Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.27)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Кристина Денисенко

М.н.с. Cектора экономики европейских стран Центра европейских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

В связи с текущей геополитической ситуацией отношения между Россией и Германией переживают процесс качественно нового переформатирования. Украинский кризис стал поворотным моментом в истории германо-российских отношений. Двустороннее взаимодействие переживало свои взлеты и падения на разных витках истории, а за последнее время сотрудничество между некогда близкими партнерами нельзя было назвать тесным. В основном энергетический фактор всегда находился на авансцене внешней политики и определял характер повестки. Немаловажными аспектами были также экономические связи, взаимодействие гражданских обществ и культурный диалог. Выступая с речью на 76-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел Германии Аналена Бербок заявила о «новой реальности», которая диктует свои условия.

Новый вектор внешнеполитического курса Германии озвучил канцлер Германии Олаф Шольц на экстренном заседании Бундестага 27 февраля. Канцлером были предложены решительные меры по диверсификации поставок энергоносителей, новое звучание обрели вопросы поставок вооружения, европейской безопасности и оборонной политики, особое внимание было уделено повышению роли немецких вооруженных сил и их финансированию. Предполагается, что к 2045 г. Германия станет первой климатически-нейтральной страной европейского континента. Ключевым было названо расширение инфраструктуры ВИЭ (возобновляемые источники энергии) и постройка двух терминалов СПГ (сжиженного природного газа) в Брюнсбюттеле и Вильмсхафене.

Вместе с тем в интервью немецкому каналу ZDF канцлер ФРГ Олаф Шольц отметил, что Германия продолжит сотрудничество c Россией в сфере энергоресурсов ввиду отсутствия альтернативы на данный момент. Действующие энергопроекты не затронуты санкциями, а с начала острой фазы украинского кризиса поставки энергоресурсов российской стороной обеспечиваются в запрашиваемом объеме без перебоев. Энергетическое эмбарго со стороны ЕС, о котором все чаще можно услышать в прессе после решительных действий США, воспринимается высшим руководством как неприемлемая мера, ведущая к колоссальным макроэкономические потрясениям.

Принимая во внимание внешнеполитические потрясения уже невозможно говорить о перезагрузке «восточной политики» или о «позитивном старте» в двусторонних отношениях, что отмечалось после первых контактов канцлера с Москвой с момента его избрания в должность. В среднесрочной перспективе будущее проекта «Северный поток – 2» кажется амбивалентным, однако о полном отказе от трубопровода речи пока не идет. Проекты терминалов СПГ, изначально рассчитанные на импорт американского газа, не были доведены до конца, а энергетическую зависимость ФРГ пока преодолеть не удалось. В сложившихся обстоятельствах, при нарастающем алармизме западных стран, долгих сроках реализации новых проектов СПГ и росте цен на газ политика энергетического перехода может замедлиться, а тезис о диверсификации поставок энергоресурсов продолжит быть актуальным в последующие годы.

В связи с текущей геополитической ситуацией отношения между Россией и Германией переживают процесс качественно нового переформатирования. Украинский кризис стал поворотным моментом в истории германо-российских отношений. Двустороннее взаимодействие переживало свои взлеты и падения на разных витках истории, а за последнее время сотрудничество между некогда близкими партнерами нельзя было назвать тесным. В основном энергетический фактор всегда находился на авансцене внешней политики и определял характер повестки. Немаловажными аспектами были также экономические связи, взаимодействие гражданских обществ и культурный диалог. Выступая с речью на 76 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел Германии Аналена Бербок заявила о «новой реальности», которая диктует свои условия.

Новый вектор внешнеполитического курса Германии озвучил канцлер Германии Олаф Шольц на экстренном заседании Бундестага 27 февраля. Данное выступление многие СМИ уже окрестили историческим, и на то есть свои причины. Канцлером были предложены решительные меры по диверсификации поставок энергоносителей, новое звучание обрели вопросы поставок вооружения, европейской безопасности и оборонной политики, особое внимание было уделено повышению роли немецких вооруженных сил и их финансированию.

Повторяя нарратив энергетической уязвимости, канцлер в своей речи заявил: «Мы изменим свой курс, чтобы преодолеть зависимость от отдельных поставщиков энергии». Предполагается, что к 2045 г. Германия станет первой климатически-нейтральной страной европейского континента. Ключевым было названо расширение инфраструктуры ВИЭ (возобновляемые источники энергии) и постройка двух терминалов СПГ (сжиженного природного газа) в Брюнсбюттеле и Вильмсхафене в федеральных землях Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония соответственно, которые помимо сжиженного природного газа будут способны принимать «зеленый» водород. О возможной реализации подобных поставок пока можно говорить с осторожностью, так как логистика перевозок «зеленого» водорода, потенциал его хранения и транспортировка внутри страны, а также высокая стоимость только лишь усложняют далеко идущие планы.

Январь 2022 г. отметился рекордными поставками СПГ в газотранспортную сеть ЕС в поисках альтернативы дорогому российскому газу. Несмотря на довольно широкую сеть терминалов СПГ в странах Европы, Германия, которая считается крупнейшим газовым рынком Европы, еще не обзавелась своими собственными. Все поставки в страну идут преимущественно из терминалов в соседних странах Бельгии и Голландии. Однако планы по постройке таковых уже разрабатывались. Наиболее очерченные проекты постройки терминалов СПГ в Германии уходят корнями в далекий 2018 г., когда немцы активно заговорили о преодолении зависимости от прямых поставок российского газа и делали ставку на американское направление. Всего в Германии планировалось построить четыре СПГ терминала: LNG Terminal Wilhelmshaven, German LNG Terminal, Rostock LNG, LNG Stade. Вместе с тем в каждом проекте есть свои трудности по их реализации.

Еще в 2018 г. «Новатэк» и бельгийская компания «Fluxys» подписали договор аренды земли с портом Росток для строительства терминала СПГ с мощностью 300 тыс. тонн в год, однако уже в 2021 г. рыночные условия показались слишком сложными для реализации подобных планов.

В том же 2018 г. экс-канцлером Ангелой Меркель было принято стратегическое решение по государственной поддержке строительства терминала СПГ LNG Stade на территории химического завода Dow на берегу реки Эльбы. Проект даже окрестили «символом новых трансатлантических отношений», ведь предназначался он преимущественно для импорта газа из США. Однако в составе участников проекта изначально не было ни одной газовой компании: немецкая Umwelttechnik & Ingenieure GmbH, австралийская Macquarie Group Ltd. и китайская China Harbour Engineering. Нынешний разработчик проекта Hanseatic Energy Hub (HEH) смог привлечь бельгийскую Fluxys, швейцарскую Partners Group и Buss Gruppe из Гамбурга в качестве партнеров. Все же турбулентность и волатильность газового рынка в 2022 г. вынудило руководство перенести процесс бронирования мощностей до лета. Инвестиционные инициативы также могут быть отложены на момент позднее 2023 г., что делает перспективу планируемого запуска терминала в 2026 г. еще более туманной.

Проект постройки терминала СПГ в Вильгельмсхафене (LNG Terminal Wilhelmshaven) имеет длинную историю. Изначально немецкая Uniper LNG Terminal Wilhelmshaven GmbH (LTeW) рассматривала данное место с одним из крупнейших портов Германии в качестве площадки для постройки плавучего терминала по приему СПГ. Однако уже в 2020 г. компания пересмотрела свои планы, так как в связи с нынешним состоянием рынка отсутствует достаточный интерес к проекту. Так, терминал, предназначенный главным образом для импорта американского сжиженного природного газа, показал свою нерентабельность. Тогда было решено переориентироваться на создание центра «зеленого» водорода — «Зеленый Вильгельмсхафен» — с возможностью использования технологий крекинга аммиака и превращения его в азот и газообразный водород. Ожидается, что после речи канцлера к проекту будет проявлен больший интерес, чтобы форсировать темпы строительства и ввести в эксплуатацию заявленный проект.

Терминал СПГ в городе Брунсбюттель должен был изначально стать первым подобным проектом. Город расположен в устье реки Эльбы в отправной точке Северо-Балтийского канала и имеет удобное местоположение с точки зрения логистики. Однако проект сталкивался с целым рядом препятствий. Критика поступала со стороны экологов в лице организации Deutsche Umwelthilfe, которая упрекала руководство города в несоблюдении правил размещения подобных опасных производственных объектов. Дело в том, что на небезопасном от терминала расстоянии находятся жилые районы, химические предприятия и заводы. Происходили задержки в получении разрешений на строительство, так что проект будет доступен к использованию не ранее 2025 г. Несмотря на то, что нидерландская компания Vopak LNG Holding B.V отказалась от активного участия в проекте, сохранив за собой финансовое присутствие, KfW, Gasunie и RWE 5 марта удалось подписать меморандум о намерениях по строительству терминала сжиженного природного газа.

Изначально проекты по строительству СПГ в Германии еще в 2018 г. были призваны диверсифицировать основных поставщиков газа и предотвратить зависимость от российских поставщиков. Газ на немецкий рынок планировалось поставлять за счет импорта из США. На практике же ни один из четырех проектов за почти 5 лет не был введен в эксплуатацию, строительство затягивалось по различным причинам, а конъюнктура мирового газового рынка показывала нерентабельность подобных объектов.

Речь Олафа Шольца в Бундестаге дала некий импульс и наполнение подобным инициативам. Однако предложенные планы по строительству терминалов СПГ не служат новым решением старых проблем, а скорее — попыткой возродить уже имеющиеся наработки там, где это представляется возможным.

Стоит отметить, что подобные проекты могут оказаться экономически выгодными только в долгосрочной перспективе и не в состоянии переориентировать энергетическую безопасность страны, а также отойти от зависимости от российского газа в одночасье. Министр экономики ФРГ Роберт Хабек оценил зависимость Германии от российских поставок энергоресурсов: 55% приходится на импорт газа, 35% на нефть, 50% остается за поставками угля. Поэтому, по его словам, «стабильное энергоснабжение и энергетический суверенитет стали вопросом национальной безопасности».

Однако в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung Роберт Хабек заявил о намерениях Германии отказаться от российского угля к осени, а к концу года и от поставок нефти. Об отказе от газа говорить пока рано ввиду отсутствия собственных мощностей и инфраструктуры для приема СПГ. Тем временем Европейская комиссия планирует предоставить в мае план действий по отказу от российских энергоносителей к 2027 г., но далеко не все страны ЕС будут готовы совершить такой шаг единовременно. Резкий рост цен на энергоносители и повышение тарифов для потребителей только лишь усугубляют энергетический кризис. Немецкая компания Gasag уже объявила о росте тарифов на новый отопительный сезон. Так, с мая 2022 г. цена на газ вырастет на 26%.

Примечательно, что еще только в январе 2022 г. посол Германии в РФ Геза Андреас фон Гайр сообщал о скором открытии германского бюро по «водородной дипломатии» в России. Стратегически важным для Германии служит использование «зеленого» водорода, так как страна занимает лидирующие позиции по созданию и экспорту технологий добычи альтернативных источников энергии. Подобные форматы сотрудничества обсуждались еще при бывшем министре иностранных дел ФРГ Хайко Маасе и во время недавнего визита министра иностранных дел Германии Аналены Бербок в Россию. Видимо, на данный момент планы по развитию сотрудничества в этой области в Москве приостановлены.

По всей видимости, вопрос строительства терминалов СПГ в Германии перешел в политическое измерение. При этом данные инициативы по адаптации к новым реалиям и переориентации газового рынка видятся достаточно дорогим удовольствием. Осуществление широкомасштабных планов по реализации водородной стратегии и энергетического перехода невозможно при отсутствии развитой инфраструктуры по приему и использованию водорода вместо природного газа.

Стремительный отказ Германии от угольной и атомной генерации может в ближайшее время столкнуться с трудностями ввиду отсутствия достаточного потенциала ВИЭ, что требует от страны решительных мер по реорганизации источников получения электроэнергии. Согласно заявлению правительственной комиссии по использованию угля, закрытие угольных электростанций на территории Германии должно произойти к 2038 г., а по некоторым оценкам, даже чуть раньше — к 2030 г. Вывод из эксплуатации атомных электростанций, согласно закону об отказе от атомной энергетики (Atomausstiegsgesetz), должен произойти к концу 2022 г. Уже были остановлены три из шести атомных станций в Брокдорфе (земля Шлезвиг-Гольштейн), в Гронде (Нижняя Саксония) и Гундремминген (Бавария). Несмотря на складывающийся энергетический кризис, глава министерства экономики Германии Роберт Хабек заявил об отсутствии намерений продлевать срок действия АЭС, если только для страны не будут складываться «условия самых серьезных мер безопасности».

В интервью немецкому каналу ZDF канцлер ФРГ Олаф Шольц отметил, что Германия продолжит сотрудничество c Россией в сфере энергоресурсов ввиду отсутствия альтернативы на данный момент. Действующие энергопроекты не затронуты санкциями, а с начала острой фазы украинского кризиса поставки энергоресурсов российской стороной обеспечиваются в запрашиваемом объеме без перебоев. Энергетическое эмбарго со стороны ЕС, о котором все чаще можно услышать в прессе после решительных действий США, воспринимается высшим руководством как неприемлемая мера, ведущая к колоссальным макроэкономические потрясениям.

Принимая во внимание внешнеполитические потрясения уже невозможно говорить о перезагрузке «восточной политики» или о «позитивном старте» в двусторонних отношениях, что отмечалось после первых контактов канцлера с Москвой с момента его избрания в должность. В среднесрочной перспективе будущее проекта «Северный поток – 2» кажется амбивалентным, однако о полном отказе от трубопровода речи пока не идет. Проекты терминалов СПГ, изначально рассчитанные на импорт американского газа, не были доведены до конца, а энергетическую зависимость ФРГ пока преодолеть не удалось. В сложившихся обстоятельствах, при нарастающем алармизме западных стран, долгих сроках реализации новых проектов СПГ и росте цен на газ политика энергетического перехода может замедлиться, а тезис о диверсификации поставок энергоресурсов продолжит быть актуальным в последующие годы.


Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.27)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся