Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Иван Бочаров

Референт РСМД

В научной статье «Интернационализация и меняющаяся парадигма высшего образования в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива» рассматриваются траектории развития высшего образования в арабских странах Персидского залива, а также меры, предпринимаемые для повышения качества образования и его региональной интеграции. Автор научной работы — Джули Вардхан, доцент Школы бизнеса Университета Манипала. Работа основана на анализе 167 университетских сайтов стран региона и ряда научных трудов, посвященных вопросам интернационализации высшего образования, интеграционным и демографическим процессам в странах ССАГПЗ. Проведенный Джули Вардхан анализ носит комплексный характер. Помимо университетских сайтов, были проанализированы вопросы истории интернационализации образования, а также данные, отражающие демографические тенденции в странах ССАГПЗ.

Образование — важная сфера социальной жизни, формирующая интеллектуальное и культурное состояние общества. В условиях глобализации вызовы времени порождают в ней новые тенденции, одна из которых — интернационализация. Этот процесс уже охватил весь мир, и арабские страны не стали исключением. Некоторые из них, особенно государства Персидского залива, сегодня активно конкурируют с другими экспортерами образовательных услуг на мировом рынке.

В научной статье «Интернационализация и меняющаяся парадигма высшего образования в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива» рассматриваются траектории развития высшего образования в арабских странах Персидского залива, а также меры, предпринимаемые для повышения качества образования и его региональной интеграции. Автор научной работы — Джули Вардхан, доцент Школы бизнеса Университета Манипала. Работа основана на анализе 167 университетских сайтов стран региона и ряда научных трудов, посвященных вопросам интернационализации высшего образования, интеграционным и демографическим процессам в странах ССАГПЗ. Проведенный Джули Вардхан анализ носит комплексный характер. Помимо университетских сайтов, были проанализированы вопросы истории интернационализации образования, а также данные, отражающие демографические тенденции в странах ССАГПЗ. Это позволяет увидеть общую картину того, как развивается интернационализация высшего образования в арабских государствах Персидского залива.

По определению автора, интернационализация — это являющийся результатом глобализации процесс интеграции международных компонентов в систему высшего образования страны. Хотя университеты всегда развивали международное сотрудничество, глобализация создала новый контекст интернационализации. За последние десятилетия в регионе резко увеличилось число учебных заведений и студентов, обучающихся в них.

Джули Вардхан делит страны, которые конкурируют между собой на рынке образовательных услуг, на четыре группы. Первая группа — США, Великобритания и Австралия. В этих странах находятся лучшие университета мира, английский язык — родной. Вторая группа — Германия и Франция. Немецкие и французские университеты стараются привлечь к себе студентов соседних государств, а также тех стран, с которыми установлены крепкие социокультурные и исторические связи. Третья группа — Япония, Канада и Новая Зеландия. Привлекают от 75 тыс. до 115 тыс. иностранных студентов в год. Четвертая группа — Малайзия, Сингапур и Китай. Эти страны недавно осознали важность глобального образования и сейчас тратят ресурсы на развитие высшего образования, чтобы эффективно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. По мнению автора, страны ССАГПЗ также входят в эту группу.

Основная цель Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива заключается в развитии интеграционных процессов и налаживании взаимного сотрудничества, в том числе — в сфере образования. При этом страны ССАГПЗ сталкиваются с рядом проблем, связанных с развитием передовых технологий. С недавнего времени, правительства государств — членов организации стали уделять больше внимания развитию человеческого капитала, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. Образовательная и трудовая миграция работников умственного труда напрямую влияет на развитие экономики страны, а арабские государства Персидского залива как раз заинтересованы в создании экономики знаний.

Для изучения электронных ресурсов образовательных учреждений, автор применяла метод контент-анализа. В частности, Джули Вардхан устанавливала, упомянута ли интернационализация на сайте вуза, путем поиска ключевых слов «international», «global», «international partnerships», «international collaboration», «world renowned faculty» и «diverse students, multicultural». В работе применяется всего одна категория, в которой объединены упомянутые выше слова и словосочетания, — «явление интернационализации». В рамках исследования были проанализированы 167 университетских сайтов стран ССАГПЗ. Анализ сайтов был ограничен их англоязычными версиями.

Автор составила таблицу, которая отображает тенденцию роста числа университетов в регионе. До 1990-х гг. в большинстве стран ССАГПЗ был всего один или два государственных университета; с начала 2000 г. в этих странах наблюдается значительный рост числа и государственных, и частных вузов. Это, по мнению Джули Вардхан, нельзя объяснить исключительно ростом населения. Весомую роль в увеличении числа университетов в стране региона сыграл фокус на развитии человеческого капитала.

Большинство стран ССАГПЗ имеют государственные и частные учреждения, которые часто устанавливают партнерские отношения с зарубежными университетами. Помимо этого, некоторые зарубежные вузы создают свои филиалы в странах региона. Среди 167 университетов, рассмотренных в данном исследований, 103 образовательных учреждения — частные; 70 из них установили партнерские отношения с зарубежными университетами или являются их филиалами. В каждом из них интернационализация проявляется по-разному. Так, например, саудовцы часто выезжают за границу в рамках программ академической мобильности, в то время как многие студенты из других стран приезжают в Саудовскую Аравию, чтобы изучать основы ислама в местных вузах. Таким образом, в рамках интернационализации происходит как импорт, так и экспорт образования. ОАЭ и Катар — государства, в которых расположено немалое число филиалов иностранных вузов, университеты Омана и Кувейта предлагают много программ двойного диплома.

Одной из причин растущего спроса на образовательные услуги частных университетов и тех вузов, которые установили партнерство с учебными заведениями из других стран, является рост числа представителей молодежи. Другая причина заключается в том, что правительства арабских государств Персидского залива поддерживаю интернационализацию и образовательную интеграцию с другими странами и зарубежными университетами. Джули Вардхан выделяет следующие подходы, направленные на интернационализацию высшего образования, которые применяют правительства государств-членов ССАГПЗ. Первый подход — проведение неолиберальных реформ, направленных на повышение доступности высшего образования при компенсации расходов потребителей и частного сектора. Второй подход — внесение изменений в учебные планы, чтобы они соответствовали мировым стандартам. Так, например, Саудовская Аравия на протяжении последних лет пытается развивать светское образование, активно использует английский язык для обучения студентов, а также перенимает американскую систему обучения. Третий подход — установление обширных партнерских отношений с иностранными университетами, влияющее на международное признание престижности образования в странах ССАГПЗ.

Автор признает, что у проведенного исследования есть недостатки. В первую очередь речь идет об ограниченном потенциале метода контент-анализа. Джули Вардхан обращает внимание на то, что возможности для анализа содержания интернет-ресурсов ограничены изменением характера источника данных. Так, содержание и структура веб-страниц могут довольно быстро измениться после проведенного контент-анализа. Она также отмечает, что исследователям стоит разрабатывать собственную схему кодирования для контент-анализа университетских сайтов.

***

Несмотря на ряд таких проблем (например, коммодификацию образования и трансформацию национальной идентичности), в регионе ССАГПЗ за короткий промежуток времени был достигнут значительный прогресс в части интернационализации высшего образования. Регион обладает большим потенциалом для дальнейшей интернационализации. Результаты исследования Джули Вардхан помогают проследить перспективы интернационализации образования в рамках региональной интеграции образования. Данный труд представляет большой научный интерес для всех, кто интересуется вопросами интернационализации высшего образования в странах Персидского залива.

Изучение сразу нескольких аспектов интернационализации образования помешало автору сконцентрироваться на электронной интернационализации университетских интернет-ресурсов. Методология исследования сайтов вузов четко не прописана, и не конкретизируется, как именно следует реализовывать отдельные этапы контент-анализа. Джули Вардхан считает, что исследователям стоит разрабатывать собственную схему кодирования, являющуюся основой методологии. Целесообразно создавать универсальные и удобные всем инструменты для анализа содержания сайтов вузов, чтобы каждый исследователь интернационализации высшего образования мог внести максимальный вклад в их изучение. Остается открытым вопрос, с какими трудностями в интернационализации образования сталкиваются университеты арабских стран региона. В этом контексте интересно, какие именно государственные инициативы в сфере интернационализации высшего образования оказались успешны, а к опыту каких обращаться не стоит.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся