Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Никита Кручиненко

Журналист-латиноамериканист

16 сентября 2019 г. правительство Венесуэлы объявило о достижении договоренностей с рядом представителей оппозиции о путях выхода из сложившегося в Республике политического кризиса. Этот шаг принесет дивиденды обеим сторонам, но вряд ли приведет к разрешению сложившейся ситуации, поскольку не учитывает интересы большей части оппозиции во главе с самопровозглашенным президентом Хуаном Гуайдо.

В понедельник, 16 сентября 2019 г., в здании Министерства иностранных дел Венесуэлы в центре Каракаса, где еще недавно еженедельно проходили многочисленные акции политических противников президента Николаса Мадуро, правительством Боливарианской Республики и частью местной оппозиции (той самой, которую власти называют умеренной) было подписано соглашение о создании Национальной комиссии по диалогу во имя мира — органа, в рамках которого стороны, как было заявлено, будут вести переговоры по широкому кругу вопросов. Данный механизм призван заменить собой прерванный в августе переговорный процесс на Барбадосе с участием членов кабинета министров Венесуэлы и представителей оппозиции, возглавляемой Хуаном Гуайдо (той самой, которую власти называют радикальной).

Договор также содержит еще шесть конкретных пунктов политического урегулирования венесуэльского кризиса. Так, согласно распространенному государственными СМИ тексту документа, стороны договорились о следующих шагах: 1) правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы (PSUV) вернется к работе в Национальной ассамблее — однопалатном парламенте, который находится под контролем оппозиционеров; 2) будет обновлен состав Центризбиркома; 3) власти освободят часть политзаключенных; 4) оппозиция публично подтвердит суверенитет Венесуэлы над территорией у реки Эссекибо на границе с Гайаной; 5) оппоненты правительства выступят с осуждением санкций, введенных США против Республики; 6) оппозиция поддержит программу правительства по экспорту нефти в обмен на покупку продовольствия и медикаментов из-за рубежа.

Со стороны оппозиции договоренности были скреплены подписями председателя партии «Решения для Венесуэлы» Клаудио Фермина, основателя «Гражданского движения за перемены» Тимотео Самбрано, генерального секретаря партии «Поступательное движение» Луиса Ромеро, председателя партии «Движение к социализму» Фелипе Мухики и члена партии «Красный флаг» Педро Велиса. Что интересно, руководство «Красного флага» уже успело заявить, что присутствовавший на церемонии заключения соглашения П. Велис сегодня не имеет к партии никакого отношения.

Меньшинство протестного большинства

Власти страны незамедлительно сообщили, что факт заключения соглашения свидетельствуют о готовности Н. Мадуро вести диалог со своими политическими оппонентами. Члены PSUV и государственное телевидение сразу обозначили официальную позицию: правительство готово общаться с различными силами во благо мира в стране, а единственные, кто делает ставку на военный сценарий, — это Х. Гуайдо и его соратники, за которыми стоят Соединенные Штаты. Неслучайно о достижении договоренностей было объявлено на следующий день после того, как лидер «радикальной» оппозиции Х. Гуайдо проинформировал о прекращении переговоров с правительством, возложив ответственность за срыв диалога на Н. Мадуро.

Несмотря на то, что новость о достижении соглашения с «умеренной» оппозицией имеет большое значение для будущего развития ситуации в стране, Каракасу все же стоит несколько снизить пафос своих высказываний, поскольку их обоснованность вызывает сомнения. Дело в том, что партии, подписавшие договоренности — «Решения для Венесуэлы», «Гражданское движение за перемены», «Поступательное движение» и «Движение к социализму», — представляют лишь незначительную часть венесуэльской оппозиции.

В парламенте, состоящем из 167 мест, большинством обладают оппозиционеры, которые в нынешнем созыве имеют 123 мандата. В данном случае стоит отметить, что к весьма размытому понятию оппозиции относятся все партии, не входящие в «Большой патриотический полюс Симона Боливара», который во время избирательной кампании получил поддержку Н. Мадуро и ядро которого составляют члены PSUV. При этом политики, документально выразившие стремление искать пути урегулирования кризиса в стране вместе с нынешним кабмином, представляют примерно 7% от всех оппозиционных депутатов: суммарно они объединяют лишь восемь законодателей. Таким образом, данное соглашение никак нельзя назвать инклюзивным.

Более того, народные избранники, поддерживающие Х. Гуайдо, не только проигнорировали церемонию заключения соглашения, но и раскритиковали действия своих коллег. Сам Х. Гуайдо назвал подписание документа «безответственным актом», а один из его ближайших соратников — Сталин Гонсалес — заявил, что «такой шаг ведет к усугублению внутриполитической ситуации». США и ЕС выступили с заявлением о необходимости политического урегулирования ситуации в Венесуэле на основе договоренностей с большей частью оппозиции. Таким образом, данное соглашение вряд ли станет переломным моментом в вопросе урегулирования венесуэльского кризиса, так как не учитывает интересы всех игроков.

Политзаключенные в обмен на парламент

В этом контексте кажется весьма любопытным более внимательно проанализировать пункты достигнутого соглашения. Главным и самым сенсационным из них, несомненно, является возвращение PSUV в парламент. В 2017 г. на фоне крупных акций протеста со стороны оппозиции партия объявила об уходе из Национальной ассамблеи, создав вместо этого Конституционную ассамблею, в обязанности которой вошла разработка нового основного закона страны. Впрочем, удивительным решение о возврате к парламентской работе представляется только на первый взгляд.

Данный шаг в реальности означает, что PSUV уже начала подготовку к выборам в Национальную ассамблею. По закону, они должны состояться в декабре 2020 г., так как нынешний состав парламента, избираемого сроком на пять лет, был сформирован по итогам выборов в декабре 2015 г. Тем не менее ранее один из руководителей PSUV Диосдадо Кабельо говорил, что новые парламентские выборы ввиду напряженной политической обстановки могут пройти раньше положенного срока — в конце 2019 г.

Для понимания повышенного интереса властей к грядущим выборам стоит сказать, что для действующего правительства они приобретают фундаментальное значение. К настоящему моменту оппозиции удалось сформировать альтернативные ветви власти: существует Верховный суд в изгнании (в прошлом году, например, заочно осудивший Н. Мадуро на 18 лет по делу о коррупции), в августе было представлено правительство во главе с основателем партии «Народная воля» (в ее рядах состоит Х. Гуайдо) Леопольдо Лопесом, работает Национальная ассамблея. Все это явно вызывает раздражение у официального Каракаса. Однако de facto обстоятельства сложились так, что лишь парламент способен «подпортить нервы» венесуэльскому правительству, поскольку решения судебного органа за границей носят эфемерный характер, члены назначенного кабинета министров в большинстве своем либо находятся за рубежом, либо под арестом, либо скрываются на территории посольств других государств. А вот депутаты Нацассамблеи по-прежнему продолжают политическую деятельность, хотя некоторые из них и были лишены неприкосновенности вследствие участия в протестных акциях. Таким образом, победа на выборах провластных кандидатов может сделать голос оппозиции гораздо менее слышным в публичном поле и лишить их последних реальных политических рычагов влияния.

С другой стороны, включение пункта о возвращении PSUV к парламентской работе означает неэффективность шага руководства партии по выходу из Национальной ассамблеи в 2017 г. Впрочем, издержки такого «разворота» для правительства весьма низки в свете возможных выгод в результате приближающихся выборов.

Вторым пунктом программы значится реформа Центризбиркома, которая уже давно назрела в стране. Изменение состава членов комиссии, безусловно, вряд ли сделает этот орган более независимым, но, по крайней мере, преобразования покажут готовность властей идти на компромисс даже по такому чрезвычайно чувствительному для них вопросу. «Умеренная» оппозиция, в свою очередь, сможет заявить о своей победе — одно из главных ее требований в итоге было удовлетворено.

В этой связи еще более значимой темой дискурса оппонентов Н. Мадуро является проблематика защиты прав человека, в том числе ситуация с политзаключенными в республике. Власти, с одной стороны, не признают политическую подоплеку процесса в отношении задержанных, но в то же время осознают, что, отпустив на свободу нескольких арестованных, они, во-первых, получат одобрение со стороны западноевропейских стран, а во-вторых, предстанут более гуманными в глазах собственных избирателей, что немаловажно в преддверии выборов.

Что касается Н. Мадуро, то для него гораздо более животрепещущей является тема суверенитета Венесуэлы над частью территории в бассейне реки Эссекибо на границе с Гайаной, также нашедшая свое отражение в тексте договора. Еще в 2006 г. боливарианское правительство утвердило новый вариант национального флага с восьмью звездами: семь из них, символизирующие семь исторических провинций страны, были и ранее, а дополнительная восьмая звезда ознаменовала приграничные с Гайаной и оспариваемые с ней участки. Дискуссия о принадлежности этих районов вновь разгорелась в Венесуэле пару недель назад, когда правительство обвинило Х. Гуайдо и его соратников в ведении переговоров о передаче этой территории Гайане с целью заручиться еще большей поддержкой мирового сообщества. После этого Генеральная прокуратура открыла новое дело в отношении лидера оппозиции по статье «измена родине». При этом сам Х. Гуайдо немедленно заявил, что считает земли в районе Эссекибо венесуэльскими.

Среди пунктов соглашения также присутствует необходимость публичного заявления представителей оппозиции о недопустимости внешнего давления на Венесуэлу путем введения ограничительных мер. В августе именно новый пакет американских санкций послужил причиной отказа Мирафлорес (название резиденции президента) проводить непрямые переговоры с оппозиционерами с участием посредников на Барбадосе. Власти Республики сочли действия Вашингтона «агрессивными и контрпродуктивными» и заявили о приостановке переговорного процесса.

Кроме того, в тексте договора нашлось место социально-экономическому аспекту выхода из кризиса. Поиск источников дохода для властей Венесуэлы сейчас важен как никогда. Рестрикции США в отношении крупнейшей венесуэльской государственной нефтяной компании «PDVSA» привели к падению уровня добычи нефти до рекордно низкого уровня с 1945 г. (менее 700 тыс. баррелей в сутки), а также способствовали снижению экспорта энергосырья. По словам венесуэльского экономиста Франсиско Рамиреса, предложенная программа «нефть в обмен на продовольствие» обсуждалась на переговорах правительства с представителями Х. Гуайдо. Однако ее реализация требует одобрения Соединенных Штатов, которые в условиях неприятия нового соглашения большей частью оппозиции вряд ли позволят ей воплотиться на практике. Изначально предполагалось, что эта программа будет работать по схожему принципу, что и в Ираке в период с 1995 по 2003 гг. — тогда она позволяла Багдаду продавать нефть для удовлетворения гуманитарных нужд населения. В итоге программа служила источником питания для 60% иракцев, а за время ее осуществления доходы от продажи нефти составили 65 млрд долл., 46 млрд долл. из которых были направлены на гуманитарные нужды.

Как заметно из обзора положений соглашения, стороны были вынуждены пойти друг другу на встречу, что в целом может позитивно отразиться на имидже каждой из них.

Курс на раскол

Помимо выборного контекста, соглашение также способствует решению, возможно, не менее острой проблемы режима на сегодняшний день: оно вбивает клин в единые ряды оппозиции. Члены парламента, в котором представлены десятки партий с самой разной идеологией — от либеральных и коммунистических до «зеленых» и просто «отколовшихся» чавистских (объединяющих сторонников бывшего президента Уго Чавеса, но несогласных с действиями Мадуро), — решили сотрудничать друг с другом только на основании антиправительственной риторики и жгучего желания свергнуть существующий режим. Хотя степень непримиримости в отношении властей у них была разной, именно неприятие режима оставалось единственной причиной союза оппозиционных партий.

Договорившись с частью оппозиции, Н. Мадуро явно расколол своих противников: «умеренные» и «радикальные» уже начали обвинять друг друга в предательстве национальных интересов. Боливарианское правительство хорошо знало, на какую из точек следует давить. В 2018 г. большая часть оппозиции бойкотировала президентские выборы, мотивируя это отказом Центризбиркома регистрировать ряд кандидатов. Однако партия «Поступательное движение» все равно приняла участие в голосовании, надеясь, что ее председатель Энри Фалькон (к слову, бывший чавист) сможет заручиться поддержкой большинства граждан в условиях тяжелейшего социально-экономического кризиса в Республике. Но план Э. Фалькона не сработал: приняв правила системы, он сам стал ее жертвой — по заявлению его предвыборного штаба, голосование, на котором победу в конечном счете одержал Н. Мадуро, прошло при массовых нарушениях, а его результаты были сфальсифицированы. Говорят, что снаряд не падает в одну и ту же воронку дважды, но Э. Фалькон и партия «Поступательное движение» своими действиями, кажется, опровергают эту истину.

Заключение договоренностей пусть и не снизит давление западных государств на Каракас, но укрепит позиции властей внутри страны, бросив тень сомнения на расхожее утверждение о несговорчивости Н. Мадуро.

Выгоды правительства очевидны. При этом та часть оппозиции, что пошла на диалог с режимом, тоже может пожать обильные политические плоды в результате этих договоренностей. Необходимо учитывать, что тех мощных протестов, что прокатились по всей стране зимой и весной текущего года, в течение последних месяцев уже не наблюдается. Акции стали реже, а число участников заметно уменьшилось. Это объясняется различными факторами. Во-первых, демонстранты устали от отсутствия немедленного эффекта манифестаций: позиции Н. Мадуро за полгода с того момента, как Х. Гуайдо провозгласил себя президентом, не сильно изменились — его по-прежнему поддерживают Вооруженные силы и спецслужбы, без перехода которых на сторону оппозиции сменить власть не представляется возможным. Во-вторых, многие граждане, недовольные Н. Мадуро, осудили призывы оппозиции к США применять все новые и новые меры в отношении властей. Значительная часть населения возлагает ответственность за ухудшение жизни в стране не только на действующее правительство, но и на Вашингтон, регулярно расширяющий санкции против Каракаса. Негативное воздействие рестрикций на венесуэльскую экономику было отмечено, в том числе, в докладе Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет. В условиях неприятия американских ограничительных мер и одновременно с этим недовольства мадуровским правительством так называемая умеренная оппозиция пытается стать третьей силой, которая будет способна привлечь разочаровавшихся сторонников как PSUV, так и Х. Гуайдо.

Тем не менее развитие ситуации в Венесуэле во многом будет зависеть именно от реакции Х. Гуайдо и его команды на данные договоренности. Пока дело ограничилось одними осуждениями. Возможно, радикальной оппозиции будет что предложить своим сторонникам после визита Х. Гуайдо в Нью-Йорк, куда он намерен отправиться на следующей неделе во время недели высокого уровня на Генассамблее ООН, чтобы встретиться с главами государств, признавших его временным президентом, в том числе — с хозяином Белого дома Дональдом Трампом.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся