Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.92)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного института развития научного сотрудничества (МИРНаС)

Новость о приходе к власти в 2002 г. Реджепа Тайипа Эрдогана была с одобрением встречена в странах ЕС и в США. Он стал примером для Ближнего востока и всего исламского мира. Пришло осознание, что военные перевороты, совершенные в исламских странах светскими армиями, вместо сокращения исламских течений, наоборот, лишь укрепили и радикализировали их. Либеральные мыслители призывали перевести борьбу в мирное русло. Таким образом, все более политизировавшийся Ислам вместо того чтобы быть загнанным в подполье, посредством помещения «внутрь системы», став соратником власти и получив реальную ответственность, должен был обрести более демократические черты. Лидер Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган в первые 10 лет своего правления в определенной степени соответствовал этому видению. Реформы, проведенные во имя развития страны, и успех, достигнутый в экономике, вселили в людей надежду.

В первые годы его премьерства можно было наблюдать определенный прорыв благодаря полученным от коллективного Запада и от турецких либералов возможностям. Внешнему миру он показал картинку «мусульманского демократа, открытого Европе». На каждых последующих выборах он все больше укреплял свою власть, но со временем получил отравление ею. Он посчитал, что больше не нуждается ни в Европе, ни в поддерживавших его либералах; переехал в отстроенный для него дворец и примерил на себя роль султана, а затем принялся рушить опорные колонны, на которых держалась демократия, благодаря которой он пришел к власти. Р. Т. Эрдоган ограничил права человека, разделение властей, независимость судебной системы, секуляризм и свободу прессы, а также свободу выражения и свободу ассоциаций.

В ближайшее время правительство будет прагматично подходить к формированию государства с целью переустройства общества в соответствии со своими идеологическими ожиданиями и с учетом оперативных данных, полученных из компетентных источников. Действуя по ситуации и принимая во внимание существующие условия, оно прибегнет к определенной политической риторике. Иногда в качестве козыря правительство будет использовать критерии ЕС, а если увидит, что ситуация будет складываться не в его пользу, — спустя какое-то время откажется от этого; в какой-то момент оно инициирует мирный процесс для курдских групп и, отказавшись от него, начнет вытеснять курдские группы. Иными словами, оно будет заниматься социальной инженерией для укрепления и консолидации своей власти. А когда будет преодолена критическая отметка в вопросе получения власти, и партия почувствует себя в безопасности, тогда и появится их истинная повестка дня. Политическая партия, получив абсолютную власть, начнет преобразовывать и перекраивать систему.

Подобный подход и политическая культура, к сожалению, являются общей характерной чертой турецких партий и их лидеров. Причиной, по которой Турция во внешней политике из ситуации «ноль проблем с соседями» пришла к ситуации проблем со всеми соседями, является подобная нестабильность.

Местные выборы 31 марта стали для президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его партии началом периода преобразований. Потеря «важных» городов на выборах и последовавший за этим политический процесс потрясли Р. Т. Эрдогана и нанесли удар по его имиджу. «Потеря» мэрии Стамбула, последовавший за этим неопределенный период в 1,5 месяца, и, в конечном счете, отмена выборов Высшим избирательным советом без объяснения причин усилили разрушительное воздействие на правительство.

Р. Т. Эрдоган после потери Стамбула, света своих очей, больше не воспринимается как «неприкосновенный» и «непобедимый». Он потерял доступ к двери, ведущей к прибыли в сотни миллионов долларов, и остался лицом к лицу с засорами в преданных ему финансовых потоках.


Новость о приходе к власти в 2002 г. Реджепа Тайипа Эрдогана была с одобрением встречена в странах ЕС и в США. Он стал примером для Ближнего востока и всего исламского мира. Пришло осознание, что военные перевороты, совершенные в исламских странах светскими армиями, вместо сокращения исламских течений, наоборот, лишь укрепили и радикализировали их. Либеральные мыслители призывали перевести борьбу в мирное русло. Таким образом, все более политизировавшийся Ислам вместо того чтобы быть загнанным в подполье, посредством помещения «внутрь системы», став соратником власти и получив реальную ответственность, должен был обрести более демократические черты. Лидер Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган в первые 10 лет своего правления в определенной степени соответствовал этому видению. Реформы, проведенные во имя развития страны, и успех, достигнутый в экономике, вселили в людей надежду.

Избранный в 1994 г. мэром Стамбула Р. Т. Эрдоган после создания своей партии (ПСР) отправился в турне по столицам ЕС и США, чтобы заручиться их поддержкой. В США подобрали название для новой политики Р. Т. Эрдогана — «умеренный Ислам». «Умеренный Ислам», кому-то казавшийся реальным сценарием, был испробован на Турции. Военные, несколько раз закрывавшие исламистские партии, в конечном итоге были отодвинуты на обочину политического процесса, и Р. Т. Эрдоган, одержав победу на выборах, пришел к власти, принял пакеты реформ для интеграции с ЕС и пообещал обеспечить свободы. В первые годы его премьерства можно было наблюдать определенный прорыв благодаря полученным от коллективного Запада и от турецких либералов возможностям. Внешнему миру он показал картинку «мусульманского демократа, открытого Европе». На каждых последующих выборах он все больше укреплял свою власть, но со временем получил отравление ею. Он посчитал, что больше не нуждается ни в Европе, ни в поддерживавших его либералах; переехал в отстроенный для него дворец и примерил на себя роль султана, а затем принялся рушить опорные колонны, на которых держалась демократия, благодаря которой он пришел к власти. Р. Т. Эрдоган ограничил права человека, разделение властей, независимость судебной системы, секуляризм и свободу прессы, а также свободу выражения и свободу ассоциаций.

В кадровом составе ПСР резко начались преобразования. После того как государственные ресурсы и значительные полномочия были переданы приближенным людям, членам семьи и поддерживавшим Р. Т. Эрдогана бизнесменам, были отстранены критиковавшие такое положение дел кемалисты, алевиты, курды, интеллектуалы и интеллигенция. Иными словами, первый опыт прихода к власти политического Ислама вошел в историю как темное время.

Период частых выборов

На всех выборах, вплоть до парламентских выборов 7 июня 2015 г., Р. Т. Эрдоган был своего рода спасательным кругом ПСР, именно он был локомотивом партии и обеспечивал победу на выборах. Но локомотив потерпел крушение на выборах 7 июня, и ПСР не смогла консолидировать всю власть в своих руках. После того как Р. Т. Эрдоган, занимавший тогда пост президента, не наделил главную оппозиционную Республиканскую народную партию (РНП) полномочиями по формированию правительства, в стране воцарился хаос, возросло число терактов. В таких условиях страна, спустя пять месяцев, снова отправилась на выборы (1 ноября 2015 г.). Это было важным предупреждением для ПСР и лично Р. Т. Эрдогана, однако почему-то оно не было понято верно (или все сделали вид, что не поняли). Стереотип о том, что никто не может победить Р. Т. Эрдогана на выборах, был разрушен на выборах 7 июня.

В сохранявшейся атмосфере хаоса 24 июня 2018 г. были проведены выборы, по результатам которых были определены 600 новых депутатов 27-го созыва Великого Национального Собрания Турции. На самом деле, на выборах 24 июня ПСР вновь не получила необходимого числа голосов, однако благодаря успешной стратегии была создана коалиция при поддержке Партии националистического движения (ПНД) и Партии великого единства. Договорная коалиция под управлением ПСР осуществляла руководство страной.

Местные выборы 31 марта 2019 г.

По результатам, обнародованным Высшим избирательным советом, на местных выборах, проведенных в Турции 31 марта 2019 г., на должности мэра Стамбула победу одержал Экрем Имамоглу от Республиканской народной партии (РНП). Однако новый мэр Стамбула смог вступить в должность только спустя три недели после выборов, поскольку из-за возражений правящей партии в большинстве районов Стамбула голоса пришлось пересчитывать. Поражение ПСР на местных выборах в шести значимых и крупных городах в пользу кандидатов от РНП и «Хорошей партии» (при поддержке Демократической партии народов (ДПН)) произвело эффект землетрясения в турецкой политике. За этим событием последовали комментарии о том, что президент Реджеп Тайип Эрдоган, жестко раскритиковавший свою команду, выйдя на балкон для произнесения «победной» речи без сопровождения кого-либо от ПСР (с ним была только его супруга Эмине Эрдоган), дал понять, что он в курсе масштабных изменений, грядущих в партии и правительстве. ПСР потеряла значительное число голосов. Говорят, что процент голосовавших за нее снизился до 35¬–36%. До выборов результаты опросов наталкивали на предположения о том, что ПСР компенсирует свое поражение голосами за ПНД. А что произошло сейчас — Р. Т. Эрдоган представил не голоса за ПСР, а за «Альянс народа». В своем выступлении с балкона он ограничился лишь одной фразой: «ПСР — первая партия».

Стамбул — это наивысшая точка борьбы за выживание для политической партии. «Говоря о Стамбуле, мы говорим о Турции в целом», — заявлял президент Р. Т. Эрдоган. Этот город с 20-миллионным населением представляет собой самый большой источник финансовых вливаний в экономику Турции, являясь культурным и медийным центром. Главные офисы всех национальных телеканалов и газет расположены в Стамбуле, здесь определяется турецкая политика, здесь же началась политическая карьера действующего президента. В 1994 г. Р. Т. Эрдоган был избран мэром Стамбула от Партии благоденствия, относящейся к движению «Милли Гёрюш» («Национальный взгляд»). Мэрия Стамбула является попечителем десятков фондов, среди которых и те, что принадлежат сыну и дочери президента. Если Стамбул перейдет в руки РНП, то станет известно, были ли у ПСР незаконные расходы; кроме того, будут перекрыты «краны» для компаний-сторонниц ПСР на крупнейших тендерах Турции. Представляется, что именно в связи с этим и была начата серьезная борьба за лояльность Стамбула.

Высший избирательный совет отменил выборы в Стамбуле

Высший избирательный совет, рассматривавший возражения правящей ПСР, спустя полтора месяца отменил выборы в Стамбуле. Мандат избранного мэром кандидата от РНП Экрема Имамоглу был оперативно отозван, а датой новых выборов было назначено 23 июня 2019 г. Высший избирательный совет до сих пор не смог объяснить причины этого решения. В пресс-релизе отмечается, что отмена касается только мэрии Стамбула, однако это сообщение вызвало бурную дискуссию. Дело в том, что внутри каждого конверта, опущенного в урны для голосования, содержалось четыре голоса: за мэра, за членов городского совета, за главу администрации района и за главу квартала. Но почему-то Высший избирательный совет отменил только один пункт — кандидата в мэры Стамбула, — а оставшиеся три он признал действительными. Эта ситуация стала причиной возникновения споров внутри ПСР и привела к усилению оппозиционных голосов. Слухи о создании новой партии, ранее распространявшиеся шепотом, стали звучать все громче. Все четче стала слышна критика из уст предыдущего президента Абдуллаха Гюля. Появилась информация о работе по созданию партии Ахметом Давутоглу, уволенным с поста премьер-министра, и даже стала известна программа партии. Оппозиционные силы организовали уличные протесты.

Результаты выборов в Стамбуле применительно к Р. Т. Эрдогану и ПСР

Местные выборы 31 марта стали для президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его партии началом периода преобразований. Потеря «важных» городов на выборах и последовавший за этим политический процесс потрясли Р. Т. Эрдогана и нанесли удар по его имиджу. «Потеря» мэрии Стамбула, последовавший за этим неопределенный период в 1,5 месяца, и, в конечном счете, отмена выборов Высшим избирательным советом без объяснения причин усилили разрушительное воздействие на правительство. Обычно способная в любой день приступить к новым проектам (даже в случае проигрыша) партийная организация на этот раз была сконцентрирована на построении стратегии по возвращению себе Стамбула; это привело к росту усталости внутри партии.

Действующего сегодня гаранта продолжают обвинять в неспособности принять поражение. Связывание Р. Т. Эрдоганом, на протяжении 17 лет использующим все возможности правительства и в течение последних трех-пяти лет — возможности государства, результатов своей партии на выборах в Стамбуле с теориями заговора, привело к надлому последней веточки под названием «легитимность выборов», за которую он держался. Все элиты и эксперты единодушны в том, что высказанные до настоящего момента возражения не имеют особой значимости. Также интересно, что стала подвергаться сомнению легитимность двух последних выборов, а также народный референдум о переходе на президентскую систему. Еще один важный вопрос, который ставится под сомнение, — это отсутствие у Р. Т. Эрдогана диплома об окончании университета. Все это, безусловно, провоцирует дискуссии.

Реджеп Тайип Эрдоган является одновременно и председателем ПСР, и президентом страны. То есть будучи президентом страны, он должен «охватывать» весь народ, однако его противоречивые действия нередко становятся предметом критики. Например, очень сложно объяснить ситуацию, когда он опубликовал в Twitter сообщение с призывом к Турции объединиться «под общим знаменателем» и в тот же день после обеда во время похоронной церемонии не пожал руки избранному мэру от РНП Экрему Имамоглу. Так, он может занять позицию игнорирования победившего соперника. Такое отношение, продемонстрированное Э. Имамоглу, официально получившему свой мандат в Областной избирательной комиссии, свидетельствует о том, что Р. Т. Эрдоган все еще не принял кандидата, избранного «народным волеизъявлением».

Стамбульский кризис в действительности привел к потере статуса демократичности выборами, которые Р. Т. Эрдоган на протяжении стольких лет называл одним из элементов демократии. Правительство ПСР продемонстрировало всему миру, что выборы, проведенные после попытки переворота 2016 г. в условиях действовавшего режима чрезвычайного положения, не были проведены на справедливых и равноправных условиях. Сейчас ввиду непринятия правительством результатов первых после завершения чрезвычайного положения выборов, оно потеряло свой имидж. Все громче стали раздаваться предупреждающие голоса как внутри страны, так и за ее пределами. Поступили призывы от имени многих правительств европейских стран и США о необходимости признания результатов по Стамбулу и Анкаре. Таким образом, восприятие «непризнания итогов выборов» распространилось не только внутри страны, но и за ее пределами.

Р. Т. Эрдоган после потери Стамбула, света своих очей, больше не воспринимается как «неприкосновенный» и «непобедимый». Он потерял доступ к двери, ведущей к прибыли в сотни миллионов долларов, и остался лицом к лицу с засорами в преданных ему финансовых потоках.

Становление главной оппозиции

Победивший на выборах в Стамбуле кандидат от РНП Экрем Имамоглу впервые стал восприниматься в качестве политика, альтернативного Р. Т. Эрдогану. Мэр Стамбула, точно так же, как Р. Т. Эрдоган в 1994 г., появился в качестве непризнанного мэра после своей победы на выборах в Стамбуле, то есть в качестве пострадавшей стороны. На правительственных заседаниях в некоторых странах Запада и в новостных репортажах СМИ Э. Имамоглу стали называть возможным соперником Р. Т. Эрдогана. Учитывая, что Э. Имамоглу напоминает бывшего президента и политика Тургута Озала из-за почитания им консервативных корней сильной жилы ататюркизма, все это вселяет новую надежду.

Самыми успешными, или даже единственно успешными, выборами для лидера РНП Кемаля Кылычдароглу стали выборы 31 марта. Для участия в выборах РНП выбрала самого подходящего для крупных городов кандидата, а также ей удалось слаженно действовать с другими оппозиционными партиями. РНП на этот раз успешно противостояла махинациям с избирательными урнами, защитив партийные интересы. Благодаря своим представителям, в буквальном смысле лежавшим на мешках с голосами, внимательно следившим за каждым голосом, РНП снова вернула надежду на светлое будущее. Эти выборы стали показательными и с точки зрения того, что впервые к РНП обратились консервативные и религиозные слои Турции. «Хорошая партия» и «Партия счастья» также в значительной степени выполнили свои оппозиционные обязательства, выходя время от времени за границы своих идеологий.

Грядут перемены в подходе к курдам

Поддерживаемая в основном курдским населением Турции ДПН на этих выборах добилась преимущества посредством весьма разумной и хладнокровной стратегии, выдвинув своих кандидатов там, где у них были максимальные шансы на победу; а там, где вероятность хорошего результата была минимальной, она уступила кандидатам от других оппозиционных партий. ДПН внесла большой вклад в дальнейшую интернализацию курдской проблемы как внутри РНП, так и вне ее. Например, во время благодарственной речи получивший мандат Экрем Имамоглу произнес название партии ДПН — и зрители разразились аплодисментами и возгласами. В результате этих выборов стало очевидено, что общество не согласно с происходившим на предыдущих выборах — когда в мэрии и муниципалитеты, где побеждала ДПН, правительством назначались свои люди. В этот раз ДПН в тех же местах большинством голосов снова одержала победу.

Важно отметить, что успех ДПН на этих выборах показал, что ключ к победе на следующих находится в руках курдских избирателей и групп, состоящих из них. Осознав это, правительство сразу же изменило свое отношение к курдам и курдским лидерам. Безусловно, не случайно были возобновлены переговоры с лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллахом Оджаланом, содержащимся под стражей на одном из островов Мраморного моря, к которому на протяжении восьми лет не допускали адвокатов (всего он получил 780 отказов). В кулуарах поговаривали о том, что проводятся различные встречи, однако на этот раз встреча была проведена открыто. ПСР, до выборов 31 марта обвинявшая всех в сотрудничестве с РПК, и объявившая всех, кроме своих сторонников, предателями, села за стол переговоров с лидером РПК с целью получения голосов курдов на повторных выборах 23 июня в Стамбуле. Свежи в памяти примеры из прошлого, когда на выборах А. Оджалан значительно влиял на курдских избирателей. ПСР нужно не так уж и много дополнительных голосов для победы в Стамбуле.

Важная поездка в США

Юртер Озджан, представитель Республиканской народной партии (РНП) в Вашингтоне, заявил, что Р. Т. Эрдоган отправил в США Муджахита Арслана для заключения некоторых сделок. Ю. Озджан отметил, что Р. Т. Эрдоган, чтобы снова победить в Стамбуле и привлечь на свою сторону курдских избирателей, может объявить о прекращения огня в Кандиле. Ю. Озджан отметил, что: «После визита своего зятя и министра финансов Берата Албайрака, господин Тайип направил в Вашингтон одного из самых приближенных лиц — Муджахита Арслана. Подавляющее большинство его контактов находятся вне досягаемости посольства. После этого, возможно, последует заявление о прекращении огня со стороны США в Кандиле с целью привлечения на свою сторону курдских избирателей, мы должны следить за развитием этих событий».

Юртер Озджан заявил, что посредством этих переговоров Р. Т. Эрдоган нацелен сделать выборы в Стамбуле частью международной сделки. Отметив, что: «предметом сделки выступают С-400, безопасная зона, курдский прорыв и ситуация с Оджаланом. Очевидно, что предпринимаются попытки для превращения этого в международную сделку, получится это или нет, увидим». Ю. Озджан также отметил, что: «18 апреля США официально сообщили, что являются посредником между Турцией и Сирийскими демократическими силами (СДС), это произошло сразу на следующий день после того, как Экрему Имамоглу был вручен мандат. Это сообщение было озвучено на уровне заместителя министра обороны США. Мы направили парламентский запрос по этому вопросу. ПСР сначала ответила отрицательно, а затем заявила, что не поддерживает связь с Отрядами народной самообороны. После этого командир СДС Мазлум Кобани выступил с заявлением. Затем Оджалану позволили встретиться со своим адвокатом».

Тупики в экономике

Главное управление бюджетного учета и финансового контроля обнародовало бюджетные показатели за март. Прогнозируемый общий дефицит бюджета на 2019 г. составляет около 15 млрд долл. Иными словами, отношение дефицита бюджета к национальному доходу составляет около 2% процентов, и это очень хороший прогноз. Однако очевидно, что турецкие подсчеты не совпадают с внешними, поскольку только в марте дефицит бюджета составил 24,5 млрд турецких лир (около 4 млрд долл.). Другими словами, государственные финансы за один месяц показали годовой дефицит бюджета на 30,3% из прогнозируемых.

Директор Европейского департамента Международного валютного фонда Пол Томсон высказал предупреждения в адрес Центрального банка. Томсон отметил, что одной из первостепенных потребностей Турции является полностью независимая работа Центробанка. В интервью для американского новостного телеканала CNBC во время Весенней сессии МВФ в Вашингтоне П. Томсон сообщил, что: «Существует ряд проблем, стоящих перед Турцией, и одной из них является необходимость полной независимости Центрального банка для обеспечения постоянной оценки и ужесточения своей политики в соответствии с меняющимися условиями, если говорить о долгосрочной перспективе. Важно разрешить Центробанку Турции полностью независимо работать в таких сферах как денежно-кредитная политика, бюджетная политика и обеспечить еще большую прозрачность». Иными словами, очевидно, что у МВФ есть серьезные сомнения в независимости банковской системы Центробанка. Можно не любить МВФ, однако нельзя недооценивать его влияние на мировые рынки; и если МВФ, пусть мягко, но все-таки критикует независимость банковской системы Центробанка, как упомянуто выше, это означает, что турецкое государство не справляется с управлением второго по значимости после государственного бюджета столпа — Центрального банка (или справляется, но очень плохо, потому как Центробанк не обладает независимостью).

Были обнародованы данные по рынку труда за период с января по апрель 2019 г. Согласно этим данным, с учетом сезонных колебаний, уровень безработицы, кроме сферы сельского хозяйства, в период с января по апрель 2019 г. достиг показателя в 15,5%, увеличившись на 0,6%. Число безработных в цифрах достигло отметки в 4,193 млн человек. Показатели безработицы среди молодого населения, к сожалению, еще выше. Согласно докладу, подготовленному членом парламента от РПН и депутатом от Анкары Текином Бингёлем по случаю празднования дня молодежи и спорта 19 мая, каждый четвертый молодой человек — безработный. Кроме того, в 2018 г. уровень безработицы среди молодежи составлял 19%, увеличившись в 2019 г. до 26,1%. Число безработных молодых людей в широком понимании достигает 2 млн человек. Уровень безработицы при ПСР в сравнении с периодом до прихода партии к власти увеличился примерно на 4%. В то время как уровень безработицы среди молодежи в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 10,9%, в Турции этот показатель составляет 26%. Показатели инфляции имеют схожие характеристики — по данным Турецкого института статистики (TÜİK), годовой показатель инфляции составит 19,67%.

В заключение

Люди, ознакомившись с этими данными, на выборах показывают свое отношение к происходящему. Следовательно, можно предположить, что порядка 4 млн безработных избирателей захотят наказать правительство. Если Высший избирательный совет примет решение в пользу правительства, и Центробанк будет использоваться в качестве правительственной кассы, и вдобавок к этому, если возрастет число терактов, а восприятие справедливости и доверие к власти ослабнут, безусловно, избиратель будет вынужден искать альтернативы.

Зная это, правительство будет прагматично подходить к формированию государства с целью переустройства общества в соответствии со своими идеологическими ожиданиями и с учетом оперативных данных, полученных из компетентных источников. Действуя по ситуации и принимая во внимание существующие условия, оно прибегнет к определенной политической риторике. Иногда в качестве козыря правительство будет использовать критерии ЕС, а если увидит, что ситуация будет складываться не в его пользу, — спустя какое-то время откажется от этого; в какой-то момент оно инициирует мирный процесс для курдских групп и, отказавшись от него, начнет вытеснять курдские группы. Иными словами, оно будет заниматься социальной инженерией для укрепления и консолидации своей власти. А когда будет преодолена критическая отметка в вопросе получения власти, и партия почувствует себя в безопасности, тогда и появится их истинная повестка дня. Политическая партия, получив абсолютную власть, начнет преобразовывать и перекраивать систему. Подобный подход и политическая культура, к сожалению, являются общей характерной чертой турецких партий и их лидеров. Причиной, по которой Турция во внешней политике из ситуации «ноль проблем с соседями» пришла к ситуации проблем со всеми соседями, является подобная нестабильность.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.92)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся