Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.1)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Богдасарова

К.полит.н., программный менеджер РСМД

Концепция «Глобальной Британии» появилась в преддверии выхода страны из Европейского союза, и наиболее полно была представлена в меморандуме Министерства иностранных дел и по делам содружества, изданного в марте 2018 г. Меморандум был представлен Комитету по международным отношениям Палаты лордов в ответ на их запрос о приоритетах внешней политики Великобритании в изменившихся мировых условиях. Концепция «Глобальной Британии», представленная в меморандуме, отражала решимость правительства приспособиться к изменениям в политике, которые наступят после Brexit, и, одновременно, провозглашала неизменность позиции Соединенного Королевства оставаться успешным глобальным внешнеполитическим игроком. Глобальное положение Великобритании, согласно документу, было обусловлено ее международным присутствием, укреплением ее международного авторитета и влияния и открывающимися после Brexit возможностями.

В документе указывалось, что Великобритания будет стремиться установить новое, глубокое и особенное партнерство с ЕС во имя защиты международного порядка и общих ценностей. А также отмечалось, что союз с Соединенными Штатами является одним из приоритетов и краеугольным камнем внешней политики страны после Brexit. Таким образом, в представлении правительства Глобальная Британия опиралась на свои политические амбиции и выстраивала внешнюю политику, опираясь на своих традиционных партнеров.

В начале переходного периода Великобритания столкнулась с необходимостью пересмотра места страны в системе международных отношений и пересмотра приоритетов своей внешней политики. Правительство приступило к подготовке Комплексного обзора вопросов безопасности, обороны и внешней политики после Brexit. Первоначально завершение и представление Комплексного обзора планировалось на осень 2020 г.

Королевский объединённый институт оборонных исследований принял активное участие в подготовке Комплексного обзора через издание RUSI Whitehall Reports — докладов о внешней политике, политике в области обороны и безопасности Великобритании. Изданные с разрывом в месяц — в феврале и марте 2020 г. доклады RUSI по внешней политике, политике в области обороны и безопасности демонстрируют изменения подходов правительства к приоритетам внешней политики страны. Документы предлагают пересмотр методов взаимодействия Великобритании на международном уровне и направлены на выработку интегрированной стратегии.


Со времен Британской империи Великобритания следовала традиции глобального поведения и не воспринимала себя на международном уровне только европейским игроком. Уже к XIX в. Британская империя располагалась на территории пяти континентов. Внутренние границы страны имели гораздо меньшее значение для британцев, чем границы империи, укрепляя в сознании нации силу и большие возможности Великобритании для развития торговли, социального патернализма и мессианства, а также защиты территорий в колониях, протекторатах и доминионах империи. Постепенно осознание могущества империи и глобальное мышление нации стали неотъемлемой частью национального самосознания, и до сих пор эти понятия в значительной степени определяют менталитет британцев. Как отметил генеральный директора Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) М. Чалмерс, в интервью журналу «Международная жизнь» в 2017 г., Великобритания всегда рассматривала свое влияние в мире больше, чем влияние любой европейской державы, и она всегда стремилась стать глобальным игроком.

Определение позиции Великобритании как глобального игрока можно найти в правительственных документах задолго до Brexit. В 2010 г. премьер-министр Д. Кэмерон представил парламенту обзор «Обеспечение безопасности Британии в эпоху неопределенности: стратегическая оборона и безопасность» по определению рисков национальной безопасности Великобритании и продвижению ее национальных интересов. В обзоре указывалось, что у Великобритании всегда были «глобальные обязательства» и «глобальные амбиции».

Концепция «Глобальной Британии» появилась в преддверии выхода страны из Европейского союза, и наиболее полно была представлена в меморандуме Министерства иностранных дел и по делам содружества, изданного в марте 2018 г. Меморандум был представлен Комитету по международным отношениям Палаты лордов в ответ на их запрос о приоритетах внешней политики Великобритании в изменившихся мировых условиях. Концепция «Глобальной Британии», представленная в меморандуме, отражала решимость правительства приспособиться к изменениям в политике, которые наступят после Brexit, и, одновременно, провозглашала неизменность позиции Соединенного Королевства оставаться успешным глобальным внешнеполитическим игроком. Глобальное положение Великобритании, согласно документу, было обусловлено ее международным присутствием, укреплением ее международного авторитета и влияния и открывающимися после Brexit возможностями.

В документе указывалось, что Великобритания будет стремиться установить новое, глубокое и особенное партнерство с ЕС во имя защиты международного порядка и общих ценностей. А также отмечалось, что союз с Соединенными Штатами является одним из приоритетов и краеугольным камнем внешней политики страны после Brexit. Таким образом, в представлении правительства Глобальная Британия опиралась на свои политические амбиции и выстраивала внешнюю политику, опираясь на своих традиционных партнеров.

«Глобальность» Великобритании всегда связывалась с ее членством в Содружестве. Являясь его частью, Великобритания взаимодействует с широкой сетью стран по всему миру, а также продолжает нести ответственность за 14 британских заморских территорий, обеспечивая конституционное управления и правовую безопасность, а после выхода страны из Евросоюза и защиту интересов этих территорий.

Меморандум Министерства иностранных дел и по делам содружества завершается обращением к мировому сообществу с призывом о защите мирового порядка, которому Великобритания будет следовать. А также констатируется, что выход Великобритании из ЕС не означает ослабления ее амбиций и обязательств на международном уровне.

Таким образом, концепция «Глобальная Британия», которой придерживалось правительство до начала переходного периода, была направлена на поддержание отношений с ЕС и европейскими союзниками на устоявшихся правилах международного порядка и, одновременно, демонстрировала уверенность Великобритании на мировой арене.

В начале переходного периода Великобритания столкнулась с необходимостью пересмотра места страны в системе международных отношений и пересмотра приоритетов своей внешней политики. Правительство приступило к подготовке Комплексного обзора вопросов безопасности, обороны и внешней политики после Brexit. Первоначально завершение и представление Комплексного обзора планировалось на осень 2020 г.

Королевский объединённый институт оборонных исследований принял активное участие в подготовке Комплексного обзора через издание RUSI Whitehall Reports — докладов о внешней политике, политике в области обороны и безопасности Великобритании. Изданные с разрывом в месяц — в феврале и марте 2020 г. доклады RUSI по внешней политике, политике в области обороны и безопасности демонстрируют изменения подходов правительства к приоритетам внешней политики страны. Документы предлагают пересмотр методов взаимодействия Великобритании на международном уровне и направлены на выработку интегрированной стратегии.

Первый доклад RUSI «Взять под контроль: вновь открытая роль национальных интересов во внешней политике и политике безопасности Соединенного Королевства» был опубликован 10 февраля 2020 г. В доклад утверждается, что отправной точкой внешней политики Великобритании должно быть четкое понимание интересов и ценностей c учетом стремительных изменений в международной среде, созданных Brexit. Констатируется, что Великобритания останется «глобальной» и после выхода из ЕС, как это было в течение последних четырех веков и будет следовать своим национальные интересам как внутри страны, так и за ее пределами. Важнейшими партнерами Великобритании по внешней политике и политике безопасности останутся государства Евроатлантического сообщества. Вместе с тем, однако, подчеркивается, что Великобритании следует избегать политики следования за ЕС или за США, подходы которых к Китаю, Ирану, Сирии, а также к изменению климата и к Всемирной торговой организации не совпадают с политикой Лондона.

В первом доклад RUSI Соединенному Королевству предлагается отказаться от признания того факта, что для взаимодействия на мировой уровне существует единая международная система, основанная на правилах, участники которой обязаны соблюдать эти правила. В докладе констатируется, что для решения серьезных международных проблем гораздо важнее опираться на коалиции крупных держав, чем опираться на систему правил и связывающих обязательств. Это предложение отчета выглядит особенно актуальным в настоящее время, когда продолжается рост числа националистически настроенных лидеров в ряде стран.

Что касается концепции «Глобальная Британия», определяющей место Великобритании в мире, то она признается в отчете устаревшей для развития будущих международных отношений. Эта концепция, по мнению автора доклада, является частью международной системы, основанной на правилах, которая в современных условиях потеряла свою ценность.

Второй доклад RUSI «Оборона и комплексный обзор: время тестирования» был опубликован в марте 2020 г., когда пандемия коронавируса охватила Великобританию. В связи с долгосрочными и непредсказуемыми последствиями пандемии завершение Комплексного обзора правительства политики безопасности, обороны и внешней политики было приостановлено. Предполагается, что Комплексный обзор будет представлен правительством в 2021 г.

Также как и в первом докладе, здесь указывалось, что основной движущей силой внешней политики и политики в области безопасности Великобритании должно стать продвижение собственных экономических интересов и интересов безопасности. Вместе с тем отмечалось, что со времени голосования по Brexit и вплоть до переходного периода правительству так и не удалось определиться с приоритетами внешней политики после Brexit. Авторы доклада анализируют выступление министра иностранных дел Д. Рааба перед Парламентом 13 января 2020 г., в котором были изложены приоритеты внешней политики правительства.

Как справедливо отмечается в докладе, обозначенные министром три краеугольных камня, вокруг которых должна строиться внешняя политика после Brexit (налаживание партнерских и союзнических отношений, поддержка свободной и открытой торговли и представление национальной миссии Великобритании как силы добра в мире), не являются достаточными для формирования внешнеполитических приоритетов страны.

Авторам доклада также не кажется убедительным новое обращение правительства к видению «Глобальной Британии». Для правительства «Глобальная Британия» не только определяет место Великобритании в мире, но и продолжает отстаивать ценности либеральной демократии и искреннюю приверженность международному правопорядку. Следует отметить, что министр Д. Рааб последовательно придерживается видения «Глобальной Британии» и позиционирования Соединенного Королевства в мировом сообществе как силы добра. Об этом он говорил и в 2019 г. накануне ежегодного заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Правительство Б. Джонсона, по его словам, намерено усилить роль Великобритании в мире как добропорядочного гражданина и перенести в ООН видение поистине Глобальной Британии как пример силы добра в мире.

Авторам второго отчета RUSI «Глобальная Великобритания» представляется устаревшим термином. Они настаивают на том, что Великобритании следует сосредоточиться на заключении многосторонних соглашений с учетом своих национальных интересов. При этом Великобритании всегда следует быть готовой защищать свои права. Вместо несостоятельной, с точки зрения авторов отчета, концепции «Глобальной Британии», правительству следует принять доктрину просвещенного национального интереса как ключевого фундамента для строительства новой внешней политики.

Таким образом, несмотря на критику со стороны экспертного сообщества и аналитических центров концепции «Глобальная Британия», она остается в арсенале правительства при формулировании подходов к внешней политике. Комплексный обзор вопросов безопасности, обороны и внешней политики, который правительство планирует представить в 2021 г., вероятно, сможет внести определенность относительно адекватности концепции «Глобальная Британия» в эпоху после Brexit.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.1)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся