Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Александр Крамаренко

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член СВОП

28 августа 2019 г. премьер-министр Борис Джонсон уведомил парламентариев, находящихся на летних каникулах, о намерении его правительства просить королеву завершить текущую сессию Палаты общин сразу же после её возобновления 3 сентября. Цель — начать с 14 октября новую сессию традиционной «тронной речью» королевы, которая на деле является изложением законодательной программы правительства. Парламентариям обещана «захватывающая» повестка дня.

Демарш Джонсона застал врасплох оппозицию, только что объединившуюся, чтобы не допустить выхода страны из Евросоюза, который должен произойти автоматически 31 октября, если правительство и Брюссель не договорятся о его переносе на более позднюю дату.

Собственно, в срыве этого ключевого обещания Джонсона британцам состояла тактика фактически блокировавшихся с оппозицией партнеров по ЕС, которые тут же заявили — вопреки соответствующим высказываниям А. Меркель, Э. Макрона и Д. Туска — о том, что никто не собирался вскрывать достигнутое с Т. Мэй соглашение, трижды заветированное Палатой общин. В числе прочего Джонсон действовал с целью лишить Брюссель иллюзии, что такой план удастся и тогда им не надо будет идти ему на уступки до 31 октября, дабы снять с себя ответственность за выход Лондона без предварительного соглашения, что создало бы проблемы для обеих сторон.

28 августа 2019 г. премьер-министр Борис Джонсон уведомил парламентариев, находящихся на летних каникулах, о намерении его правительства просить королеву завершить текущую сессию Палаты общин сразу же после её возобновления 3 сентября. Цель — начать с 14 октября новую сессию традиционной «тронной речью» королевы, которая на деле является изложением законодательной программы правительства. Парламентариям обещана «захватывающая» повестка дня.

Демарш Джонсона застал врасплох оппозицию, только что объединившуюся, чтобы не допустить выхода страны из Евросоюза, который должен произойти автоматически 31 октября, если правительство и Брюссель не договорятся о его переносе на более позднюю дату.

Собственно, в срыве этого ключевого обещания Джонсона британцам состояла тактика фактически блокировавшихся с оппозицией партнеров по ЕС, которые тут же заявили — вопреки соответствующим высказываниям А. Меркель, Э. Макрона и Д. Туска — о том, что никто не собирался вскрывать достигнутое с Т. Мэй соглашение, трижды заветированное Палатой общин. В числе прочего Джонсон действовал с целью лишить Брюссель иллюзии, что такой план удастся и тогда им не надо будет идти ему на уступки до 31 октября, дабы снять с себя ответственность за выход Лондона без предварительного соглашения, что создало бы проблемы для обеих сторон.

Неудивительно, что оппозиция вне себя, обвиняя премьера чуть не в конституционном кризисе, а то и перевороте. На деле Джонсон действует в рамках своей конституционной компетенции, наделяющей главу правительства почти диктаторскими полномочиями. Королева не может отклонить его рекомендацию — именно тогда и случится подлинный, а не надуманный конституционный кризис. Пока оппозиция планирует оспаривать в суде не возможное решение монарха — его действия, не нарушающие конституционный порядок, неподсудны, а саму рекомендацию Джонсона.

Легко предположить, что дело оппозиции Брекзиту в Парламенте будет проиграно. Дело в том, что на референдуме в июне 2016 г. британский электорат вполне определенно решил («за» голосовали 17,4 млн чел. или 51,9% участвовавших в референдуме), что надо выйти из ЕС, причем это решение не было никак обусловлено. И уж затем его противники стали замутнять ситуацию, говоря о «мягком» (по соглашению с ЕС) и «жестком» (то есть без соглашения и с хлопаньем дверью) Брекзите. Найджел Фарадж, создавший для спасения дела всей своей жизни Партию Брекзита, прав, когда утверждает, что Брекзит может быть только «жестким»: для ЕС речь идет о спасении европроекта и там не заинтересованы договариваться на взаимоприемлемых условиях. Соглашение Мэй означало виртуализацию Брекзита — с формальным выходом, но сохранением фактического членства Лондона в Таможенном союзе ЕС, что исключало возможность заключать торговые соглашения с третьими странами, включая США. Согласно опросам, 72% британцев не хотят, чтобы парламентарии мешали Джонсону реализовать мандат референдума. Как раз перспектива его заматывания правительством, да ещё практически в сговоре с Брюсселем, грозила кризисом британской демократии и всей конституционной системы страны. Это понимают и в Букингемском дворце.

В принципе нельзя исключать и вотума недоверия кабинету Джонсона. Но даже если это случится, всеобщие выборы пройдут уже после 31 октября, а значит, и потеряют смысл как инструмент проведения повторного референдума. К тому же, Джонсон сам не прочь провести новые выборы, скажем, весной-летом следующего года, в русле дихотомии «парламент против народа». Как бы это кому-то ни нравилось, представительная демократия в лице парламентариев не может противопоставляться прямой в форме того же референдума.

Брекзит откроет новую главу в национальной жизни, косвенно определив членство в ЕС как историческую случайность, обусловленную обстоятельствами холодной войны. Он вернет Великобританию к её судьбе, то есть станет выражением фатальности (по Бодрийяру), и создаст условия для мобилизационного проекта элит в соответствии с требованиями нового этапа мирового развития и национальным самосознанием.

Вслед за политикой Трампа, которую он отчасти вызвал к жизни, выход из ЕС положит начало демонтажу западного альянса, пережившего свой смысл существования, о чем на днях неплохо и по-своему говорил Э. Макрон на совещании французских послов. Нет сомнений и в том, что открывается новая глава в европейской политике, которая до сих пор находилась в тени холодной войн. Это «обретенное (уже настоящее) время» будет иметь огромные последствия для России, которая в возобновившейся внутризападной биполярности англосаксы-немцы сможет наконец выступить на стороне ЕС/Европы/Германии — как это ни называть.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся