Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Лео Энзель

К.ф.н., конфликтолог и межкультурный тренер („Look at the other side!“, Ольденбург)

После применения ядерной бомбы в Хиросиме появилась угроза уничтожения всего человечества. Понимание этого породило «новое мышление», поставившее в центр внимания политиков выживание всего человечества. Появление этого мышления ныне актуально как никогда.

После 6 августа 1945 г., когда на Хиросиму была сброшена ядерная бомба, на кону оказалось само выживание человечества, которое осознало всю хрупкость своего существования лишь в результате этого эпохального события. Поскольку радиоактивные облака ни на йоту не беспокоятся о военных союзах, военных блоках и государственных границах и поскольку нынешние генетические мутации затронут все грядущие поколения, у человечества остается только ближайшее будущее. Впервые в истории человечества появился один в действительности возвышающийся над всеми классовыми, религиозными и прочими противоречиями интерес — продолжение вида. Сделать из этого необходимые выводы для политических действий — вот в чем заключается императив «нового мышления».

Наследие «нового мышления» откровенно беспечно пускается по ветру, договоры о разоружении и ограничении вооружения, благодаря которым удалось положить конец холодной войне, находятся на грани упразднения или уже расторгнуты, ядерные боеголовки подвергаются «модернизации». Иными словами — бесконтрольная ядерная гонка вооружений на всех уровнях и одновременно в нескольких регионах мира становится все более вероятной.

В этой связи возврат к принципам «нового мышления» необходим как никогда! Поэтому еще раз, даже если это будет уже в сотый раз, важно повторить:

Ядерная война не знает победителей, в ней могут быть только побежденные. Либо мы упраздним ядерную бомбу, либо ядерная бомба упразднит нас! Кто хочет мира, тот должен — если перефразировать классическую латинскую поговорку — готовиться к миру.

Если политики будут продолжать политику «новой эскалации», и на них не будет оказываться давления «снизу», то в конце концов нам угрожает геноцид в глобальном масштабе. Будь то военный в результате применения оружия массового уничтожения или же мирный — в виде климатической катастрофы. Пассивность или медлительность мы себе позволить не можем. По-прежнему остается в силе предостережение Эйнштейна: «Пацифизм, витающий в облаках, — это вздор. Надо практически работать для дела мира, надо бороться за мир, а не просто болтать о мире».


После применения ядерной бомбы в Хиросиме появилась угроза уничтожения всего человечества. Понимание этого породило «новое мышление», поставившее в центр внимания политиков выживание всего человечества. Появление этого мышления ныне актуально как никогда.

«Спущенная с цепи сила атома изменила все, кроме нашей привычки мыслить, и мы плывем по течению к грандиозной катастрофе. Если человечество хочет выжить, нужен особый образ мышления», — это написал в 1946 г. никто иной, как Альберт Эйнштейн, который, если выразиться осторожно, сам отчасти был причастен к «спущенной с цепи силе атома».

Прошло почти целое десятилетие, прежде чем именитые представители интеллигенции начали работать над выполнением этого требования Эйнштейна, а именно: последовательно думать над последствиями изобретения ядерной бомбы для человечества и для всей планеты в целом, а также давать им четкую формулировку. Одним из первых был философ Гюнтер Андерс, который в середине 50-х гг. выделил три эпохи человечества. Первая эпоха — «все люди смертны», которая существовала до создания нацистского аппарата уничтожения. Вторая — «все люди уничтожаемы», начавшаяся в результате создания аппарата умерщвления в лагерях смерти. Но после применения ядерной бомбы в Хиросиме и Нагасаки даже это жестокое выражение стало устаревшим. С тех пор и на все времена финальный климакс звучит так: «все человечество уничтожаемо».

Что может коснуться каждого из нас, то касается нас всех

После 6 августа 1945 г., когда на Хиросиму была сброшена ядерная бомба, на кону оказалось само выживание человечества, которое осознало всю хрупкость своего существования лишь в результате этого эпохального события. Гюнтер Андерс писал: «Одного она (бомба) достигла точно: теперь это борьба всего человечества. Ей удалось сделать то, чего не добилась ни одна религия и ни одна философия, ни одна империя и ни одна революция: превратить нас в действительно единое человечество. Что может коснуться каждого из нас, касается всех нас. Рушащаяся крыша будет нашей крышей. Теперь мы становимся morituri (приговоренными к смерти)».

Поскольку радиоактивные облака ни на йоту не беспокоятся о военных союзах, военных блоках и государственных границах и поскольку нынешние генетические мутации затронут все грядущие поколения, у человечества остается только ближайшее будущее. Впервые в истории человечества появился один в действительности возвышающийся над всеми классовыми, религиозными и прочими противоречиями интерес — продолжение вида. Сделать из этого необходимые выводы для полити-ческих действий — вот в чем заключается императив «нового мышления».

Движение за мир на Западе — Горбачев на Востоке

Пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем «новое мышление» с его принципиальными постулатами (приоритет общечеловеческих ценностей в качестве предпосылки для удовлетворения всех прочих интересов, борьба с оружием массового уничтожения, отказ от насилия и пр.) не выйдет, наконец-то, на уровень политики. В 80-х гг. оно вышло на мировую политическую арену двояким образом. В Западной Европе оно появилось в виде движения за мир, которое постулировало в качестве реакции на угрозу размещения американских ракет средней дальности требование «Кто-то должен сделать первый шаг!». А на Востоке — в образе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и его администрации.

Исходя из того факта, что впервые в истории человечество осознало свою тотальную уязвимость, а характер нынешнего оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя только военно-техническими средствами, Горбачев делает вывод, очень схожий в своей формулировке с концепцией «коллективной безопасности» Эгона Бара: «В нынешних условиях безопасность (в особенности ядерных держав) может быть только обоюдной и в глобальных масштабах — только всеобъемлющей. Политика силы принципиально изжила себя». Из этой концепции для него проистекал примат политики, а именно: переговоры, отказ от метода «игры с нулевой суммой» и смелая решимость преобразовать видение человечества в конкретную цель политических действий: «Единственно правильным путем является уничтожение ядерного вооружения, а также уменьшение и ограничение вооружения вообще». 15 января 1986 г. произошла настоящая политическая сенсация: тогдашний генеральный секретарь КПСС зачитал заявление, в котором посредством конкретных и выполнимых пошаговых инициатив прокладывался путь к освобождению мира от ядерного оружия до 2000 г.

Горбачев безустанно подчеркивал, что его «новое политическое мышление» не родилось в результате гигантских усилий за письменным столом, а постепенно, шаг за шагом вырабатывалось через взаимодействие с практической политикой, модифицировалось, вводилось в действие и дорабатывалось. «Новое мышление» и «новый подход» взаимно обуславливают друг друга. И поскольку Советский Союз изо всех сил последовательно продвигал эту политику, то в этот раз в области разоружения удалось добиться настоящих успехов: За сделанным вместе с Рональдом Рейганом совместным заявлением о том, что ни одна сторона не сможет выйти победителем из ядерной войны, а поэтому ее ни в коем случае нельзя развязывать, и что никакая сторона не должна стремиться к военному превосходству, последовали, среди прочего, полный запрет ядерных ракет малой и средней дальности наземного базирования, сокращение ядерных ракет стратегического назначения и уничтожение в общей сложности 80% всех ядерных боеголовок по всему миру.

Вторая мировая война, помноженная на две с половиной тысячи

Мы все быстро забыли об одном факте после окончания (первой) холодной войны: при всех успехах разоружения с точки зрения качества и количества оставшихся ядерных боеголовок по-прежнему с лихвой хватило бы, чтобы множество раз уничтожить все человечество! Применение всего лишь 5% от всего мирового количества ядерных бомб могло бы превратить нашу планету в лишенную жизни пустыню. Человечество в состоянии двадцать раз уничтожить нашу планету. Расположенные по всему миру более 15 800 ядерных боеголовок обладают разрушительной силой в 7 500 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что в пересчете означает взрывную мощность в 1 тонну на каждого человека или в 2 500 раз превышает убойную силу оружия во Второй мировой войне.

Что мы имеем на сегодняшний день? Наследие «нового мышления» откровенно беспечно пускается по ветру, договоры о разоружении и ограничении вооружения, благодаря которым удалось положить конец холодной войне, находятся на грани упразднения или уже расторгнуты, ядерные боеголовки подвергаются «модернизации». Иными словами — бесконтрольная ядерная гонка вооружений на всех уровнях и одновременно в нескольких регионах мира становится все более вероятной.

В этой связи возврат к принципам «нового мышления» необходим как никогда! Поэтому еще раз, даже если это будет уже в сотый раз, важно повторить:

Ядерная война не знает победителей, в ней могут быть только побежденные. Либо мы упраздним ядерную бомбу, либо ядерная бомба упразднит нас! Кто хочет мира, тот должен — если перефразировать классическую латинскую поговорку — готовиться к миру.

Если политики будут продолжать политику «новой эскалации», и на них не будет оказываться давления «снизу», то в конце концов нам угрожает геноцид в глобальном масштабе. Будь то военный в результате применения оружия массового уничтожения или же мирный — в виде климатической катастрофы. Пассивность или медлительность мы себе позволить не можем. По-прежнему остается в силе предостережение Эйнштейна: «Пацифизм, витающий в облаках, – это вздор. Надо практически работать для дела мира, надо бороться за мир, а не просто болтать о мире».


Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся