третьем — «Глобальное изменение климата» (56%). Респонденты все же видят угрозу в «мощи России и ее влиянии» (47%).

Однако в политических кругах США куда больше вопросов вызывает реализация (или не реализация) Д. Трампом одних из основных своих предвыборных обещаний: реформы здравоохранения и изменения миграционной политики. Причем Д. Трамп буквально с первых дней своего президентства взялся за продвижение вышеупомянутых инициатив. Несмотря на это, проект Trumpcare активно буксовал во всех инстанциях и был отвергнут (в том числе и большим количеством представителей Республиканской партии), а идея президента запретить въезд и ограничить квоты для беженцев из ряда преимущественно мусульманских стран была реализована лишь частично.

«Отмена и замена Obamacare» — один из главных слоганов Д. Трампа. Проект нового законодательного акта под названием «Закон об американском здравоохранении» даже смог пройти Палату представителей в мае. Стоит сказать, что далось это непросто, ведь голоса распределились таким образом: «за» — 217, «против» — 213. При этом 20 республиканцев были против, и ни один демократ не проголосовал положительно. Это уже был тревожный сигнал. И в итоге, несмотря на постоянные сообщения Д. Трампа в Twitter или же заявления на пресс-конференциях в поддержку нового законопроекта, документ так и смог пройти Сенат. Более того, на голосовании, которое многие американские СМИ окрестили «историческим» с результатом 57-43, президента не поддержали 9 республиканцев, среди которых такие политические «тяжеловесы», как Сьюзан Коллинз и Джон Маккейн. Последний даже приехал в Сенат несмотря на лечение опухоли головного мозга, чем еще больше подлил масла в огонь спорам среди самих республиканцев о будущем системы здравоохранения в США.

Таким образом, один из основных законопроектов Д. Трампа пока провалился. Но у него осталась еще надежда — с иммиграцией дела обстоят несколько иначе. И если президентские указы Д. Трампа в сфере миграции носят временный характер, то новый законопроект имеет куда более долгосрочные перспективы. В первую очередь документ намерен усложнить не только нелегальную миграцию, но и легальную. Согласно его последней инициативе, лотерея по получению грин-карты, которую организует Государственный департамент, должна быть упразднена. В свою очередь, грин-карта представляет собой удостоверение, дающее право человеку, не гражданину США, временно проживать и работать на их территории. Д. Трамп как бы отвечает на основную критику программы: высококвалифицированные специалисты могут годами ожидать статуса и не имеют четкого пути получения грин-карты, в то время как через лотерею может эмигрировать любой человек, имеющий среднее образование. Помимо упразднения самой лотереи, президент США намерен значительно усложнить и процесс получения грин-карты, введя новую систему квалификационного отбора кандидатов. Вдобавок нынешняя администрация настаивает на сокращении общего числа легальных мигрантов на территории Соединенных Штатов вдвое: с 1 млн до 500 тыс. человек в год.

Изначально сама идея принадлежала Д. Трампу, но непосредственно законодательная инициатива была разработана двумя сенаторами-республиканцами Томом Коттоном и Дэвидом Пердью еще 8 февраля. Проект был дважды зачитан публично и переданным в Судебный комитет Сената, но дальше не продвинулся. И тогда главный инициатор всей реформы решил взяться за дело. Как заявил Д. Трамп, выступая 2 августа в Белом доме вместе с вышеупомянутыми сенаторами, «законопроект RAISE (Reforming American Immigration for Strong Employment) снизит бедность, повысит зарплаты и сохранит налогоплательщиками миллиарды и миллиарды долларов».

В истории США это уже далеко не первая попытка изменить иммиграционное законодательство. Жесткие требования по отношению к желающим стать гражданами США или же получить убежище были установлены «Законом об иммиграции 1924 г.». Документ предусматривал квоты на въезд граждан из Восточной и Южной Европы, а для жителей большинства государств Азии и вовсе запрещен. Таким образом, было проведено первое ограничение иммиграции в Соединенные Штаты. Ограничения были пересмотрены спустя практически 30 лет, и закон был сменен на «Закон об иммиграции и гражданстве от 1952 г.». Запрет въезда граждан стран Азии был отменен. Но теперь были установлены особые требования абсолютно ко всем въезжающим в Соединенные Штаты, и даже введена категория «нежелательные иностранцы», к которым относились обладающие возможностью продвигать коммунистические идеи люди, чьи взгляды, интересы и образ жизни могли угрожать идеалам США.

Но применительно к законопроекту RAISE нас интересует история с «Законом о реформе и контроле за иммиграцией в США от 1986 г.». Он стал, по сути, единственным в истории Соединенных Штатов случаем официальной иммиграционной амнистии. Она распространялась на некоторые категории нелегальных иммигрантов, сумевших доказать, что до 1 января 1982 г. они уже пересекли границу США и находились на территории государства, постоянно проживая в нем в течение последних 5 лет. Закон дал возможность сезонным рабочим сельского хозяйства, а также другим категориям незаконных мигрантов со временем получить грин-карту. Данный закон оказал колоссальное воздействие на перемену этнического состава Юго-Запада США, увеличив высокие темпы роста латиноамериканского населения.

Flickr/John Flores
Акция против "Trumpcare" (Голосуйте против Trumpcare, он же – недоступный закон о защите здоровья), март 2017 г.

И вот этот нюанс больше всего беспокоит непосредственно избирателей Д. Трампа, то есть простых американцев, видящих в новых мигрантах угрозу своему экономическому и социальному благополучию. И обращаясь к гражданам США в присутствии президента сенатор и соавтор законопроекта RAISE Том Коттон говорит, что «мы переориентируем нашу систему грин-карт в пользу тех, кто говорит на английском, у кого выше результаты в образовании, кто имеет предложение о более высокооплачиваемой работе и ведет типичную для своей экономики трудовую деятельность, кто будет создавать новый бизнес и был бы успешен в своей сфере в любой точке планеты».

Можно выделить некую общую модель, согласно которой есть два направления: экономическое и политическое. Исходя из первого, когда США наиболее остро нуждаются в рабочей силе, они значительно смягчают иммиграционное законодательство, как в случае с реформой 1986 г. Но исходя из второго направления, Вашингтон вполне готов менять иммиграционные законы в сторону ужесточения в связи с идеологическими предпочтениями (закон от 1952 г.) или для получения политических дивидендов внутри страны (идея Барака Обамы с привлечением голосов латиноамериканцев при помощи законопроекта DACA от 2012 г., который амнистирует нелегальных мигрантов, прибывших в страну до достижения 16 лет).

Как итог, у 45-го президента США пока так и нет ни одного успешного законопроекта. Все его попытки повлиять на законотворческий процесс не увенчались успехом. Нынешнего главу Белого дома критикуют и хвалят, любят и ненавидят. Тем не менее 52% американцев стали больше интересоваться политикой именно с момента вступления Дональда Трампа на пост президента США. Можно с уверенностью сказать, что впереди нас ждет еще много не менее жарких политических дискуссий и законодательных баталий.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся