Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Людмила Печищева

К.и.н.., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

Наталья Сафронова

Студентка 4 курса, факультет международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

Ольга Сиволапова

Студентка 4 курса, факультет международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

Германия является страной-новатором в области электро- и теплоэнергетики. В числе приоритетных задач — внедрение новых технологий энергосбережения и разработка концепций для ускоренного перехода на ВИЭ. На государственном уровне стратегическая поддержка главным образом исходит от Федерального министерства экономики и энергетики Германии (BMWi), Федерального агентства окружающей среды (BMU), а также различных исследовательских центров и некоммерческих организаций.

Вопрос возобновляемой или так называемой зеленой энергетики в ФРГ стоит наиболее остро сегодня. Сфера возобновляемой энергетики требует инвестиций, и все это закономерно ложится налоговым бременем на рядовых немецких потребителей. Для обеспечения льготных выплат производителям электроэнергии в рамках закона о ВИЭ была введена плата за продвижение, которая потом идет на компенсацию инвестиций. Из-за этого возникает парадокс: «зеленая» энергия дороже и оттого менее привлекательна по сравнению с традиционной, что противодействует усилиям правительства ФРГ, содействующим переходу на возобновляемую энергию. Конечно, интерес к ВИЭ не пропал и все еще, судя по статистике, остается высоким, но вопрос цены такого перехода волнует рядовых немцев всё больше. Если государство не сумеет оперативно среагировать на проблему ценообразования, то социальное недовольство отразится не только на скорости повсеместного принятия ВИЭ, но и на политическом ландшафте страны.


Реализация проектов «мирного атома» была правильным для ФРГ решением — особенно это проявилось в 1970-е гг., во время энергетического кризиса, «нефтяного эмбарго» и его последствий. Однако параллельно с развитием АЭС правительство ФРГ задумывалось о поиске альтернативных источников энергии, в частности, после глобальных аварий на АЭС. В 2000 г. правительство ФРГ и владельцы АЭС заключили «атомный консенсус», по которому все действующие атомные электростанции страны должны быть закрыты до 2022 г. без права открытия новых.

В 2002 г. вступил в силу закон «О регулируемом прекращении использования ядерной энергетики для промышленного производства электроэнергии» («Gesetz zur geordneten Beendigung der Kernenergienutzung zur gewerblichen Erzeugung von Elektrizität»), который закрепил решение правительства ФРГ отказаться от использования атомных электростанций.

Переход на экологическую осознанность в Германии на государственном уровне начался в последней трети XX в. В 1974 г. было создано Федеральное агентство окружающей среды. Уже спустя четыре года появился сертификат «Голубой ангел», определявший экологически-дружественные продукты. Одновременно с этим происходило усиление партии «Зеленых», пробившихся в 1980-е гг. в Бундестаг.

С 1986 г. в ФРГ стали рассматривать варианты альтернативных источников энергии. Популярность стали набирать ветряная и солнечная энергия, а также переработка биомассы, гидроэнергетика в Германии развивалась в сравнительно меньшей («степени. Особенности климата в Германии обусловили выбор в сторону большего использования ветряной энергии. Ветряные парки сегодня — набирающий популярность феномен в структуре энергопотребления Германии. Солнечная энергия в стране в основном представлена фотовольтаическими батареями.

По мере того, как политики из партии «Зеленые» публично высказывали важность повышения энергетической ответственности в ФРГ, был разработан и внедрен закон о возобновляемых источниках энергии. Затем было создано Министерство экологии, охраны окружающей среды и ядерной безопасности, а в 1991 г. был введен первый «зеленый» тариф. Регулирование спроса на экологически опасные источники энергии выразилось и в эко-налоге. Принцип «взимай с плохого на хорошее» предполагал повышение цены на бензин и электричество, произведенное из ископаемого топлива. Более того, собранные деньги шли на «добрые», нужные статьи расходов; например, на компенсацию трудовых пенсий и пособий. С каждым годом налог увеличивался, статистика при этом отражала успех программы: потребление топлива сокращалось, популярность общественного транспорта росла.

Первый закон в Германии «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии» был принят в 1991 г. и заменен в 2000 г. на закон «О возобновляемых источниках энергии» (EEG), на котором основывается Концепция «энергетического поворота» от 2010 г. Закон закрепил приоритетную роль возобновляемой энергии и гарантировал льготный тариф для производителей «зеленой» электроэнергии на 20 лет. Таким образом, владельцы солнечных панелей и ветровых парков получили доступ к сети, а энергию, которую они производят, по закону, обязаны закупать операторы сети, что значительно усилило позиции возобновляемой энергии перед традиционной. Закон гарантирует компенсацию инвестиций, потраченных на внедрение технологии добычи энергии из альтернативных источников. Однако возникло такое понятие, как парадокс «Energiewende», связанный с тем, что как бы ни развивалась отрасль ВИЭ в Германии, ключевые цели (особенно по снижению выбросов CO2) не достигаются. Снижение выбросов СО2 едва достигает 30% вместо намеченных 40%.

Германия является страной-новатором в области электро- и теплоэнергетики. В числе приоритетных задач — внедрение новых технологий энергосбережения и разработка концепций для ускоренного перехода на ВИЭ. На государственном уровне стратегическая поддержка главным образом исходит от Федерального министерства экономики и энергетики Германии (BMWi), Федерального агентства окружающей среды (BMU), а также различных исследовательских центров и некоммерческих организаций.

Вопрос возобновляемой или так называемой зеленой энергетики в ФРГ стоит наиболее остро сегодня. Конечно, существуют как плюсы, так и минусы замещения традиционных источников возобновляемыми источниками энергии. К позитивным последствиям внедрения альтернативных источников энергии можно отнести, во-первых, по сравнению с традиционной энергетикой большую экологичность ВИЭ (но не 100%); во-вторых, среднесрочную экономию для государства и промышленности страны; в-третьих, положительную имиджевую репутацию государства как экологически и технологически развитой страны; в-четвертых, привлечение инвестиций, особенно в проекты «устойчивого развития»; в-пятых, развитие науки и современных технологий.

Однако необходимо отметить и отрицательное влияние ВИЭ для Германии. Во-первых, одной из главных проблем, с которыми рискует столкнуться Германия, — зависимость от природных катастроф и изменения климата. На фоне активно разворачивающейся кампании по ликвидации атомных электростанций, а также из-за отказа от «грязной» угольной энергии немецкие домохозяйства в случае определенных неблагоприятных природных условий (поскольку немецкие ВИЭ — это, в первую очередь, ветер, солнце и биомасса) лишаются своеобразного спасательного круга. В связи с этим сотни тысяч хозяйств по всей Германии будут испытывать серьезные проблемы с тепло- и электроснабжением. Во-вторых, существуют нерешенные проблемы, касающиеся способов хранения энергии, получаемой из ВИЭ, поэтому солнце и ветер значительно проигрывают ископаемым источникам. В-третьих, стоит острая необходимость в разработке современных технологий по накоплению и хранению «зеленой» энергии, и этот вопрос стал одним из важнейших на повестке дня в Германии. Кроме того, возникнут очевидные высокие затраты на переориентацию на экологически безвредную энергетику в ФРГ. Развитая еще с ХХ в. угольная промышленность представляется более привлекательной, чем перспектива дополнительных затрат на внедрение новых технологий. ФРГ является одной из стран Евросоюза с самым высоким налогообложением, следовательно, сфера возобновляемой энергетики требует инвестиций, и все это закономерно ложится налоговым бременем на рядовых немецких потребителей. Для обеспечения льготных выплат производителям электроэнергии в рамках закона о ВИЭ была введена плата за продвижение, которая потом идет на компенсацию инвестиций. Из-за этого возникает парадокс: энергия из ВИЭ дороже и оттого менее привлекательна по сравнению с традиционной, что противодействует усилиям правительства ФРГ по переходу на возобновляемую энергию. Конечно, интерес к ВИЭ не пропал и все еще, судя по статистике, остается высоким, но вопрос цены такого перехода волнует рядовых немцев больше. Если государство не сумеет оперативно среагировать на проблему ценообразования, то социальное недовольство отразится не только на скорости повсеместного принятия ВИЭ, но и на политическом ландшафте страны.

Очевидно, что немногие страны даже в ЕС так активно борются за сохранение экологического баланса. До сих пор существуют противоречия внутри Германии относительно того, какие нужны реформы на этом направлении. Сторонники немецкого экологического курса считают, что Energiewende — успешный пример того, как ФРГ может снизить вредные выбросы в атмосферу без заметного ущерба для себя. Критики склонны полагать, что программа неэффективна из-за нехватки статистических данных и фундаментальных исследований. Более того, высокие налоги, введенные для поддержки производителей энергии из ВИЭ, негативно отражаются на благосостоянии граждан ФРГ, отказ от традиционных источников энергии лишает целые регионы страны рабочих мест, а стихийность «зеленых» источников угрожает энергетической стабильности государства. Поэтому все эти вопросы, учитывая социально-экономические и политические реалии, должны рассматриваться комплексно и с перспективой на будущее.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся