В имеющейся геостратегической конъюнктуре именно Россия все чаще воспринимается государствами Юго-Восточной Азии и АТР, не желающими избыточно втягиваться в водоворот американо-китайского противоборства, как наиболее приемлемый партнер, перспектива сотрудничества с которым связана с наименьшими рисками.
В настоящее время закупки российских вооружений рассматриваются рядом стран —Вьетнамом, Индонезией, Мьянмой, Бангладеш — как возможность обеспечения военного паритета с соседними государствами в высокотехнологичных вооружениях. Для России расширение двусторонних отношений в ЮВА и АТР позволяет проводить более диверсифицированную и сбалансированную политику в регионе, при этом максимально дистанцируясь от существующих между странами региона территориальных споров.
В имеющейся геостратегической конъюнктуре именно Россия все чаще воспринимается государствами Юго-Восточной Азии и АТР, не желающими избыточно втягиваться в водоворот американо-китайского противоборства, как наиболее приемлемый партнер, перспектива сотрудничества с которым связана с наименьшими рисками. Она проводит политику выстраивания многовекторного партнерства и не ставит категоричных условий в сфере ВТС.
В настоящее время закупки российских вооружений рассматриваются рядом стран, прежде всего Вьетнамом, Индонезией, Мьянмой, Бангладеш, как возможность обеспечения военного паритета с соседними государствами в высокотехнологичных вооружениях (а в отношении Китая — и в контексте численного доминирования НОАК). В таком случае вероятность зависимости от США в сфере закупок вооружений нивелируется, тем более если учитывать прецеденты применения Вашингтоном против отдельных стран санкций о поставке вооружений и запчастей. Для России расширение двусторонних отношений в ЮВА и АТР позволяет проводить более диверсифицированную и сбалансированную политику в регионе, при этом максимально дистанцируясь от существующих между странами региона территориальных споров.
Вьетнам
После распада СССР Вьетнам стал рассматривать Россию преимущественно как одного из выгодных партнеров в рамках более диверсифицированной системы внешнеполитических связей, ориентированной в т.ч. и на приоритетное развитие отношений США и Китаем. При этом сегодня именно США и Китай — крупнейшие внешнеторговые партнеры Вьетнама.
Показателем ориентированности Вьетнама на исключительно многовекторное развитие внешних связей в оборонной сфере стала ставка на неучастие в военных блоках и запрет размещения на своей территории иностранных военных баз. В сфере ВТС Вьетнам также делает ставку на диверсификацию закупок. При сохраняющейся приоритетной ориентированности на Россию Вьетнам установил масштабные связи с Израилем (закупки управляемого ракетного вооружения различных типов, организация
совместного производства стрелкового оружия), а также с западноевропейскими (Франция, Испания) и восточноевропейскими странами.
За Россией, стратегическое партнерство с которой для Вьетнама связано с наименьшими геополитическими рисками, сохраняется привилегированное положение в сфере ВТС. При этом и для России Вьетнам остается единственным государством в ЮВА, обладающим статусом стратегического партнера — в 2001 г. стороны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве.
Новый импульс ВТС между Россией и Вьетнамом получило в конце первой декады 2000-х гг. в условиях обострения отношений Вьетнама с Китаем из-за территориальных споров в акватории Южно-Китайского моря. В 2008 г. был подписан межправительственный меморандум о стратегии военно-технического сотрудничества на период до 2020 г. Вьетнам заключил с Россией крупные контракты на поставку истребителей, зенитно-ракетных комплексов, фрегатов, ракетных катеров и подводных лодок.
В числе крупнейших сделок последних лет — завершенная в 2016 г. поставка 12 истребителей Су-30МК2В, поставки патрульных катеров проекта 10412 «Светляк», постройка шести ДЭПЛ проекта 636, поставка и оказание технического содействия в строительстве на вьетнамских верфях 10 ракетных катеров проекта 12418 «Молния», поставки 4 фрегатов «Гепард 3.9». За последние пять лет суммарный вьетнамский объем закупок
российских вооружений (ок. 11% экспортных поставок российского ОПК) достиг сопоставимых размеров с китайским пакетом закупок, составив более 5 млрд долл.
Весьма тревожная тенденция — наблюдаемый в последние годы геополитический дрейф Вьетнама в сторону США, в рамках которого высока вероятность реализации двустороннего интереса к сотрудничеству в оборонной сфере. Показателем стремления США не просто нормализовать отношения, но и выстроить новый формат стратегического партнерства стала частичная отмена эмбарго на поставки вооружений Вьетнаму.
Интенсификации и углублению американо-вьетнамских отношений способствуют как двусторонние экономические интересы, так и совпадающие позиции относительно китайской экспансии в регионе. Существует риск все большей ориентированности Вьетнама на США как на реальный противовес китайской гегемонии в регионе. На этом США строит свою стратегию вовлечения Вьетнама (в числе прочих стран региона) в глобальный антикитайский альянс. Несмотря на объективные пределы возможного развития вьетнамо-американского партнерства в военной сфере [1], для России это взаимодействие является тревожным сигналом.
Филиппины
2016 год ознаменовался довольно крутым разворотом Филиппин от прежней исключительной ориентированности на стратегический союз с США в сторону расширения сотрудничества с Россией, в т.ч. и в оборонной сфере. Это стало поворотным моментом для ставшей привычной американской гегемонии в двусторонних отношениях. Как отмечала
The Wall Street Journal, заключение российско-филиппинского соглашения о ВТС, которое позволит Маниле впервые импортировать российское оружие, стало «поразительным, так как Филиппины — бывшая колония США, и их вооруженные силы созданы по американской модели».
Рубежным стало в 2016 г. заявление
президента Филиппин Родриго Дутерте о намерении расширить связи с Россией, в т.ч. в сфере ВТС, посредством предоставления Филиппинам выгодных условий кредитования закупок. При этом уже известный своими громкими заявлениями глава Филиппин, заявил, что собирается «перейти Рубикон» в отношениях Филиппин с США, и охарактеризовал выбранный им вектор внешней политики как «рискованные действия».
В феврале 2017 г. были проведены российско-филиппинские переговоры на уровне делегации Совета безопасности России и руководства Филиппин. Манила предоставила кораблям ВМФ России свободный доступ в территориальные воды, что стало демонстрацией нового статуса двустороннего партнерства в военно-политическом отношении. Анонсирована подготовка к заключению двустороннего соглашения по ВТС.
Установление геополитического партнерства и ВТС с Россией позволит Филиппинам в значительной степени нивелировать как возрастающее геополитическое влияние Китая, так и прежнее доминирующее влияние США в вопросах обеспечения национальной и региональной безопасности. При этом Филиппинам, имеющим территориальные споры с Китаем в районе архипелага Спратли, а также противостоящим экспансии зарубежных террористических группировок, требуется надежный поставщик для оснащения вооруженных сил. Для Манилы важно, чтобы поставщик не использовал, как это практиковали США, в качестве инструмента политического давления зависимость покупателя от постпродажной поддержки.
На фоне уже устоявшегося сотрудничества с Россией в сегменте энергоресурсов, важного для Филиппин для снижения зависимости от ближневосточных поставок [2], развитие ВТС может также стать фактором диверсификации внешнеторговых связей. Ранее Россия безрезультатно пыталась закрепиться на филиппинском рынке вооружений. В 2012 г. она участвовала в тендере на поставку учебно-тренировочных самолетов с предложением по Як-130 (тогда выбор был сделан в пользу южнокорейского FA-50H).
В числе перспективных сегментов закупок Филиппины обозначают комплексы ПВО для охраны протяженной прибрежной зоны (класса С-300), а также крылатые ракеты типа «Брамос», учитывая критическую значимость охраны судоходства в территориальных водах между многочисленными архипелагами. Однако значимому расширению оборонных закупок объективно будет препятствовать ограниченность закупочного бюджета филиппинских военных.
Индонезия, Бангладеш, Мьянма, Таиланд, Малайзия
Среди прочих стран региона, ориентированных на российские закупки вооружений, выделяются прежде всего Индонезия, Бангладеш и Мьянма. При этом масштабному расширению ВТС России с этими государствами препятствуют как сильные позиции на их рынках западных, китайских либо южнокорейских поставщиков, так и то, что отсутствуют значимые предпосылки ориентирования этих стран на геополитическое присутствие России в регионе. Тем не менее страны сохраняют ориентированность на российские поставки вооружений, которые им важны как фактор диверсификации внешнеполитических связей, а также проявляют заинтересованность в продолжении участия в совместных проектах в сфере энергоресурсов (в нефтегазовом, угольном, ядерном сегментах, технологий добычи и разведки), инициированных в рамках принятой в 2010 г. рабочей программы
энергосотрудничества Россия — АСЕАН.
Наиболее стабильны и менее подвержены влиянию политической конъюнктуры закупки российских вооружений Индонезией, включающие довольно широкий спектр военной техники — от противотанковых систем и бронетехники до противокорабельных ракет и истребителей. Ожидается, что Россия и Индонезия подпишут контракт на поставку ориентировочно 11 истребителей Су-35, а также
проведут перспективную модернизацию и продлят ресурс имеющегося парка индонезийских Су-27СК/Су-30МК. В числе прочих перспективных сегментов отмечаются согласование контракта на поставку трех самолетов-амфибий Бе-200, рассматриваемый выбор
плавающих гусеничных бронетранспортеров БТ-3Ф взамен украинских БТР-4, обсуждение
закупок подводных лодок проекта 636, а также возможное приобретение военно-транспортных самолетов Ил-76 МД-90А.
Поступательная динамика ВТС наблюдается между Россией и Мьянмой. Помимо закупленных в начале 2000-х гг. и в 2011-2014 гг. крупных партий российской военной техники и вооружений (30 истребителей МиГ-29С, 10 ударных вертолетов Ми-35П, 38 ЗРК «Тунгуска», а также ПЗРК «Игла-1»), в настоящее время Мьянма реализует подписанный в 2015 г. контракт по учебно-тренировочным самолетам Як-130 (предположительно — около 10 ед.). Также российскими двигателями РД-33 оснащаются закупаемые Мьянмой китайско-пакистанские истребители JF-17 (16 ед.).
Ориентированность на сохранение связей в ВТС с Россией сохраняет и Бангладеш, несмотря на традиционно лидирующие позиции, занимаемые на ее рынке Китаем. Номенклатурный перечень российских вооружений пока ограничивается закупками колесной бронетехники (БТР-80), транспортно-десантных вертолетов Ми-17/Ми-171Ш и ПТУР, однако в числе контрактов последних лет Бангладеш были также закуплены 16 учебно-тренировочных самолетов Як-130 (на сумму 800 млн долл). В дополнение к эксплуатируемой российским вертолетной технике власти Мьянмы в июне 2017 г. закупили 5 транспортно-десантных Ми-171Ш и планируют заключить контракт
на 6 боевых вертолетов Ми-35.
Несмотря на несколько ограниченный характер закупок российских вооружений, они являются индикатором заинтересованности Бангладеш в поддержании двусторонних связей, в т.ч. в контексте стремления расширить сотрудничество с Россией в иных стратегически важных сегментах, к примеру, в сфере энергетики. По данному направлению на российское участие ориентировано строительство первой в Бангладеш АЭС «Руппур», реконструкция эксплуатируемых ТЭС и реализация совместных проектов по разведке и разработке углеводородов.
Таиланд к настоящему времени пока ограничился партией из 36 ПЗРК «Игла-С» и 5 вертолетами Ми-17В-5, поставленных в 2011-2015 гг., а также закупкой
трех самолетов SSJ-100 Sukhoi Superjet для Минобороны. Несмотря на то что в силу геополитических и экономических ориентиров Бангкока на таиландском рынке доминируют США, Китай, а также западноевропейские поставщики, сохраняется потенциал для дальнейших закупок российских вооружений.
Взаимный интерес России и Таиланда к сотрудничеству в оборонной сфере закреплен подписанием в мае 2016 г. соглашения
о военном сотрудничестве, а также анонсированной в начале 2017 года закупкой Таиландом 12 транспортных вертолетов Ми-17В5, которые заменят американские CH-47D Chinook для обеспечения логистической поддержки и оперативного развертывания войск. При этом Таиланд, приняв решение о закупке российских вертолетов, в сегменте бронетанковой техники отказался
от вероятной закупки российских танков Т-90С, выбрав китайские VT-4 (MBT-3000).
С 2016 г. наметились предпосылки к реанимированию масштабных связей России с Малайзией, в 1990-х – начале 2000-х гг. входившей в число ключевых российских партнеров в сфере ВТС. После резонансных закупок крупных партий российских вооружений [4], Куала-Лумпур до недавнего времени фактически прекратил дальнейшие закупки. Этому способствовал ряд объективных и субъективных причин, в числе которых — смена внешнеполитического вектора Малайзии после ухода в 2003 г. администрации Махатхира Мохаммада и испытываемые определенные финансовые трудности, а также «проколы» российских поставщиков в части срыва контрактных обязательств и организации работ по сервисно-ремонтному обеспечению.
На встрече в мае 2016 г. Владимира Путина с малазийским премьером Наджибом Тун Разаком стороны высказывали намерение
развивать двусторонние связи, в т.ч. в ВТС, залогом чему станет планируемое подписание двустороннего соглашения о ВТС.
Свидетельством интенсификации двусторонних отношений в сфере ВТС стало подписание Малайзией в июле 2017 г. в ходе авиасалона МАКС 2017 ряда соглашений
с российскими компаниями в сегментах модернизации эксплуатируемых образцов российской военной авиатехники. В их числе — соглашения с РСК «МиГ» о проведении ремонта и модернизации парка истребителей МиГ-29N до уровня МиГ-29СМ, меморандум о сотрудничестве с Рособоронэкспортом по поставкам запасных частей для МиГ-29N и Су-30МКМ, пакет соглашений с Объединенной двигателестроительной корпорацией, предусматривающих проведение капитального ремонта турбореактивных двигателей АЛ-31ФП.
Среди новых и потенциально перспективных российских клиентов в Южной Азии можно отметить и Шри-Ланку, с которой в настоящее время согласовывается контракт на поставку патрульных кораблей «Гепард 5.1» (по данным российских СМИ, вероятнее всего, пока будет закуплена одна единица).
1. США вряд ли перейдут к масштабным поставкам Вьетнаму сложных систем ВВТ, как маловероятна и преимущественная переориентация Вьетнама на имеющие высокие геополитические риски закупки американских вооружений.
2. Саудовские поставки составляли ок. 57 % импорта, российские поставки — ок. 1/6.
3. В августе 2017 г. стороны подписали меморандум по программе встречной торговли, регулирующей компенсационные/офсетные закупки в рамках будущего контракта.
4. В том числе по 18 истребителей МиГ-29N и Су-30МКМ и комплектов различного ракетного вооружения к ним, совокупная стоимость сделок по которым достигла 2 млрд долл.