Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Семенов

Начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

9 августа президент России в ходе дебатов высокого уровня в Совете Безопасности ООН по теме «Укрепление морской безопасности: необходимость международного сотрудничества» предложил «подумать о создании специальной структуры в рамках системы ООН, которая непосредственно занималась бы проблематикой борьбы с морской преступностью в разных регионах. При этом такая структура опиралась бы на поддержку государств — членов ООН и активно привлекала бы к своей работе экспертов, представителей гражданского общества, научно-исследовательские круги и даже частный бизнес».

У читателя, впервые столкнувшегося с данной темой, может сложиться впечатление, что ранее международное сообщество обращало недостаточное внимание на борьбу с морской преступностью, включая морское пиратство. Однако это не так.

В России была создана Служба морской безопасности, которая подготовила предложения по созданию Российского информационного центра по противодействию морскому пиратству (РИЦ ПМП), в компетенции которого войдет организация и осуществление деятельности по профилактике и предупреждению актов морского пиратства и вооруженного разбоя в отношении российских морских судов и моряков.

Основными задачами РИЦ ПМП может быть организация сбора, обработки данных о характере деятельности пиратских формирований в северо-западной части Индийского океана и других районах Мирового океана; а также выработка и совершенствование способов противодействия пиратской угрозе; разработка рекомендаций для судовладельцев по защите судов от пиратских нападений.

9 августа президент России в ходе в дебатов высокого уровня в Совете Безопасности ООН по теме «Укрепление морской безопасности: необходимость международного сотрудничества» предложил «подумать о создании специальной структуры в рамках системы ООН, которая непосредственно занималась бы проблематикой борьбы с морской преступностью в разных регионах. При этом такая структура опиралась бы на поддержку государств — членов ООН и активно привлекала бы к своей работе экспертов, представителей гражданского общества, научно-исследовательские круги и даже частный бизнес».

У читателя, впервые столкнувшегося с данной темой, может сложиться впечатление, что ранее международное сообщество обращало недостаточное внимание на борьбу с морской преступностью, включая морское пиратство. Однако это не так.

Международные усилия

Еще в 1982 г. была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, в которой были определены действия, составляющие морское пиратство (ст. 101 Конвенции).

Только за последнее десятилетие Международной морской организацией (ИМО), являющейся специализированным учреждением ООН, были разработаны или рекомендованы руководства и передовые практики управления, разработанные отраслевыми объединениями, в том числе касающиеся частного вооруженного персонала безопасности на борту судов. Международная организация по стандартизации разработала руководство ISO 28007-1:2015 (Суда и морские технологии — Руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наёмный персонал вооружённой охраны на суда) по поручению ИМО. А Управление ООН по наркотикам и преступности в сентябре 2020 г. выпустило «Краткое изложение законов, регулирующих деятельность плавающих арсеналов и их эксплуатацию». Они стали базовыми для частных морских охранных компаний.

Одной из задач Объединенных военно-морских сил (CMF), базирующихся в Бахрейне и включающих в свой состав участников из 34 стран, является борьба с морским пиратством и вооруженным разбоем. Данную задачу решает созданная в январе 2009 г. во исполнение резолюций Совета Безопасности ООН Объединенная оперативная группа 151 (CTF 151).

В целях борьбы с морским пиратством и вооруженным разбоем у берегов Сомали Военно-морские силы Европейского союза с 2008 г. проводят операцию «Аталанта».

В ноябре 2006 г. было заключено Региональное соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP), которое стало первым региональным соглашением между правительствами, направленным на поощрение и укрепление сотрудничества в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии. На сегодняшний день в соглашение входит 21 страна, включая Норвегию, Нидерланды, Данию, Соединенное Королевство, Германию, Австралию и Соединенные Штаты.

Это неполный перечень международных усилий, направленных на борьбу с морским пиратством и вооруженным разбоем.

Российский подход

Морские пиратство стало проблемой и для российских судовладельцев, оно угрожает жизни и здоровью российских моряков. Последние, работая на иностранных судах, регулярно становятся жертвами похищений пиратов ради выкупа. Так, в 2021 г. были похищены два российских моряка, которых удалось освободить.

Вопросам противодействия морскому пиратству и вооруженному разбою, борьбе с ними уделяют внимание президента, правительство России и федеральные органы исполнительной власти.

Так, Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. [1] относят пиратство к основным опасностям и угрозам национальной безопасности России в Мировом океане.

Морская доктрина Российской Федерации [2] к долгосрочным задачам национальной морской политики на Тихоокеанском и Индоокеанском региональных направлениях относит участие в обеспечении безопасности морской деятельности, в том числе борьбу с пиратством.

Концепция внешней политики Российской Федерации [3] констатирует, что современный мир характеризуется стремительным ростом уровня, расширением характера и географии имеющих трансграничную природу вызовов и угроз, к числу которых относится морское пиратство.

Концепция внешней политики Российской Федерации отмечает рост пиратской активности в Гвинейском заливе, а также в акваториях Индийского и Тихого океанов. Указанная Концепция относит к приоритетам России в решении глобальных проблем в рамках международного экономического и экологического сотрудничества — как для экономического развития, так и для укрепления безопасности — соблюдение требований обеспечения безопасности морского судоходства, которые отвечают национальным интересам и соответствуют нормам международного морского права, в том числе в части, касающейся борьбы с международным терроризмом и противодействия морскому пиратству.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и Военная доктрина Российской Федерации [4] борьбу с пиратством относят к задачам Вооруженных сил России.

В 2008 г. в связи со сложной обстановкой в Аденском заливе В. Путин принял решение о привлечении к борьбе с морским пиратством там Военно-Морского Флота [5]. ВМФ ежегодно проводит конвоирование морских судов в Аденском заливе в районе Сомали.

Во исполнение этого поручения федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» в рамках государственного задания «Организация и координация обеспечения безопасности мореплавания в Аденском заливе в районе побережья Сомали» извещает российское и международное морское сообщество о графике российских конвоев и участвует в формировании караванов судов на основе полученных заявок. Осуществляя эту деятельность, «Служба морской безопасности» выступает в роли координатора между ВМФ, признанными иностранными антипиратскими центрами и судоходными компаниями (капитанами судов).

В целях координации действий федеральных органов исполнительной власти и иных государственной органов по обеспечению безопасности международного морского судоходства образована межведомственная рабочая группа (МРГ) и утверждено положение о ней [6]. МРГ наделена статусом координационного органа, а ее руководителем назначен Министр обороны Российской Федерации.

Деятельность ВМФ, Росморречфлота и Службы морской безопасности была отмечена в докладе Генерального секретаря ООН «Ситуация с пиратством и вооруженным разбоем на море у берегов Сомали» (S/2020/1072).

Проблемные вопросы

Несмотря на то, что Федеральный закон «Об обороне» и Военная доктрина Российской Федерации борьбу с пиратством относят к задачам Вооруженных сил Российской Федерации, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации [7] борьба с пиратством в полномочиях не выделена. Другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации таких задач и полномочий не имеют.

МРГ сегодня является единственным органом Российской Федерации, в компетенции которого входит реагирование на случаи пиратских нападений на суда под флагом Российской Федерации и граждан Российской Федерации, находящихся на иностранных судах.

При этом вопросы профилактики и предупреждения актов морского пиратства и вооруженного разбоя в отношении морских судов под Государственным флагом Российской Федерации и российских моряков из поля зрения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и МРГ выпадают.

В России отсутствует двухсторонний канал коммуникации между МРГ и судоходным сообществом, и моряками. Исключение составляет ситуация с обеспечением судоходства в Аденском заливе, где роль координационно-информационного центра и такого «моста» исполняет «Служба морской безопасности».

Анализ опыта и уроков, полученных бывшими заложниками пиратов из числа российских граждан, экипажами российских судов и судов с экипажем из числа российских граждан, не ведется; основанные на анализе рекомендации по повышению защищенности судов от актов пиратства не готовятся. Хотя, например, рекомендация о проведении такой работы содержится в п. 50 Заключительного коммюнике 22-го пленарного заседания Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали. Эта работа также относится к основным задачам МРГ (выработка и совершенствование способов противодействия пиратской угрозе; разработка рекомендаций для судовладельцев по защите судов от пиратских нападений).

Частные морские охранные компании, привлекаемые российскими судоходными компаниями для защиты своих судов от пиратства, работают вне правового поля Российской Федерации. При этом спрос судовладельцев на конвоирование морских судов в Аденском заливе силами ВМФ очень низкий, что частично объясняется нерегулярностью и редкостью таких конвоев.

Практически все документы Международной морской организации ООН (или рекомендованные ею) и Управления ООН по наркотикам и преступности, касающиеся противодействия морскому пиратству и вооруженному разбою, организации деятельности частных морских компаний и частного наемного вооруженного персонала на борту судов, не имеют легитимных переводов на русский язык.

Совершенствование деятельности

«Служба морской безопасности» подготовила предложения по созданию Российского информационного центра по противодействию морскому пиратству (РИЦ ПМП), в компетенции которого войдет организация и осуществление деятельности по профилактике и предупреждению актов морского пиратства и вооруженного разбоя в отношении российских морских судов и моряков.

Основными задачами РИЦ ПМП может быть организация сбора, обработки данных о характере деятельности пиратских формирований в северо-западной части Индийского океана и других районах Мирового океана; а также выработка и совершенствование способов противодействия пиратской угрозе; разработка рекомендаций для судовладельцев по защите судов от пиратских нападений.

РИЦ ПМП может иметь следующие функции, но не ограничиваться ими:

  1. проведение мониторинга, сбора, обобщения и анализа актуальной информации о случаях морского пиратства и вооруженного разбоя в Мировом океане от признанных антипиратских центров и из открытых источников информации;
  2. информирование заинтересованных сторон о случаях морского пиратства и морского разбоя в Мировом океане. Подготовка аналитических и информационных документов по указанному вопросу;
  3. взаимодействие с признанными международными и иностранными антипиратскими центрами, российскими судовладельцами, судовыми операторами и капитанами, российскими отраслевыми общественными объединениями, частными морскими охранными компаниями, российскими моряками, иными заинтересованными субъектами и лицами;
  4. координация деятельности Военно-морского флота, судовладельцев, судовых операторов, капитанов судов, иных заинтересованных субъектов и лиц при судоходстве в пиратоопасных районах;
  5. участие в международных мероприятиях, посвященных борьбе с морским пиратством;
  6. перевод на русский язык актуальных документов Международной морской организации, компетентных международных и иностранных организаций, касающихся противодействия морскому пиратству и вооруженному разбою, предоставление переводов заинтересованным российским органам и организациям;
  7. обобщение положительного опыта противодействия пиратским и разбойным нападениям;
  8. анализ опыта и уроков, полученных бывшими заложниками пиратов из числа российских граждан для подготовки рекомендаций по повышению защищенности судов от актов морского пиратства и вооруженного разбоя. Участие в разработке таких рекомендаций для судовладельцев, капитанов судов, российских моряков;

Сегодня вышеперечисленные предложения находятся на рассмотрении заинтересованных сторон.

1. утв. указом Президента РФ от 20.07.2017 № 327

2. утв. Президентом РФ 26.07.2015

3. утв. указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640

4. утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976

5. Поручение Президента Российской Федерации от 03.09.2008 № 1847 «Об обеспечении безопасности торгового судоходства в Аденском заливе»

6. Указ Президента Российской Федерации от 29.09.2011 № 1263

7. утв. указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся