Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Георге Никулеску

Главный аналитик Европейского геополитического форума

11 апреля 2019 г. руководство НАТО подтвердило намерение США развернуть систему высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (Terminal High Altitude Area Defense, THAAD) в Румынии. Речь в данном случае идет не о российско-румынских отношениях, а о нынешнем весьма плачевном состоянии отношений между Россией и НАТО. Согласие властей Румынии на развертывание американской противоракетной системы на своей территории было дано в рамках стратегических и тактических обязательств страны как государства — члена НАТО. Бухарест тем самым выполняет свои обязательства перед Альянсом, и данный шаг, согласно неоднократным заявлениям представителей НАТО и Румынии, не направлен напрямую против российских ракетных систем. Кроме того, новая американская система развернута в Румынии на временной основе, с целью обеспечения боеспособности НАТО на период модернизации объекта «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Любые возможные военные или гибридные действия России против Румынии как отдельного государства в ответ на развертывание системы THAAD видятся контрпродуктивными, поскольку они способны усилить опасения, что со стороны России исходит стратегическая угроза для национальной безопасности Румынии. Это, в свою очередь, повышает вероятность дальнейшего антироссийского сближения между Румынией и Украиной, в частности, в Черноморском регионе.

Вне зависимости от причин нынешнего кризиса в отношениях между Россией и Западом, выйти из него можно лишь путем достижения соглашения о новой европейской модели безопасности, желательно в сочетании с «новым европейским договором о безопасности».


11 апреля 2019 г. руководство НАТО подтвердило намерение США развернуть систему высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (Terminal High Altitude Area Defense, THAAD) в Румынии. По словам представителей Альянса, Соединенные Штаты выполнят свои обязательства по противоракетной обороне НАТО путем временного развертывания системы THAAD на румынской военной базе Девеселу. «Подразделение THAAD будет находиться в оперативном подчинении НАТО и под полным политическим контролем Североатлантического совета. Оно будет действовать только до тех пор, пока объект «Иджис Эшор» (Aegis Ashore) в Румынии не возобновит свою работу. Ожидается, что модернизация и развертывание будут продолжаться несколько недель», — говорится в пресс-релизе. В сообщении также подчеркивается, что, в соответствии с системой противоракетной обороны НАТО, подразделение THAAD будет сосредоточено на потенциальных угрозах за пределами евроатлантического региона. «Данный объект обеспечивает оборонительный потенциал, направленный на предотвращение конфликтов и на защиту [США] и союзников по НАТО в том случае, если конфликта избежать не удастся», — отмечает Европейское командование вооруженных сил США. THAAD представляет собой исключительно оборонительную систему и является ключевым элементом системы ПРО НАТО. Развертывание THAAD в Румынии осуществляется в рамках Поэтапного адаптивного подхода США к созданию системы ПРО в Европе — программы, которая реализуется с сентября 2009 года.

Москва отреагировала устами Александра Грушко, заместителя министра иностранных дел РФ, который заявил, что Россия «внимательно следит» за ситуацией с временным размещением системы THAAD в Румынии. В комментарии для информационного агентства ТАСС Грушко отметил: «Мы внимательно за этим наблюдаем. Есть русская поговорка: нет ничего более постоянного, чем временное». По его словам, у России есть два вопроса относительно решения США: для чего размещается система THAAD как таковая и в чем заключается модернизация объектов в Румынии. «Хорошо известно, что сегодня США работают над совершенствованием технологий по перехвату ракет, и уже многие не скрывают того, что противоракетная оборона США, в том числе европейский сегмент, интегрированный в НАТО, должна обладать способностью перехвата и ракетных средств, находящихся на вооружении РФ», — сказал дипломат в заключение.

С учетом недавнего обмена официальными заявлениями между НАТО и РФ относительно временного размещения системы THAAD в Румынии видится необходимым сформулировать следующие персональные соображения по этому поводу.

Во-первых, речь в данном случае идет не о российско-румынских отношениях, а о нынешнем весьма плачевном состоянии отношений между Россией и НАТО. Согласие властей Румынии на развертывание американской противоракетной системы на своей территории было дано в рамках стратегических и тактических обязательств страны как государства — члена НАТО. Бухарест тем самым выполняет свои обязательства перед Альянсом, и данный шаг, согласно неоднократным заявлениям представителей НАТО и Румынии, не направлен напрямую против российских ракетных систем. Кроме того, новая американская система развернута в Румынии на временной основе, с целью обеспечения боеспособности НАТО на период модернизации объекта «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Любые возможные военные или гибридные действия России против Румынии как отдельного государства в ответ на развертывание системы THAAD видятся контрпродуктивными, поскольку они способны усилить опасения, что со стороны России исходит стратегическая угроза для национальной безопасности Румынии. Это, в свою очередь, повышает вероятность дальнейшего антироссийского сближения между Румынией и Украиной, в частности в Черноморском регионе.

Во-вторых, реакция российского замминистра отражает текущую нестабильность в отношениях между НАТО и РФ, а также дефицит взаимного доверия как следствие продолжающейся геополитической борьбы между Россией и Западом за влияние над сопредельными странами. Не исключено, что недавнее решение РФ разместить бомбардировщики Ту-22М3 и ракетные системы «Искандер» в Крыму также сыграло не последнюю роль в усилении беспокойства НАТО относительно угроз безопасности, исходящих из России. В последние несколько лет мы имели возможность наблюдать серию зеркальных развертываний сил и средств Альянса и РФ: в каждом из этих случаев одна из сторон воспринимала подобные действия как угрозу и симметрично отвечала развертыванием собственных сил и средств с целью противодействия условному противнику.

В-третьих, причины нынешней геополитической конфронтации весьма неочевидны даже для западных ученых, не говоря уже о российских. С одной стороны, большое число экспертов обвиняет Москву в экспансионистских амбициях. Так, аналитик Янош Бугайски убежден, что главная цель российской внешней политики заключается в восстановлении статуса страны как крупного полюса силы в многополярном мире. Глобальная задача Москвы в таком случае — преодолеть доминирующее положение США в Европе и Евразии.

С другой стороны, профессор Джон Миршаймер признает, что в украинском кризисе, начавшемся в 2014 году, нельзя винить исключительно Россию. По его мнению, свою роль здесь сыграли три элемента западной либеральной политики по отношению к Украине и, в более широком смысле, к восточным соседям Евросоюза, а именно расширение НАТО, расширение ЕС и продвижение демократии. Миршаймер объясняет агрессивные действия РФ в Крыму и на Донбассе с точки зрения геополитики: крупные державы всегда весьма болезненно реагируют на потенциальные угрозы вблизи своих границ. По мнению эксперта, вместо того, чтобы пытаться вестернизировать Украину, США и их союзникам следует сделать ее нейтральной буферной зоной между НАТО и Россией. Целью здесь должно являться создание суверенной и независимой Украины, не находящейся в орбите интересов России или Запада.

Вне зависимости от причин нынешнего кризиса в отношениях между Россией и Западом, выйти из него можно лишь путем достижения соглашения о новой европейской модели безопасности, желательно в сочетании с «новым европейским договором о безопасности». Такая модель должна восстановить международную систему безопасности как на глобальном, так и на европейском уровнях, а также вновь обеспечить предсказуемый характер международных отношений за счет нового международного закона или иных политических, экономических или военных инструментов. Так, в исследовании RAND Corporation «Новый взгляд на перспективы регионального порядка в постсоветской Европе и Евразии», опубликованном в 2018 году, предлагается совместная разработка нового договора о безопасности для Восточной Европы. Предполагается, что в рамках договора Россия и Запад примут на себя обязательства уважать членство сторон в существующих структурах, очертить рамки региональной интеграции для неприсоединившихся государств и выработать модель отношений с такими государствами, позволяющую избегать конфликтов между РФ и Западом. Фактически России и Западу предлагается договориться о создании региональной зоны интеграции — своеобразной буферной зоны, дополняющей такие существующие структуры как НАТО, ЕС, ОДКБ и ЕЭС. К сожалению, до достижения подобного результата еще далеко — главным образом потому, что заинтересованные стороны придерживаются разных взглядов на характер, область действия и правила будущей европейской модели безопасности.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся