Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный ассистент РСМД

В статье «Connecting Central Asia to the World», опубликованной Brookings Institution, авторы исследуют вопрос — можем ли мы сегодня вновь говорить о возвращении Центральной Азии к активному участию в мировых экономических процессах?

Важным шагом для более ощутимой интеграции Центральной Азии в глобальную экономику является развитие торговых коридоров, призванных трансформировать региональные экономики, заставив их ориентироваться не только на получение выгоды от торговых связей между Поднебесной и Европой. Иными словами, авторы считают, что государствам Центральной Азии необходимо сегодня прилагать усилия для развития самостоятельных торгово-экономических связей с ЕС и отдельными регионами мира посредством интенсификации двусторонних контактов, ведения переговоров о предоставлении друг другу взаимовыгодных возможностей, отходя, насколько это возможно, от перегруженного многостороннего формата с множеством участников.


Долгие годы, находясь в центре Шелкового пути, соединяющего Восточную Азию с Ближним Востоком и Европой, регион Центральной Азии наращивал экономику и развивал торговые связи с большей частью континента. Однако уже к XVIII в., с началом использования морских путей, распадом империй и крупных государств, а также стремительным ростом соседних крупных экономических игроков регион оказался в своего рода изоляции.

В статье «Connecting Central Asia to the World», опубликованной Brookings Institution, авторы исследуют вопрос — можем ли мы сегодня вновь говорить о возвращении Центральной Азии к активному участию в мировых экономических процессах?

Рассуждая на данную тему, авторы отмечают, в первую очередь, фактор переориентирования китайской экономики, который является ключевым для более активного вовлечения стран Центральной Азии в глобальную экономику. На практике это означает, что ядро экономики Поднебесной постепенно, частично и пока в еще небольшой степени начинает смещаться на Запад, к границам Центральной Азии. Это в свою очередь открывает возможности для региона в виде извлечения максимума экономической выгоды из транзитного положения. Если Китай начнет чаще использовать центральноазиатский коридор и доставлять товары в Европу через территорию региона, то и значение, и доля региональных государств в мировой экономике существенно возрастут. Причин, по которым Пекин намерен все больше использовать сухопутные возможности транзита в западном направлении, несколько. Во-первых, Китай стремится развивать и активнее использовать возможности проекта «Один пояс и один путь», который в том числе предполагает активное транзитное участие республик Центральной Азии. Во-вторых, доставка по суше по-своему более выгодна — она попросту быстрее.

Авторы косвенно упоминают, что улучшение коммуникационных возможностей Центральной Азии даст региону возможность получить большую, более значительную долю в глобальной торговле. Для этого сегодня в государства Центральной Азии поступают масштабные инвестиции, нацеленные на развитие транспортной сети. Существует вероятность, что при повышении уровня его возможностей этот регион сможет более активно взаимодействовать и с соседней Южной Азией, что придаст импульс торговле как на общерегиональном, так и на евразийском уровне.

В статье также поднимается вопрос о вызовах, стоящих перед регионом и не дающих более существенно развиваться здесь торгово-экономическим связям. Авторы говорят о неэффективности внутрирегиональных границ. Несмотря на активные реформы, запущенные в Узбекистане, Казахстане и Киргизии, процесс тормозится из-за задержек и возможных непредсказуемых ситуаций на границах. В этой связи возникает вопрос — а возможно ли сегодня минимизировать сложности на границах путем эффективного использования вливаемых внешними акторами инвестиций? Вопрос остается открытым, однако логично предположить, что для устранения пограничных проблем и скорейшего разрешения вопроса в первую очередь необходимы реформы на данном направлении, а инвестиции более применимы для развития инфраструктуры.

Важным шагом для более ощутимой интеграции Центральной Азии в глобальную экономику является развитие торговых коридоров, призванных трансформировать региональные экономики, заставив их ориентироваться не только на получение выгоды от торговых связей между Поднебесной и Европой. Иными словами, авторы считают, что государствам Центральной Азии необходимо сегодня прилагать усилия для развития самостоятельных торгово-экономических связей с ЕС и отдельными регионами мира посредством интенсификации двусторонних контактов, ведения переговоров о предоставлении друг другу взаимовыгодных возможностей, отходя, насколько это возможно, от перегруженного многостороннего формата с множеством участников. Конечно, на первых порах это может показаться невыполнимой задачей, но работать над ней нужно. С помощью торговых коридоров можно будет решить ряд задач: поднять уровень урбанизации, создать новые рабочие места, способствовать экономическому росту и снижению уровня бедности. Вместе с тем не стоит забывать и о том, что создание таких коридоров — весьма дорогое удовольствие. Поэтому государствам региона необходимо определить собственные приоритеты, сосредоточиться сначала на каком-либо одном и работать над ним с привлечением внешней помощи.

Андрей Казанцев, Айгуль Каженова:
Новый этап центральноазиатской интеграции

Авторы говорят не только о плюсах, но и о минусах создания торгово-экономических коридоров. Так, например, в результате улучшения внутренних коммуникаций образованное и экономически активное население будет стремиться перебраться ближе к урбанизированным территориям, а сельские местности останутся без населения, рабочих мест и стимулов для экономического развития.

В заключение стоит отметить, что меры по созданию коридоров, предлагаемые авторами, действительно могли бы быть весьма полезными для экономического развития региона и более активного его участия в мировых экономических процессах. Однако вместе с тем возникает вопрос, насколько государства Центральной Азии способны сегодня на создание этих коридоров, пусть даже с внешней помощью? И, самое главное, насколько они готовы выдерживать конкуренцию с более крупными игроками, «акулами» мировой экономики в лице, например, США и Китая, имеющими свои торговые интересы? Где гарантия того, что их интересы не будут пересекаться с интересами государств Центральной Азии? В случае обострения противоречий не возникает особых сомнений, за кем останется преимущество.


Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся