Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Илья Тихонов

Выпускник МГИМО МИД России

Эммануэль Макрон неожиданно смело и откровенно поделился своими оценками текущего состояния международных отношений, обозначил контуры новой внешнеполитической стратегии Парижа, а также призвал переосмыслить отношения с Россией.

Выступление Э. Макрона свидетельствует о том, что высшее военно-политическое руководство Франции следит за изменениями миропорядка и готово реагировать на происходящие изменения, оперативно предлагая концептуальные решения. Вместе с тем очевидно, что на исполнительском уровне далеко не все разделяют взгляды президента. В конечном счете, успех обозначенной внешнеполитической стратегии будет зависеть не только от ее соответствия действительности, но и от способности французского лидера заставить собственное «глубинное государство» выполнять данные им инструкции.


Выступая 27 августа 2019 г. на ежегодном Совещании французских послов, Эммануэль Макрон неожиданно откровенно поделился своими оценками текущего состояния международных отношений, а также изложил основные принципы внешнеполитической линии, которой Париж, по его мнению, должен придерживаться в сложившихся условиях.

Прежде всего, президент Франции заявил, что мир сегодня переживает глубокую трансформацию, затрагивающую все без исключения сферы. Это касается в первую очередь изменения геополитического и стратегического ландшафта. Французский лидер признал, что эпоха доминирования Запада в международных отношениях подходит к концу. В его подаче это связано с общими ошибками западников в урегулировании «некоторых кризисов», политикой США (которую Вашингтон проводит на протяжении многих лет, а не только после прихода к власти Д. Трампа), увеличением количества конфликтов, а также появлением «новых держав» — Китая, России и Индии, — стремящихся пересмотреть существующий порядок и обладающих, в отличие от Европы, четкой стратегией, видением мира и силой воображения. Э. Макрон предлагает посмотреть правде в глаза: привычные устои разрушаются, а «традиционные» взгляды и подходы больше не соответствуют действительности.

Президент Франции отмечает, что рыночная экономика — один из столпов западного общества — переживает кризис. Гипертрофированная роль финансового сектора, технологический прогресс, а также глобализация привели к тому, что вся прибыль концентрируется в руках узкого круга крупных игроков. В результате вместо более справедливого перераспределения благ сегодня наблюдается повсеместный рост неравенства, которое становится «невыносимым».

Именно социально-экономическими проблемами Э. Макрон объясняет кризис западной политической модели. По его словам, средний класс (традиционная опора демократии) не видит для себя места в новом экономическом укладе и начинает неизбежно сомневаться в его справедливости, а заодно и в эффективности политического устройства. На этом фоне все большую популярность приобретают авторитарные режимы и «нелиберальные демократии». «Восстановить контроль» — так французский лидер формулирует основной запрос современного общества.

Еще двумя факторами, обуславливающими кардинальное переформатирование мира, президент Франции называет научно-технический прогресс и экологические проблемы. С одной стороны, получившие широкое распространение и динамично развивающиеся Интернет, социальные сети, искусственный интеллект проникли во все сферы общественной жизни и привели к ее глубокой трансформации. Этому в частности способствовала и глобализация образов, эмоций, знаний и информации. С другой стороны, сегодня человечество сталкивается с небывалыми изменениями окружающей среды, которые, как подчеркивает Э. Макрон, оказывают дестабилизирующее воздействие, провоцируя социальные, экономические, демографические, геополитические и миграционные кризисы.

Французский лидер исходит из того, что мир движется в сторону новой биполярности, где двумя центрами притяжения будут США и Китай. Э. Макрон не испытывает иллюзий: Париж не может на равных конкурировать с Вашингтоном и Пекином. В этих условиях, по его мнению, у Франции есть выбор между несколькими возможными стратегиями: игнорировать происходящие изменения и вести «business as usual», пойти по пути «косметических» реформ, ничего не меняя по сути, или присоединиться к одному из лагерей (разумеется, на правах младшего партнера). Однако все эти альтернативы по разным причинам президент Франции считает неприемлемыми.

По его мнению, единственная стратегия, которая позволит Парижу защитить свой суверенитет и сохранить идентичность, заключается в следующем: не сдаваться, пытаться влиять на направление развития мира, идти на риск, продвигать свое видение будущего, собственные принципы и идеалы. Базовой ценностью французской нации, ее кредо Э. Макрон считает гуманизм. Именно повсеместная защита и распространение прав и свобод человека должны стать основной целью внешней политики Франции (поскольку, как показывает опыт 1990–2000-х гг., расчет на их автоматическое утверждение во всем мире оказался несостоятельным). Причем достигать ее предстоит в условиях жесткой конкуренции с другими цивилизационными проектами.

Для успешной реализации этой стратегии Э. Макрон предлагает сконцентрироваться на пяти приоритетных направлениях.

Во-первых, он считает необходимым превратить Францию в «державу-балансира». По его мнению, Париж, опираясь на солидный военный, экономический, производственный и дипломатический потенциал, должен проявлять гибкость, иметь свободу рук, поддерживать отношения и вести диалог со всеми странами, какими бы серьезными ни были существующие противоречия. В практическом смысле это означает, что «враги наших друзей — не наши враги»: Франция остается союзником США, но не намерена слепо следовать в фарватере политики Вашингтона. Именно такого подхода, по словам Э. Макрона, Париж придерживается по отношению к Ирану, России и Китаю.

Во-вторых, французский лидер считает важным добиться по-настоящему «европейского суверенитета», взять под контроль «судьбу» континента. Причем дело не должно ограничиваться исключительно Евросоюзом — Э. Макрон считает, что эту задачу нужно решать в тесном сотрудничестве с Великобританией, даже если она выйдет из ЕС. Намечены конкретные направления работы: оборона (в том числе в рамках продвигаемой Парижем «Европейской инициативы по вмешательству»), безопасность границ, конкурентоспособность, технологии, финансы, цифровая сфера, культура. Президент Франции настаивает на том, что работы внутри «евроинститутов» недостаточно — необходимо также наращивать двусторонние связи с европейскими партнерами (чем, по его признанию, Париж долгое время пренебрегал).

В-третьих, Э. Макрон настаивает на выстраивании «обновленного партнерства» с государствами Средиземноморья и Африки, делая акцент на диалоге по линии гражданских обществ.

Кроме того, президент Франции по традиции говорит о многосторонности, особенно в сфере климата, сохранения биоразнообразия, здравоохранения, социальной защиты, образования, гендерного равенства.

Наконец, Э. Макрон требует от внешнеполитических структур изменить методы работы, привести их в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Французский лидер призывает послов быть решительными, инициативными, не бояться предлагать идеи. Речь также идет об интенсификации контактов с гражданскими обществами в других странах, а также об организационных реформах внутри МИД Франции и других ведомств.

Одним из центральных сюжетов всего выступления президента стала Россия. Э. Макрон неожиданно жестко раскритиковал собственное «глубинное государство», обвинил послов в саботаже его решений: «Иногда президент Франции говорит какие-то вещи, совершает поездки и делает заявления. А затем общая тенденция сводится к тому, что люди начинаю говорить: “Он что-то сказал, но в конце концов мы лучше знаем, что к чему, и продолжим действовать, как обычно”».

Французский лидер отмечает, что недоверие к России (иногда, по его признанию, справедливое) глубоко укоренилось в сознание дипломатов и даже зафиксировано во внешнеполитических документах: исходящая от Москвы киберугроза, обвинения в подрыве демократии, консервативный по своей сущности и направленный против ЕС «российский проект». По мнению Э. Макрона, такие взгляды уходят корнями в 1990–2000-е гг., когда между Россией и Европой возник «ряд недоразумений». Он признает, что в то время Европа действовала несамостоятельно, и это создало образ ЕС как «троянского коня» Запада, направленного против Москвы, в восприятии России. Э. Макрон не призывает забыть о разногласиях, старых обидах и конфликтах, но он настаивает на кардинальном пересмотре «российского вектора» внешней политики.

Для Э. Макрона главное, что Франция и Россия делят общий континент. Европа ничего не выиграет от жесткой конфронтации с Кремлем: она останется ареной российско-американской борьбы, замороженные конфликты не будут урегулированы, а европейский проект не сможет развиваться в благоприятных условиях. Президент Франции считает глубоко ошибочной линию на выдавливание России из Европы, поскольку она приведет либо к изоляции Москвы (одновременно с общим ростом напряженности), либо вынудит ее строить союзнические отношения с другими державами, например, с Китаем (это также не отвечает французским интересам).

Чтобы избежать этих сценариев, французский лидер предлагает создать новую архитектуру безопасности и доверия в Европе, которая включала бы в себя Россию. Он осознает, что это не соответствует интересам некоторых союзников Франции, однако идти на уступки в данном вопросе считает недопустимым. В этой связи Э. Макрон требует от послов двигаться в этом направлении, несмотря на попытки разных сил (в том числе и с российской стороны) им помешать. Речь идет о диалоге по урегулированию «замороженных кризисов», вопросам обычных вооружений, ядерного, биологического и химического оружия, космической стратегии, кибербезопасности. Ключевым условием для реального сближения России и Франции, по мнению Э. Макрона, остается реализация Минских соглашений.

Причем, как полагает французский лидер, Москва также должна быть заинтересована в сближении с Европой. По его оценкам, за последние пять лет России стала важным игроком во всех крупных конфликтах (в Сирии, в Ливии и т.д.), пользуясь слабостями и ошибками американцев и европейцев. Однако он считает сложившийся баланс сил хрупким и неустойчивым. Э. Макрон исходит из того, что Россия, делая значительные инвестиции в оборонную сферу и наводя страх на Европу, в то же время является колоссом на глиняных ногах: ее ВВП равен испанскому, население стареет и в целом сокращается, растет политическая нестабильность. Президент полагает, что Москва не должна становится младшим партнером Китая, поэтому ей необходимо показать альтернативный путь, разумеется, сохраняя требовательный диалог и не отказываясь от заявленных условий нормализации отношений.

Выступление Э. Макрона свидетельствует о том, что высшее военно-политическое руководство Франции следит за изменениями миропорядка и готово реагировать на происходящие изменения, оперативно предлагая концептуальные решения. Вместе с тем очевидно, что на исполнительском уровне далеко не все разделяют взгляды президента. В конечном счете, успех обозначенной внешнеполитической стратегии будет зависеть не только от ее соответствия действительности, но и от способности французского лидера заставить собственное «глубинное государство» выполнять данные им инструкции.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся