Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Вениамин Попов

Чрезвычайный и Полномочный посол России, к.и.н., аналитик Института международных исследований и Центра ближневосточных исследований МГИМО МИД России, член РСМД

Позиции Запада слабеют как в области политики, так и экономики. Одновременно с этим новые культурные явления, поднимающиеся с Востока, вытесняют США и с позиции культурной сверхдержавы. Можно сказать, что в многополярном мире, в котором множество участников продвигает различные программы, идея американской культуры как «арбитра Вселенной» больше не существует. Возможно, Голливуд еще не умер, но турецкие телевизионные проекты («дизи»), популярное кино Болливуда (правда он все более неотличим от своих американских аналогов) или хиндиязычный кинематограф, а также южнокорейская поп-музыка, известная как К-Поп, находится на переднем крае борьбы с американской «мягкой силой».

Особой симпатией пользуется турецкий сериал «Воскресший Эртугрул», в котором рассказывается история сына Сулейман Шаха и отца Османа, основателя Османской империи. Этот сериал захватил внимание и воображение многих мусульман и немусульман по всему миру. Успех «дизи» заключается в строгой приверженности исламским ценностям и их четким выражениям, включая молитву, одежду и философию, а также готовности отображать войну в категориях рыцарства.

Сериал «Воскресший Эртугрул» отвергает консьюмеризм Западной цивилизации. Он уделяет пристальное внимание культурным конструкциям традиционной идентичности, которые находят отклик за пределами Турции: народная музыка, устное повествование, семья, уважение к старшим и т.п. Секрет сериала заключается в показе реального братства, а также женского лидерства в исламе.

Сериал демонстрирует, как могут существовать мусульманские общества, концентрирующиеся на стремлении к социальной справедливости и на сильном духовном ядре (уровень кропотливой детализации в сериале, в центре которого стоит ислам, рисует благородные исламские обычаи как никто другой в истории популярного телевидения).

«Воскресший Эртугрул» утверждает возможность справедливого и эголитарного общества, отмеченного низкими налогами, комфортом и заботой о слабых, пожилых и бедных. Это означает отказ от чрезмерного богатства, перераспределение доходов, справедливую торговлю и искоренение бедности.

В целом можно сказать, что новые изобразительные приемы, изобретенные турецкими кинематографистами, эффективно противостоят западному кино, рисующего мусульман, как правило, в виде террористов, угрожающих населению планеты. Телевизионные проекты восточных государств не только отодвигают американскую культуру с пьедестала законодателя мод, но и утверждают новые азиатские ценности.

Позиции Запада слабеют как в области политики, так и экономики. Одновременно с этим новые культурные явления, поднимающиеся с Востока, вытесняют США и с позиции культурной сверхдержавы. Можно сказать, что в многополярном мире, в котором множество участников продвигает различные программы, идея американской культуры как «арбитра Вселенной» больше не существует. Возможно, Голливуд еще не умер, но турецкие телевизионные проекты («дизи»), популярное кино Болливуда (правда он все более неотличим от своих американских аналогов) или хиндиязычный кинематограф, а также южнокорейская поп-музыка, известная как К-Поп, находится на переднем крае борьбы с американской «мягкой силой».

Мир меняется стремительно. Индийская киноиндустрия производит более 1 тыс. фильмов в год — больше, чем Голливуд. КНР производит ежегодно более 700 фильмов. Заметную силу набирает индонезийское кино.

Вениамин Попов:
Запад и ислам

«Дизи» является вторым по величине производителем телешоу в мире. Их аудитория охватывает более 100 стран: из Южной Америки, Ближнего Востока и азиатского субконтинента. Сериалы переведены на испанский, фарси, арабский, итальянский, английский языки.

Именно способность «дизи» отображать настоящую современную жизнь, не продвигая американские ценности, является причиной их популярности. «По сути дела, — отмечает Фатима Бхутто в своей новой книге “Новые короли мира: рассылка из Болливуда, дизи и кей-попа”, — «дизи» приводят в действие повествования, в которых ценности и принципы борются с эмоциональной и духовной коррупцией современного мира». Турецкие сериалы стали популярны и в Латинской Америке, где зрители устали от шоу североамериканских соседей, посвященных наркотикам и сексу. «Дизи» прекрасно подходят для семейного просмотра.

Особой симпатией пользуется турецкий сериал «Воскресший Эртугрул», в котором рассказывается история сына Сулейман Шаха и отца Османа, основателя Османской империи. Это сериал захватил внимание и воображение многих мусульман и немусульман по всему миру. Успех «дизи» заключается в строгой приверженности исламским ценностям и их четким выражениям, включая молитву, одежду и философию, а также готовности отображать войну в категориях рыцарства.

Второстепенный персонаж XIII в. в истории Турции занял центральное место в «Воскресшем Эртугруле» и стал культовой фигурой для мусульман во всем мире.

Премьер-министр Пакистана Имран Хан заявил, что этот сериал учит молодых людей подлинным ценностям этой великой мировой религии. Количество жителей Саудовской Аравии и ОАЭ, посещающих Стамбул, заметно возросло в последнее время, по оценке наблюдателей, в значительной степени это произошло под влиянием сериала.

«Воскресший Эртугрул» — это рассказ об истории молодого воина в Анатолии XIII в., который отправился на миссию по поиску постоянного дома для своего тюркского племени, кочующего в степях средней Азии. Там они ищут убежище от непогоды, преодолевают нехватку продовольствия в суровые зимы и сражаются с мародерами христианских крестоносцев и монголов. Эртугрул, сын Сулейман-Шаха, преследует мечту объединить мусульман, и наконец, обеспечить себе дом для туркменских племен. Его отряд элитных воинов сражается с тамплиерами, крестоносцами, византийцами и монголами, а также с несколькими своими соплеменниками — предателями в их собственном лагере. Вскоре Эртугрул становится ключевым полководцем и начинает объединять тюркские племена. Его подвиги, победы, вдохновляющее руководство, открывают путь к формированию новой империи. В конце концов, его наследником становится Осман — возможный основатель Османской империи.

Сериал «Воскресший Эртугрул» завершился в мае 2019 г. после пяти сезонов. Каждый сезон состоял из тридцати двухчасовых серий (всего около 150 серий). В каждой двухчасовой серии есть своя фабула: интриги, моральные дилеммы, кровавые битвы и захватывающий финал; более, чем через год после его окончания, репутация и популярность Эртугрула продолжают расти, преодолевая пределы времени, пространства и самого телевидения.

Наибольший резонанс сериал вызвал у мусульман Южной Азии и Ближнего Востока, а также в некоторых частях Южной Африки и Латинской Америки. Он получил лицензию на вещание в 72 странах и переведен на английский, русский, испанский и арабский языки. В Индии он оказался более популярным по поисковым запросам, чем кино на хинди.

Многие аналитики считают сериал «Воскресший Эртугрул» привлекательным, потому что он остается верным суфийским ценностям самоанализа, очищения и избегания материализма, которые определяли этот период, а также всеобъемлющей геополитике, которая поглощала дни и ночи выживания тюркских народов в XIII в. (Империю Сельджуков тогда больше интересовал Нил, чем Босфор).

Акцент на справедливости и равенстве по отношению к немусульманам в сериале служит примером того, как может выглядеть справедливое исламское правление.

В то время, когда многие мусульманские общины по всему миру сталкиваются с геноцидом, этническими чистками, растущей исламофобией, и авторитарным руководством, «Воскресший Эртугрул» является катарсисом. Его девиз — «Битва принадлежит нам, победа принадлежит Богу» — объясняет популярность сериала.

В начале ХХ в. Османская империя представляла собой для многих мусульман жизнеспособную, политическую и духовную альтернативу западной колониальной гегемонии. Достаточно взглянуть на многочисленные письма от мусульман всего мира, особенно из Южной Азии, адресованные основателю современной Турции Мустафе Кемалю Ататюрку, умоляющие его не отменять в 1924 г. халифат. Политически раздробленный и порабощенный мусульманский мир начала ХХ в. жаждал, хотя бы некоторого ощущения духовного единства в форме халифата, и, возможно, продолжает это делать и сегодня.

Очевидный успех сериала поднимает более глубокие вопросы об устоявшихся представлениях социально-экономической структуры современной жизни.

Сериал «Воскресший Эртугрул» отвергает консьюмеризм западной цивилизации. Он уделяет пристальное внимание культурным конструкциям традиционной идентичности, которые находят отклик за пределами Турции: народная музыка, устное повествование, семья, уважение к старшим и т.п. Он также изображает женщин, как людей сильных и настойчивых. Секрет сериала заключается в показе реального братства, а также женского лидерства в исламе.

Сериал демонстрирует, как могут существовать мусульманские общества, концентрирующиеся на стремлении к социальной справедливости и на сильном духовном ядре (уровень кропотливой детализации в сериале, в центре которого стоит ислам, рисует благородные исламские обычаи как никто другой в истории популярного телевидения).

«Воскресший Эртугрул» утверждает возможность справедливого и эголитарного общества, отмеченного низкими налогами, комфортом и заботой о слабых, пожилых и бедных. Это означает отказ от чрезмерного богатства, перераспределение доходов, справедливую торговлю и искоренение бедности.

В целом можно сказать, что новые изобразительные приемы, изобретенные турецкими кинематографистами, эффективно противостоят западному кино, рисующего мусульман, как правило, в виде террористов, угрожающих населению планеты. Телевизионные проекты восточных государств не только отодвигают американскую культуру с пьедестала законодателя мод, но и одновременно с этим утверждают новые азиатские ценности.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся