Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Власов

К.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД

7–10 июня 2019 г. министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас провел турне по странам Западной Азии. В ходе своего визита он посетил Ирак, Иорданию и Объединенные Арабские Эмираты, однако ключевое значение имели переговоры, которые он провел в Тегеране со своим иранским коллегой Мохаммедом Джавадом Зарифом.

Интересы ФРГ в этой ситуации заключаются в том, чтобы не допустить обострения кризиса и убедить иранские власти соблюдать СВПД. Сделать это, однако, весьма сложно — Берлин оказывается одновременно под давлением со стороны как Вашингтона, так и Тегерана. При этом действительно эффективные рычаги давления на США и Иран у Германии практически отсутствуют. По сути, германскому министру иностранных дел оставалось убеждать своего коллегу в том, что выход из сделки не в интересах, в первую очередь, для самого Ирана. Однако двухчасовая встреча Мааса и Зарифа, состоявшаяся 10 июня, в итоге не привела к положительному результату. Обе стороны, по сути, еще раз озвучили свою позицию.

Проблема ядерной программы Ирана обсуждалась и в ходе встреч Мааса со своими коллегами в трех арабских государствах.

7–10 июня 2019 г. министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас провел турне по странам Западной Азии. В ходе своего визита он посетил Ирак, Иорданию и Объединенные Арабские Эмираты, однако ключевое значение имели переговоры, которые он провел в Тегеране со своим иранским коллегой Мохаммедом Джавадом Зарифом.

Участие Федеративной Республики в делах региона имеет давнюю историю, где она стремилась поддерживать хорошие отношения со всеми государствами. Однако, надо признать, это удавалось далеко не всегда. Так, на пике арабо-израильского конфликта особые отношения с Израилем серьезно осложняли диалог ФРГ с арабскими государствами. Именно поэтому Германия выступала за урегулирование кризисов и конфликтов в регионе дипломатическим путем — в качестве примера можно назвать усилия бывшего министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера по решению палестинской проблемы.

Западная Азия важна для Германии по целому ряду причин. Речь идет не только об очевидных экономических интересах, но и о соображениях безопасности. Недавний миграционный кризис показал, какие серьезные последствия для Германии может иметь нестабильность в регионе. Кроме того, политическая элита ФРГ позиционирует свою страну как игрока с глобальной ответственностью, способного оказывать влияние на мировую политику, что неизбежно подразумевает активное участие в решении международных проблем.

В случае с Ираном ключевым вопросом на протяжении уже многих лет является его ядерная программа. Немецкая дипломатия проявляла значительную активность во время обострения кризиса вокруг проблемы иранского атома в 2006 г. Позиция ФРГ заключалась в отказе от любого силового давления на Тегеран и поисках дипломатического решения. Поэтому принятый в июле 2015 г. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) членами Совета Безопасности ООН и Германией с одной стороны и Ираном с другой полностью соответствовал немецким интересам. Однако выход США из СВПД в мае 2018 г. поставил под угрозу достигнутый результат и стал весьма неприятным сюрпризом для Берлина. Иран, в свою очередь, начал оказывать давление на европейские государства, Китай и Россию, требуя от них компенсировать потери, вызванные «жесткой линией» Вашингтона. В случае отказа Тегеран угрожает начать поэтапный выход из ядерной сделки и, более того, открыть границы для находящихся на территории страны афганских беженцев, спровоцировав тем самым новый виток миграционного кризиса в Европе.

Интересы ФРГ в этой ситуации заключаются в том, чтобы не допустить обострения кризиса и убедить иранские власти соблюдать СВПД. Сделать это, однако, весьма сложно — Берлин оказывается одновременно под давлением со стороны как Вашингтона, так и Тегерана. При этом действительно эффективные рычаги давления на США и Иран у Германии практически отсутствуют. Таким образом, немецкая дипломатия в лице Мааса оказалась в затруднительном положении. По сути, германскому министру иностранных дел оставалось убеждать своего коллегу в том, что выход из сделки не в интересах, в первую очередь, для самого Ирана.

Проблема ядерной программы Ирана обсуждалась и в ходе встреч Мааса со своими коллегами в трех арабских государствах. На прошлой неделе Лига арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива приняли совместную резолюцию, осуждающую действия Ирана как угрозу безопасности и стабильности в регионе. Интересы Тегерана на Ближнем Востоке, действительно, по многим вопросам сталкиваются с интересами арабских государств, и тенденция к усилению конфронтации на данный момент является очевидной. Это может привести к дальнейшей дестабилизации региона, что, как уже говорилось выше, совершенно не соответствует интересам Берлина. Поэтому одной из главных целей визита Мааса в Ирак, Иорданию и ОАЭ было обсуждение сложившейся ситуации и возможных шагов по ее урегулированию.

Ключевую роль играли переговоры в Тегеране. Однако двухчасовая встреча Мааса и Зарифа, состоявшаяся 10 июня, в итоге не привела к положительному результату. Обе стороны, по сути, еще раз озвучили свою позицию. Впрочем, рассчитывать на быстрый успех германской дипломатии в сложившихся условиях не было никаких оснований.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся