Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Анна Абрамова

К.э.н., зав. каф. цифровой экономики и искусственного интеллекта группы компаний АДВ, доцент МГИМО, эксперт РСМД

11 октября 2019 г. в Женеве завершился ежегодный Форум ВТО по вопросам развития международной торговли. Палитра тем была очень разнообразной, но наибольшее внимание было уделено цифровизации международной торговли, электронной коммерции и торговле услугами, устойчивому развитию.

К дискуссии традиционно приглашаются представители разных заинтересованных групп — бизнес, государство, международные организации и университеты. С технологической точки зрения в этом году наибольшее внимание было уделено влиянию на международную торговлю и торговую политику искусственного интеллекта, больших данных и дополненной реальности. В значительно меньшей степени эксперты фокусировались на обсуждении технологий блокчейна. Это стало отражением сформировавшегося за прошедший год понимания их функциональной роли в обеспечении эффективности международной торговли и снижения спекулятивного ажиотажа.

Красной нитью сессий этого года по вопросам цифровизации стала тема данных и их трансфера при торговле товарами и услугами.

11 октября 2019 г. в Женеве завершился ежегодный Форум ВТО по вопросам развития международной торговли. Палитра тем была очень разнообразной, но наибольшее внимание было уделено цифровизации международной торговли, электронной коммерции и торговле услугами, устойчивому развитию.

К дискуссии традиционно приглашаются представители разных заинтересованных групп — бизнес, государство, международные организации и университеты. С технологической точки зрения в этом году наибольшее внимание было уделено влиянию на международную торговлю и торговую политику искусственного интеллекта, больших данных и дополненной реальности. В значительно меньшей степени эксперты фокусировались на обсуждении технологий блокчейна. Это стало отражением сформировавшегося за прошедший год понимания их функциональной роли в обеспечении эффективности международной торговли и снижения спекулятивного ажиотажа.

Красной нитью сессий этого года по вопросам цифровизации стала тема данных и их трансфера при торговле товарами и услугами. На Форуме ВТО традиционно громче звучит голос стран — технологических лидеров, которые в большинстве своем выступают за отказ от их локализации. Вопросы развития и равного участия в трансфере и использовании данных в интересах развивающихся стран обсуждались гораздо реже и преимущественно с подачи посетителей форума. Это отличает Форум от Недели электронной коммерции ЮНКТАД, где активно обсуждаются проблемы участия развивающихся стран в цифровой экономике. В настоящее время один из острейших вопросов на повестке дня для стран Африки и Латинской Америки — где и как встроиться в глобальные цепочки стоимости, основанные на анализе и трансфере данных. Вышедший в свет в сентябре этого года доклад ЮНКТАД о цифровой экономике ввел термин глобальные цепочки стоимости данных (global data value chain). Проблемой большинства развивающихся стран становится риск замыкания их участия в цифровой торговле в рамках поставщика «сырых» данных и зависимость от узкого круга цифровых платформ, контролируемых США и Китаем. Вошедший в широкое использование термин «платформизации» отражает формирующуюся сегодня трансграничную систему международной электронной коммерции, когда достаточно ограниченный перечень компаний доминирует на отдельных сегментах, монополизируя определенные направления цифровой торговли. Существующая в настоящее время система мер многостороннего регулирования международной торговли только способствует укреплению их доминирующего положения. Но вопрос, звучащий из уст представителей развивающихся стран, актуален и для многих развитых государств, где нет консенсуса по вопросам регулирования трансфера данных.

Проблемой большинства развивающихся стран становится риск замыкания их участия в цифровой торговле в рамках поставщика «сырых» данных и зависимость от узкого круга цифровых платформ, контролируемых США и Китаем.

Практика проведения мероприятий подобного уровня показывает, что даже на современном, начальном этапе развития цифровой экономики, вопросов, связанных с трансфером данных, на повестке дня гораздо больше, чем ответов. Существующие механизмы и международные соглашения по регулированию торговли товарами и услугами не позволяют обеспечить в полной мере интересы всех стран-участниц в цифровой экономике. Свыше 20 лет развития электронной коммерции показали, что регулирование по-прежнему носит фрагментированный характер на всех уровнях – национальном и тем более международном. Стремительное развитие цифровой экономики делает нерешенные вопросы еще более злободневными. Современный арсенал мер торговой политики позволяет регулировать торговлю товарами и услугами, но в значительной степени оставляет вне поля трансфер данных, товары в цифровой форме и новые виды услуг на основе применения искусственного интеллекта, блокчейна, больших данных и трехмерной печати. В этих условиях резко возрастают риски монополизации новых сегментов рынка ИТ и технологической зависимости отдельных стран.

России, заинтересованной в продвижении идей по локализации данных, необходимо активно участвовать в дискуссиях по вопросам формирования новых элементов многосторонней торговой системы, связанных с их трансфером. При реализации заявленного комплекса мер по развитию цифровой экономики и рационального применения мер торговой политики представляется возможным сохранение и укрепление технологического лидерства России по отдельным направлениям экспорта информационных технологий и услуг, реализуемых на их основе.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся