Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.67)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Шкробтак

К.и.н., научный сотрудник отдела европейской безопасности Института Европы РАН

Значимость региона Черного моря для обеспечения безопасности Европы и военных операций на Ближнем Востоке неуклонно растет с 2010 г. и до сих пор. Причина тому — близость региона к вооруженным конфликтам в Сирии, Ливии и Ираке, размещение пусковых установок ПРО и крылатых ракет США средней дальности в Девеселу (Румыния), воссоединение Крыма и России. Экономическая значимость региона обусловлена развивающейся торговлей, наличием здесь нефтяных и газовых месторождений, а также значительными масштабами рыбного промысла.

Наличие современных и боеспособных военно-морских сил для стран Причерноморья, в том числе России, представляется насущной необходимостью, связанной с поддержанием военного баланса сил в регионе. Разумеется, это требует от стран региона капиталовложений, соразмерных с бюджетом и военно-политической доктриной. Тем не менее обновление ВМС вышеупомянутых государств практически неминуемо и в силу их физического устаревания и технического износа материальной части. Такое положение дел может создавать опасность ускорения гонки вооружений на отдельно взятом театре военных действий и создавать угрозу национальной безопасности России.

Вне зависимости от сил стран, имеющих выход к Черному морю, политическое, экономическое и военное значение этого региона будет только возрастать, особенно для России. Это обусловлено прохождением здесь и миграционных потоков из стран Ближнего Востока, и пролеганием здесь транспортных потоков с Востока на Запад, и ростом военной активности в странах арабского мира. Контроль за этими факторами жизненно важен для всех стран черноморского региона.


Значимость региона Черного моря для обеспечения безопасности Европы и военных операций на Ближнем Востоке неуклонно растет с 2010 г. и до сих пор. Причина тому — близость региона к вооруженным конфликтам в Сирии, Ливии и Ираке, размещение пусковых установок ПРО и крылатых ракет США средней дальности в Девеселу (Румыния), воссоединение Крыма и России. Экономическая значимость региона обусловлена развивающейся торговлей, наличием здесь нефтяных и газовых месторождений, а также значительными масштабами рыбного промысла.

Однако наибольшее значение для стран, участвующих в ближневосточных процессах, черноморский регион имеет из-за своего географического положения. Как показывает опыт применения военно-морских сил РФ в 2015–2019 гг. против боевиков ИГ (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) в Сирии, несмотря на то, что Черное море является закрытым, контроль над ним дает возможность оперировать на целом ряде театров военных действий — на Кавказе, в Малой Азии и Восточной Европе, в западной части Средний Азии, Ближнего Востока и восточного Средиземноморья при наличии соответствующего вооружения.

Вместе с тем особенности захода в акваторию, ее «закрытость» и юридический статус Черного моря позволяют ограничивать проход здесь военно-морских судов государств, к нему не прилегающих. Другими словами, по Конвенции Монтрё, через проливы Босфор и Дарданеллы не могут проходить крупные военно-морские силы.

Наличие современных и боеспособных военно-морских сил для стран Причерноморья, в том числе России, представляется насущной необходимостью, связанной с поддержанием военного баланса сил в регионе. Разумеется, это требует от стран региона капиталовложений, соразмерных с бюджетом и военно-политической доктриной. Тем не менее обновление ВМС вышеупомянутых государств практически неминуемо и в силу их физического устаревания и технического износа материальной части. Такое положение дел может создавать опасность ускорения гонки вооружений на отдельно взятом театре военных действий и создавать угрозу национальной безопасности России.

Общее состояние ВМС стран черноморского бассейна

В регион Черноморского бассейна входит Российская Федерация, Турция, Болгария, Румыния, Украина, Грузия и Абхазия (официально не признана ни одним причерноморским государством, кроме России). При этом у Грузии нет военно-морских сил — после войны августа 2008 г. она упразднила ВМС, а материальную часть передала морской охране.

Наиболее активно свой военно-морской флот обновляет Россия — в период с 2014 г. было поставлено более 30 новейших боевых кораблей и катеров, в том числе и тех, которые несут крылатые ракеты средней дальности типа «Калибр». В их числе три фрегата (пр. 11356), три малых ракетных корабля (пр. 21631), два патрульных корабля (пр. 22160), шесть подводных лодок (пр. 636.3), два морских тральщика (пр. 12700), новые многоцелевые истребители (Су-30СМ) и многое другое, включая противодиверсионные, десантные катера и суда поддержки, сухопутные средства противодействия и береговые комплексы ПКР. Процесс модернизации происходит в условиях санкционного давления со стороны Европы и США, Россия испытывает существенные трудности при самостоятельном изготовлении силовых установок и других элементов для кораблей.

Буквально за шесть лет Черноморский флот Российской Федерации занял положение доминирующей силы, которая контролирует не только бассейн Черного моря, но и представляется серьезной силой в восточной части Средиземного моря. Воссоединение Крыма и России в 2014 г. позволило создать хорошо организованную и разветвленную систему базирования береговых и морских подразделений, которая обеспечивает контроль над большей частью Черноморского бассейна. Это событие также позволило снять те ограничения, которые Украина накладывала на обновление ЧФ РФ — с 2014 г. РФ более не обязана согласовывать его с Украиной как с государством, на территории которого флот и базируется. До того все изменения в составе Черноморского флота регламентировались приложением к Киевским соглашениям от 1997 г. и Харьковскими соглашениями от 2010 г., которые не позволяли обновлять боевой состав без согласования с Украиной.

Важным обстоятельством быстрого развития инфраструктуры Черноморского флота стали быстрое наращивание группировки войск на Крымском полуострове, наличие необходимых производственных мощностей для постройки необходимого количества кораблей. Кроме того, произошло включение ЧФ РФ в состав Южного военного округа, который представляется одним из самых боеспособных с точки зрения подготовки личного состава и оснащенности современными видами вооружения, в том числе и противокорабельного.

При этом, согласно планам развития ВМФ России, Черноморский флот продолжит получать комплексное и качественное пополнение. В ближайшие пять лет в его состав войдут еще два корвета (пр. 20380), шесть патрульных кораблей (пр. 22160), шесть малых ракетных кораблей (пр. 22800) и многое другое.

Румыния и Болгария

Румыния и Болгария имеют схожие проблемы с военно-морским вооружением. Основная из них — недостаточное финансирование обороны, что не позволяет осуществить закупку новых боевых единиц флота или провести серьезную модернизацию действующих кораблей.

Большая часть ВМС Румынии и Болгарии перешла им в наследство от СССР. При этом ВМС Болгарии сегодня оснащены лучше, чем ВМС Румынии. Так, на балансе болгарских ВМС находятся четыре фрегата (один советской, два — бельгийской постройки 1970–1980-х гг.), два противолодочных советских корвета, три ракетных катера, четыре минных тральщика. Это вооружение не обладает ни боеспособными системами ПВО, ни серьезным ударным или противокорабельным ракетным вооружением.

Относительно самостоятельно производила свои военные корабли Румыния, в чем достигла весьма спорных успехов. В состав румынских ВМС, по состоянию на 2017 г., входит одна подводная лодка, три фрегата, четыре корвета и четыре ракетных катера, четыре минных тральщика и минный заградитель. Как и болгарские, румынские ВМС не могут представлять угрозу для Черноморского флота — их материальная база устарела, а необходимое финансирование отсутствует. Тем не менее и Румыния, и Болгария — члены Североатлантического Альянса и имеют ряд военно-морских баз и пунктов обеспечения (порт Варна в Болгарии и Констанца в Румынии), которые могут быть использованы американскими, французскими, итальянскими или британскими силами.

При этом, следует отметить наличие у Румынии наземных пусковых установок и систем обнаружения. Эти ракеты могут представлять собой угрозу для наземных целей в комплектации крылатыми ракетами и для воздушных — в комплектации ПВО. Кроме того, нужно учесть, что румынские ВВС качественно обновили свой состав — для них у Португалии были закуплены американские F-16A [1]. Однако слабость практически всех компонентов ВМФ и сил, сопутствующих его развертыванию (береговые ракетные комплексы «Рубеж», находящиеся в эксплуатации обеих стран, вооружены устаревшими ПКР П-15 «Термит», системы ПВО, также состоящие из советских комплексов, самостоятельно не способны в полной мере обеспечить развертывание ВМС), очевидна. Отсутствует и фактор постоянного присутствия одного или нескольких корабельных групп Североатлантического Альянса — существует только система ротации кораблей НАТО, но нет системы постоянного базирования или нахождения в Черном море, что обусловлено Конвенцией Монтрё. По этому договору военные корабли стран, не имеющих выход к Черному морю, ограничены по водоизмещению (15 тыс. т) и срокам пребывания (не более 21 дня).

Турция

Турция представляется важнейшим игроком в черноморском бассейне — она контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, являющиеся единственным выходом из Черного моря. Конвенция Монтрё дает турецким властям право регулировать передвижение гражданских и военных кораблей по черноморским проливам. Соответственно, вне зависимости от ее реальных военных сил Турция обладает дипломатическими рычагами давления на черноморские и нечерноморские державы, обладающие интересами в этом регионе.

До начала усиления ЧФ РФ в 2014 г. турецкий флот был лидером по суммарному тоннажу боевого компонента среди всех флотов стран Причерноморья. В его состав на 2016 г. входили 12 субмарин, 16 фрегатов, 10 корветов УРО и 19 ракетных катеров. Официально 30 апреля 2016 г. был спущен на воду первый универсальный десантный корабль турецкой постройки, ожидается пополнение новыми фрегатами и корветами.

Несмотря на внушительный корабельный состав и достаточно высокие затраты на оборону, Турция вовсе не находится в безопасности. На Юге и Юго-Востоке от нее разворачивается масштабный конфликт в Сирии и Ираке, на Севере — конфликт вокруг Донбасса, продолжаются и вялотекущие территориальные разногласия с Грецией на Западе. Важнейшим фактором, ослабляющим турецкую оборону и военно-морские силы, представляется географическое положение — практически вся территория Турции окружена морем, и прикрытие всей протяженности морских границ не представляется возможным. Другими словами, существующие ВМС Турции не в состоянии держать оборону по всему периметру морских границ.

Несмотря на существующие проблемы, Турция активно наращивает свои наступательные морские силы. В ближайшие пять лет на вооружение будут приняты новые ударные десантные корабли, уже приняты беспилотные летательные аппараты собственного производства, современные системы ПВО российского производства (С-400) [2]. Тем не менее зреет необходимость обновления и основного состава ВМС. Срок службы фрегатов и корветов (несмотря на то, что последние были дополнены кораблями типа «Milgem»), состоящих на вооружении на данный момент, подходит к 25-30 годам (середине срока службы), а боевые возможности серьезно уступают поступающим на вооружение ЧФ РФ кораблям.

Украина

В результате раздела Черноморского флота СССР по итогам Киевских договоренностей 1997 г. Украина получила довольно внушительное число кораблей, которые постепенно устаревали и были списаны. Несмотря на значительные судостроительные и судоремонтные мощности, состав ВМСУ со временем все больше изнашивался, а число кораблей, принятых на вооружение после обретения страной независимости, было откровенно мизерным.

Можно сказать, что катастрофа для ВМСУ наступила в 2014 г., когда в Крыму под контролем Российской Федерации оказался практически весь корабельный состав украинских военно-морских сил — более 50 кораблей и судов украинских ВМС перешли под контроль РФ. Несмотря на то, что были отданы некоторые боевые единицы, на практике ВМСУ лишились практически всех основных компонентов своей боеспособности. Приостановка передачи кораблей ВМСУ произошла по причине эскалации конфликта на Донбассе.

Одним из наиболее неудачных последствий этих событий для Украины стал отток кадровых офицеров и мичманов, которые имели опыт эксплуатации крупных судов. Это произошло потому, что многие квалифицированные офицеры и мичманы украинских ВМС имели недвижимость и семьи в Крыму.

Тем не менее амбициозная программа качественного обновления ВМС Украины не была выполнена в силу смены руководства, постоянных кадровых изменений, отсутствия производственных компетенций и инициативы со стороны военного руководства, а также хронического недофинансирования. Было заморожено строительство корвета пр. 58250, не начато строительство ракетных катеров типа «Лань», не были закуплены ни минно-тральные корабли, ни малые подводные лодки. Единственными пополнениями боевого состава ВМСУ стали малые бронированные речные катера «Гюрза-М» (однако мореходность катеров, состояние вооружения, динамические характеристики и бронирование вызывали вопросы), десантные «Кентавр» и старые американские патрульные корабли типа «Айленд».

Существенным недостатком морского строительства в Украине представляется его бессистемность — вместо последовательного выбора того или иного направления развития каждый новый командующий представлял новый план действий, но ни один не был реализован. Следует отметить, что часто в Украине реальное военное строительство подменяется политической риторикой, что также не способствует поступательному развитию не только ВМСУ, но и других компонентов украинских вооруженных сил.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе задачи ВМСУ по обеспечению суверенитета, безопасности судоходства в украинских водах и присутствию в Черном море как морской державы после присоединения Крыма к России и Керченского инцидента 2018 г. могут стать невыполнимыми в силу падения технической готовности материальной части военно-морских сил Украины.

Перспективы развития ВМС стран черноморского региона

Дальнейшее развитие военно-морских сил государств черноморского бассейна, помимо всего прочего, будет зависеть от роста напряжения между Североатлантическим Альянсом и Россией. Потребность в обновлении можно будет удовлетворить не только постройкой собственных кораблей, но и их покупкой за рубежом. Важным фактором развития останется напряженность на Ближнем Востоке и участие Турции и России в конфликтах в регионе.

Если говорить о том, как именно будут выглядеть ВМС отдельных стран, то здесь следует учесть два фактора: в первую очередь, это размеры финансирования; главные игроки — Россия и Турция — будут дальше наращивать свои силы, а Украина, Болгария и Румыния вряд ли будут финансировать откровенно убыточную отрасль. Во-вторых, нужно учитывать позиционирование военно-морских сил и оценку государством роли черноморского бассейна в обеспечении его государства.

Россия будет наращивать свои военно-морские силы во всех компонентах. Для этого у нее есть разветвленная система базирования кораблей и судов, достаточно сильное прикрытие противовоздушной обороны и средства стратегического сдерживания.

В состав Черноморского флота в следующие пять лет войдут новые малые ракетные корабли, патрульные корабли, корветы и авиационные подразделения. Вполне вероятно, что постройка вертолетоносцев пр. 23900 будет означать фактическое воссоздание советской практики оперативных эскадр с единым командованием и широкими функциями. Целью такой трансформации может стать не только постоянное присутствие российского военного флота в Средиземном море, Индийском океане и Атлантике, но и решение боевых задач за пределами территории России, на значительном удалении от ее границ. Впрочем, многое в развитии военно-морских сил России на этом направлении зависит от санкционного режима, технических возможностей российской промышленности и многого другого. Вместе с тем тенденция отчетливо прослеживается — Россия поступательно наращивает свои военно-морские силы на южном направлении.

Турция усилит свой состав новейшими универсальными десантными кораблями. Однако здесь происходит моральное и техническое устаревание материальной части — большинство основных кораблей в ближайшие 5-10 лет достигнут срока службы в 20-25 лет, а это означает необходимость замены основных компонентов боевого состава турецких ВМС. Данный процесс может быть затруднен производством необходимых элементов вооружения в США, с которыми у Турции есть политические противоречия в Ливии, Сирии и Ираке.

Несмотря на наличие собственного производства некоторых элементов вооружения, наладить полный цикл производства всех необходимых элементов вооружения в Турции не представляется возможным в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Кроме того, попытка переворота 2016 г. поставила под сомнения перспективы последовательного военного строительства, в том числе и по причине политической нестабильности.

Украина находится в самом невыгодном положении, если речь заходит о военно-морских силах. Их боевая ценность практически равна нулю, а стратегическая роль страны в Причерноморье весьма незначительна. Несмотря на явную потребность в усилении военно-морского флота (по меньшей мере, из соображений борьбы с контрабандой, обеспечения безопасности судоходства и других повседневных задач ВМС и береговой охраны), сомнительно, что украинские ВМС будут значительно усилены в ближайшее время.

Кроме того, стоит отметить растущую деградацию не только производственного и судоремонтного комплекса, но и проектно-научного потенциала Украины. В ходе эксплуатации и испытаний новых украинских катеров были выявлены существенные недостатки не только в строительстве, но и в проектировании.

ВМС Болгарии и Румынии находятся в прямой зависимости от поставок оборонных технологий и боевых единиц из стран Североатлантического Альянса. Несмотря на наличие судостроительного и судоремонтного комплекса, за последние 15 лет в этих странах не было построено ни одного боевого корабля для собственных ВМС. Вместе с тем сроки службы кораблей, поставленных из стран НАТО, подходят к концу. Следовательно, требуются поставки кораблей собственного производства или из стран Североатлантического Альянса. Вполне возможно для решения этой проблемы выделение субсидий со стороны, например, Соединенных Штатов для покупки американских или европейских кораблей. Кроме того, серьезные сомнения вызывает работоспособность существующих компонентов вооружения ВМС Румынии и Болгарии.

Вне зависимости от сил стран, имеющих выход к Черному морю, политическое, экономическое и военное значение этого региона будет только возрастать, особенно для России. Это обусловлено прохождением здесь и миграционных потоков из стран Ближнего Востока, и пролеганием здесь транспортных потоков с Востока на Запад, и ростом военной активности в странах арабского мира. Контроль за этими факторами жизненно важен для всех стран черноморского региона.

1. М. Крымов (2017) Военно-воздушные силы Румынии // Зарубежное военное обозрение. №3. С. 58-65.

2. The Military Balance 2019. — P. 157.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.67)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся